Меню

Заполнить таблицу электрический ток в различных средах 10 класс



Таблица электрического тока в различных средах

Одним из основных свойств электрического тока, является его способность к проводимости в разных условиях. Степень проводимости для каждого случая отличается между собой. Поэтому, когда изучается электрический ток в различных средах, таблица помогает наглядно представить, какими качествами он обладает в том или ином случае. Все вещества, в соответствии с их электрической проводимостью, разделяются на несколько основных категорий.

Металлы, как проводники электрического тока

При прохождении электрического тока в металлах, существенных изменений не наблюдается, за исключением обязательного нагрева. Металлы отличаются высокой концентрацией электронов, влияющих на уровень проводимости. Происходит их постоянное движение с высокой скоростью.

В узлах кристаллических решеток металлов располагаются положительные ионы, производящие тепловые колебания. В промежутках между ними происходит движение свободных электронов, которым придается ускорение с помощью электрического поля.

Движение электрического тока в полупроводниках

Таблица электрического тока в различных средах

Полупроводники обладают собственными свойствами, влияющими на проводимость. Основой их проводимости является р-п переход. Повышение температуры вызывает увеличение удельного сопротивления вещества. При этом, возрастает количество свободных электронов, на месте которых остаются виртуальные заряды, называемые дырками.

Поэтому, основной особенностью электрического тока в полупроводниках, является движение не только свободных электронов, но и дырок. При росте температуры, проводимость увеличивается из-за резкого снижения сопротивления.

Жидкость и газ – эффективные проводники

Всем известно, что дистиллированная вода не является проводником. Однако, если опустить в нее хотя-бы один кристалл обычной соли, произойдет замыкание цепи. Это вызвано появлением в воде свободных носителей зарядов. Происходит явление электролитической диссоциации, когда молекулы распадаются на ионы под воздействием растворителя. Такие жидкие проводники, где содержатся подвижные носители зарядов, называются электролитами.

Газы в обычном состоянии, как и дистиллированная вода, также являются диэлектриками, поскольку содержат нейтральные молекулы и атомы. Все эти частицы не имеют зарядов и придают газам высокие изолирующие свойства. Для того, чтобы газ стал проводником, в нем необходимо присутствие заряженных частиц в виде свободных носителей зарядов.

Как правило, проводниками являются ионизированные газы с положительными и отрицательными ионами. Проводимость в газах может быть создана самостоятельно, или путем искусственного внесения в них заряженных частиц.

Проводники и диэлектрики в электрическом поле

Применение электрического тока в металлах

Направление электрического тока

Определение электрического тока

Электрический ток – сила тока

Чем отличаются проводники от полупроводников

Источник

Электрический ток в различных средах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Электрический ток в различных средах»

Электрический ток в различных средах

Электролиты

Полупроводники

Заряды, обуславливающие ток

Возникновение зарядов

Изменение сопротивления при нагревании

Применение в технике

Электрический ток в различных средах

Электролиты

Полупроводники

Заряды, обуславливающие ток

Возникновение зарядов

Уже имеются в металле

Изменение сопротивления при нагревании

Увеличивается (влияние теплового движения)

Применение в технике

Электрический ток в различных средах

Электролиты

Полупроводники

Заряды, обуславливающие ток

Возникновение зарядов

Уже имеются в металле

Появляются в ходе электролитической диссоциации

Изменение сопротивления при нагревании

Увеличивается (влияние теплового движения)

Уменьшается (увеличение скорости движения ионов)

Применение в технике

Гальванопластика, получение меди и алюминия

Электрический ток в различных средах

Электролиты

Полупроводники

Заряды, обуславливающие ток

Электроны и ионы

Возникновение зарядов

Уже имеются в металле

Появляются в ходе электролитической диссоциации

Образуются под действием включения ионизатора (ударная ионизация)

Изменение сопротивления при нагревании

Увеличивается (влияние теплового движения)

Уменьшается (увеличение скорости движения ионов)

Уменьшается (увеличение концентрации электронов и ионов)

Применение в технике

Гальванопластика, получение меди и алюминия

Газосветовые трубки, газоразрядный счетчик, лазеры

Электрический ток в различных средах

Электролиты

Полупроводники

Заряды, обуславливающие ток

Электроны и ионы

Возникновение зарядов

Уже имеются в металле

Появляются в ходе электролитической диссоциации

Образуются под действием включения ионизатора (ударная ионизация)

Появляются в ходе термоэлектронной эмиссии

Изменение сопротивления при нагревании

Увеличивается (влияние теплового движения)

Уменьшается (увеличение скорости движения ионов)

Уменьшается (увеличение концентрации электронов и ионов)

Применение в технике

Гальванопластика, получение меди и алюминия

Газосветовые трубки, газоразрядный счетчик, лазеры

Электрический ток в различных средах

Читайте также:  Электрохимические источники тока презентация

Электролиты

Полупроводники

Заряды, обуславливающие ток

Электроны и ионы

Электроны и дырки

Возникновение зарядов

Уже имеются в металле

Появляются в ходе электролитической диссоциации

Образуются под действием включения ионизатора (ударная ионизация)

Появляются в ходе термоэлектронной эмиссии

Появляются в ходе нагревания, облучения

Изменение сопротивления при нагревании

Увеличивается (влияние теплового движения)

Уменьшается (увеличение скорости движения ионов)

Уменьшается (увеличение концентрации электронов и ионов)

Уменьшается (увеличивается концентрация зарядов)

Применение в технике

Гальванопластика, получение меди и алюминия

Газосветовые трубки, газоразрядный счетчик, лазеры

Полупроводниковые диоды, терморезистор, фото- и термо-лементы.

Источник

Таблица «Электрический ток в различных средах»

Электрический ток в различных средах

ионы(положитель-ные и отрицательные)

ионы(положительные и отрицательные)

Условия возникновения частиц проводимости

Наличие свободных электронов в кристаллической решётке металлов

1.Разрыв ковалентной связи при повышении температуры

2.При внесении примеси.

(испускание электронов с поверхности нагретых металлов)

1.Наличие свободных зарядов;

Зависимость сопротивления от температуры

Где находит практическое применение

Радиотехника, реле, солнечные батареи и т.д

Электронные лампы, электронно-лучевые трубки, дисплеи ЭВМ и др.

Газосветные трубки, лампы дневного света

(разряд в парах ртути),газовые лазеры(квантовые источники света), электрическая дуга и др.

Получение чистых металлов (рафинирование меди), гальваноплас-

тика, гальваностегия, электрофорез, аккумуляторы, и др.

__________________________________________________________________________

Электрический ток в различных средах

ионы(положитель-ные и отрицательные)

ионы(положительные и отрицательные)

Условия возникновения частиц проводимости

Наличие свободных электронов в кристаллической решётке металлов

1.Разрыв ковалентной связи при повышении температуры

2.При внесении примеси.

(испускание электронов с поверхности нагретых металлов)

1.Наличие свободных зарядов;

Зависимость сопротивления от температуры

Где находит практическое применение

Радиотехника, реле, солнечные батареи и т.д

Электронные лампы, электронно-лучевые трубки, дисплеи ЭВМ и др.

Газосветные трубки, лампы дневного света

(разряд в парах ртути),газовые лазеры(квантовые источники света), электрическая дуга и др.

Получение чистых металлов (рафинирование меди), гальваноплас-

тика, гальваностегия, электрофорез, аккумуляторы, и др.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Номер материала: ДБ-014147

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Обобщающий урок по теме: «Электрический ток в различных средах»

Общающий урок по теме: «Электрический ток в различных средах»

Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Электрический ток в различных средах», проконтролировать усвоение учащимися основных законов по теме «Электрический ток в различных средах» и умение их применять.

Развивающие: Развивать мышление, умение делать логические выводы, выделять главное; развивать познавательные интересы; формировать умение планировать работу и ориентироваться в информационном пространстве; совершенствовать умение сравнивать, анализировать учебный материал при составлении обобщающих таблиц; формировать навыки проводить исследования и умение выступать перед аудиторией, защищая свою работу; совершенствовать навыки самостоятельной учебной работы;

Воспитательные: Формировать навыки взаимообучения, воспитывать самостоятельность; формировать навыки адекватной самооценки и оценки работы товарищей; устанавливать связь с жизненным опытом; формировать коммуникативные навыки учащихся, умение работать в команде, сотрудничать; воспитывать у учащихся уважение к чужому и собственному труду, умение выслушать товарища, адекватно воспринимать критику.

Регламент: 2 урока

Группы: пять групп из пяти — шести участников, по желанию.

Задание для групп: самостоятельно изучить по дополнительной литературе ток в заданной среде, подготовить выступление, сопровождающееся демонстрацией и (или) компьютерной презентацией.

Читайте также:  Самостоятельная работа электрические цепи переменного тока

Комплексно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, экран

Пояснительная записка.

Структура урока.

Этапы урока

Содержание работы

Время (минуты)

Методы и приемы

Повторение основных терминов по теме «Электрический ток в различных средах»

3. Обобщение и систематизация полученных знаний

Обсуждение особенностей процесса протекания тока в разных средах; формулировка законов, описывающих протекание тока в средах;

практическое применение электрического тока в разных средах.

Игры «Брейн-ринг», «Ой, кто это?»

1. Вводный. На доске группы слов.

Найдите лишнее:

Фарадей, электролит, положительные и отрицательные ионы, вакуум, электрохимический эквивалент. (Эл. ток в жидкостях )

Газ, дырки, электроны, p-n переход, запирающий слой. (Эл ток в п/п)

Анод, катод, электроемкость, термоэлектронная эмиссия, нить накала (Эл. ток вакууме)

Ионизация, рекомбинация, самостоятельный разряд, раствор соли (Эл ток в газах)

Вакантное место, катушка, ток, гальванометр, электрон (Эл ток в металлах)

Учитель: Что объединяет оставшиеся на доске слова? Ответ: Среда протекания электрического тока. Сегодня 5 групп будут рассказывать нам о токе в некой среде, то, что не прочитаешь в учебнике. Но прежде, чем приступить к этому – небольшая разминка. Играем в «Шляпу»!

2. Повторение

Учитель заранее печатает множество слов-терминов по теме «Электрический ток в средах», эти слова складываются в шляпу. В игре принимают участие пары игроков (по 1 паре из каждой команды). Шляпу берет один из игроков. Он наугад достает листок, сложенный пополам (чтобы нельзя было заранее прочитать написанное на нем), и пытается объяснить за 20 секунд своему партнеру как можно больше слов. Нельзя употреблять однокоренные слова, объяснять слово по буквам или использовать прямой перевод на другой язык. Если слово незнакомо, его все равно надо объяснять – положить его назад в шляпу и заменить другим нельзя. Так проходит 2 круга, партнеры объясняют слова поочередно. Затем отгаданные слова подсчитываются, сколько партнеры слов сумели объяснить друг другу – столько и очков.

Слова для шляпы:

3. Обобщение и систематизация полученных знаний

На экране демонстрируются 5 видеороликов, иллюстрирующих прохождение тока в разных средах. Каждая группа ребят должна выбрать ролик, соответствующий теме их исследования. 5-10 минут на подготовку, а затем ребята отвечают на вопрос: «Какое физическое явление наблюдается? Объяснить данное явление с точки зрения физики»

Отчитываются группы по следующему плану (можно использовать подготовленную заранее презентацию).

1. Носители тока и способ их образования.

2. Поведение носителей при отсутствии и при наличии электрического поля.

3. Зависимость силы тока от напряжения в данной среде (вольт-амперная характеристика).

4. Зависимость проводимости от температуры и других условий.

5. Особенности протекания тока в данной среде.

6. Применение тока в данной среде в быту, науке и технике.

На защиту каждой группе даётся 5–7 мин. После защиты выступающие отвечают на вопросы активных слушателей

Видеоролики:

4. Контролирующий. Игра «Брейн – ринг»

В игре принимают участие одновременно все 5 команд. На размышление дается 1 минута. Для определения права первого ответа обычно используется электронная система: если ответ готов, команда нажимает на кнопку. У нас, правда, в лицее ее нет, поэтому играли на хлопках: кто первый хлопнет, тот и отвечает. В случае неверного ответа команде соперника даётся 20 секунд.

Вопрос 1. В 1876 году на улицах Парижа появились новые источники света. Помещенные в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет. Почему новый свет называли «русским светом», «русским солнцем»?

Ответ: Создателем этих необычайных «свечей» был русский изобретатель Яблочков Павел Николаевич. В короткое время чудесная «свеча» русского изобретателя завоевала всеобщее признание. «Свечами Яблочкова» освещались лучшие гостиницы, улицы и парки крупнейших городов Европы. «Свеча Яблочкова» представляет собой дуговую лампу, но без регуляторов.

Вопрос 2. Птицы часто сидят на проводах. Почему их не убивает током?

Ответ: Сидят они на одном проводе, а второй проходит от него на некотором расстоянии. Тело сидящей на проводе птицы представляет собой как бы ответвление цепи, сопротивление которого по сравнению с другой ветвью (короткого участка между ногами птицы) огромно. Поэтому сила тока в этой ветви (в теле птицы) ничтожна и безвредна

Читайте также:  Номинальный ток нагрузки что это такое

Вопрос 3. Гигантский электрический скат создаёт в воде напряжение 50-60 В. Нильский сом — 350 В, а угорь-электрофорус — более 500 В. На тело самой рыбы это напряжение не оказывает никакого действия. Мышечная ткань электрических органов — проводник, а соединительная — изолятор. Почему нильскому сому и угорю-электрофорусу нужно создавать более высокое напряжение, чем гигантскому скату?

Ответ: Из-за худшей проводимости пресной воды по сравнению с солёной, пресноводным рыбам необходимо создавать более высокое напряжение, чем морским. Оказавшись в пресной воде, обитатель морей — ромбовидный скат не сможет использовать своё электрическое «оружие».

Вопрос 4. Почему электрические лампы накаливания чаще всего перегорают в момент включения?

Ответ: В момент включения сила тока во много раз больше номинальной, так как сопротивление холодной нити накала мало.

Вопрос 5. Если баллон неоновой лампы потереть о шерсть, то лампа может зажечься. КАК объяснить это явление?

Ответ: В результате трения стекло электризуется, т.е. возникают заряды. Электрическое поле зарядов вызывает кратковременное свечение лампы.

Вопрос 6. Почему газосветные трубки тлеющего разряда необходимо беречь от попадания в них воздуха?

Ответ: Тлеющий разряд возникает при низком давлении. При попадании воздуха давление резко растет, длина свободного пробега электронов сокращается и их кинетическая энергия оказывается недостаточной для ионизации электронным ударом.

Игра «Ой, кто это?»

Правила игры: те же, что и в Брейне. Только вопрос задается о конкретном физике.

1. О нем великий Максвелл сказал: «Исследования. в которых он ус­тановил законы механического взаимодействия электрических токов, при­надлежат к числу самых блестящих работ, которые проведены когда-либо в науке. Теория и опыт как будто в полной силе и законченности вылились сразу из головы этого «Ньютона электричества». На его надгробном па­мятнике высечены слова: «Он был так же добр и так же прост, как и велик». (Андре-Мари Ампер)

2. Он открыл один из важнейших количественный закон цепи электрического тока. Опыты и теоретические доказательства были описаны им в главном труде «Гальваническая цепь, разработанная математически», вышедшем в 1827 г. Он нашел ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал, что сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения. (Ом.)

3. В 1823-1826 гг. он принимал участие в кругосветной экспедиции должности физика, где ярко проявился его изобретательский талант. Будучи академиком, он направляет свои исследования в область электричества. Энергетический подход к электрическим явлениям был методом его исследований. (Эмиль Христианович Ленц.)

4. По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внес большой вклад в кинетическую теорию газов. (Джоуль.)

5. Он был рыцарем Почетного легиона, получил звание сенатора и грфа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрел электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». (Вольта.)

6. Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке. Он стал академиком в 39 лет, причем в избрании не играли ни малейшей роли его работы по магнетизму и электричеству. Их, по существу не было. Он был избран по секции геометрии за исследования в области математики и химии. (Ампер.)

7. Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. Прием, использованный им, лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ (Шарль Кулон.)

Заполнение таблицы: сравнить вольт-амперные характеристики, выделить достоинства и недостатки, например, полупроводниковых и вакуумных приборов и т.д.таблицы: сравнить вольт-амперные характеристики, выделить достоинства и недостатки, например, полупроводниковых и вакуумных приборов и т.д.

Источник