Меню

Урок рисования гипсовой розетки



3. Урок рисования гипсового геометрического орнамента.

Рисуя натюрморты, надо не забывать про рисование частей гипсового орнамента и розеток. Эти уроки рисования карандашом существенно облегчат переход рисования от простейших геометрических форм к рисованию более сложной формы обычных вещей. Розетка и орнамент не обладают таким объемом, как геометрические тела, но они более сложны в отношении своей поверхности, и поэтому работа над ними дает опыт для начинающих к умению изображать форму с многочисленными и сложными деталями. Эти модели сначала лучше рисовать отдельно от других предметов, затем вместе с драпировкой. Урок рисования выполняется карандашом на бумаге формата А2. Стоит отметить, что на художественных курсах New Art Intention обучение рисованию гипсового орнамента и розеток проходит как уроках рисования карандашом, так и на уроках живописи в разных техниках: живопись акварелью, живопись акрилом и живопись масляными красками.

Рисование гипсовой розетки.

Рисунок розетки или орнамента ведется в той же последовательности, как и рисунок геометрического тела. Их лучше не вешать на стену, а поставить на стол, что упростит начало работы: ведь до сих пор художнику всегда приходилось строить форму с основания.

Приступая к рисунку, прежде всего, намечается как бы общий каркас модели — конструкция всей ее формы. Так, рисуем основание гипсовой плашки, к которой прикреплена розетка, возводим грани этой плашки, учитывая законы перспективы, и относительно их находим центр розетки, что и позволяет построить всю форму гипсовой отливки целиком. В начале урока над рисунком орнамента художник прорабатывает конструкцию формы, таким образом создавая основу для дальнейшей работы.

Найдя конструкцию розетки и определив основные составляющие ее части, следует наметить тональные разницы, то есть отметить объемы, получающие прямые лучи, и объемы, не получающие прямых лучей, а затем повести рисунок как построение формы тоном. Иными словами, и здесь каждый штрих должен помогать уточнять общую форму всей розетки, то есть ее рисовать, и чем точнее становится решение светотени, тем точнее получается рисунок.

В ходе выполнения подобного задания – рисование карандашом гипсовой розетки — начинающему художнику важно привыкнуть к тому, что построение формы не ограничивается решением ее конструкции и что весь процесс рисунка — это построение и уточнение формы, где тон является одним из средств выявления объема и конструкции этой формы. Практически приходя к подобному выводу, начинающий рисовальщик лучше поймет смысл самого метода рисования, который заключается не столько в простом изображении реальных предметов, сколько в изучении их формы, чтобы с помощью приобретаемых знаний уметь в дальнейшем научиться рисовать, воспроизводя любой предмет. Именно поэтому рисунок — это всегда и прежде всего изучение — изучение конструкции, изучение характера формы, а не рисование ради рисования.

В рисунках розеток и орнаментов, как и в любых других заданиях, особое значение имеет последовательность работы. Если при начальном обучении рисунку в качестве первых моделей следовало брать плоский орнамент, розетку с малым рельефом, то на следующих уроках рисования можно взять орнамент более объемный, как и розетки с большим рельефом. Такая последовательность помогает лучше разобраться в процессе построения формы — как в отношении конструкции, так и поверхности последней.

После орнамента с ярко выраженным объемом можно перейти к рисованию розетки и ткани. Задача здесь усложнится не только тем, что художнику придется передавать разные по фактуре и по своим качествам предметы. Первостепенное значение для него приобретет точная передача натуры, ее внешнего облика и фактурных особенностей.

Сама по себе проблема передачи материала уже ставилась перед начинающим художником в натюрморте, когда он добивался белизны простейших гипсовых форм или рисовал предметы из домашней утвари (кружки или крынки). Но если в первых натюрмортах основная задача сводилась к тональному решению разницы между гипсовой отливкой и кувшином и умению сохранить эту тональную разницу в светах и тени, то теперь это составит только начало работы над рисунком. Главное здесь — передать фактурные особенности каждого предмета, причем важным средством для достижения подобной цели будет тон, который и позволяет произвести отличие гипса от ткани: твердого от мягкого, гладкой поверхности от шероховатой и т. д.

Читайте также:  Можно ли ставить розетки шлейфом

Поэтому, уловиив тональное отличие ткани от гипсовой отливки и построив форму, как розетки, так и складок, начинающему художнику важно учиться рисовать, уделяя основное внимание тональному характеру формы. Постоянно сравнивая особенности формы розетки, ее белизну, жесткость материала, четкость тональных отношений с мягкостью формы и тонкостью теней на ткани. Выверяя тоном и драпировку, и отливку, можно добиться очень полного воспроизведения фактурных особенностей предметов, как мы видим их в натуре.

На художественных курсах New Art Intention подобных уроков рисования выполняется несколько. В процессе обучения рисованию простейших предметов и натюрмортов надо не бояться повторять одно и то же упражнение, поскольку оно позволяет научиться рисовать и приобрести тот фундамент для последующих занятий, который ничем нельзя заменить. Не зная простейшей формы и не умея строго и последовательно ее изображать, художнику будет очень трудно перейти к рисунку более сложных предметов, а затем головы и фигуры человека.

Передача фактурных качеств натуры, с которой начинающий художник познакомился на первых уроках рисования и уроках живописи, отныне становится для него ведущей. Поэтому все последующие натюрморты следует ставить, преследуя конкретную цель — научиться, как можно лучше рисовать, передавая материальный характер предметов. До сих пор в натюрмортах с гипсовыми отливками и вещами из домашней утвари, на уроках рисунка розеток рисовальщик передавал главным образом тональные отличия предметов. Он постепенно учился видеть вещь в реальной обстановке, с фоном, разбирался в самом методе построения формы предмета. Теперь ему предстоит обратиться к натюрмортам из одних обиходных вещей и одновременно решать новые задачи.

Поэтапное построение гипсовой розетки выполнено учеником нашей школы рисования в мастерской Артинтент.

Источник

Академический рисунок розетки

Карандашный набросок орнамента

Обучающимся живописи в обязательном порядке преподают рисование разнообразных архитектурных элементов, в том числе розеток, поскольку розетки имеют точно очерченные объемы и определенную структуру.

Задача в этом случае — выработать у подопечных умение строить геометрические тела и изображать объемы и формы, задействуя светотень.

Построение гипсовой розетки

Изображение орнамента из гипса предполагает, что ученик уже освоил изображение основных фигур и теперь может приступить к сложным формам, которыми обладает большинство реальных предметов. У розетки глубокий объем отсутствует, в то же время из-за ее поверхности обучающемуся живописи будет непросто ее изобразить. Потренировавшись на подобных элементах орнамента, ученик поймет, каким образом изображать фигуры, которые обладают дополнительными деталями.

На начальной стадии обучения розетку рисуют на чистом листе бумаги, а затем можно упражняться во вписании данного элемента в интерьер.

Порядок действий аналогичен тому, которого нужно придерживаться, рисуя геометрические тела. Чтобы облегчить задачу, саму розетку рекомендуется не вешать на стенку, а вертикально разместить на столе.

Рисование розетки карандашом поэтапно

Первая стадия — размещение объекта на листе. В первую очередь выполняют плиту, далее обозначают форму элемента и его каркас, наносят его границы. Когда устанавливается размер плиты и место, где она располагается, изображают центральную ось, по которой в дальнейшем будут ориентироваться. Далее выполняют линии, изображающие непосредственно орнамент, а также вспомогательные, относящиеся к тем или иным элементам. Размер плиты определяет, какие пропорции будет иметь изображение на бумаге.

Читайте также:  Розетка с подсчетом электроэнергии

Все составляющие элементы розетки необходимо изобразить легким штрихом. Далее устанавливают главную выступающую часть украшения, определяют его крупные детали, а следом — детали поменьше. Рисуя мелкие детали, требуется иметь в виду крупные, отдавать себе отчет, каковы пропорции между теми и другими элементами рисунка.

Если форма украшения симметричная, то в первую очередь нужно обозначить элементы, которые располагаются по две стороны от оси. Если форме несимметричная, то изобразить ее на бумаге более сложно. Требуется ориентироваться на характер такой формы. Необходимо также верно соотнести размеры различных компонентов по отношению друг к другу. Величину розетки указывают, используя вспомогательные линии.

После того как форма орнамента очерчена и обозначены ее компоненты, требуется определить тональные границы. Все элементы штриховки должны служить для передачи объема. Если точно передать светотень, то объект в целом будет изображен точным образом.

Если человек лишь учится рисованием, то ему большую пользу принесет передача светотени и ее подчеркивание с использованием объема. В результате ученик в дальнейшем с лучшей четкостью прорисует любой предмет независимо от того, какова его форма.

Как нарисовать розетку карандашом

Сначала имеет смысл изображать орнамент плоской конфигурации, объем которого невелик. После освоения базовых навыков, можно перейти к рисованию более рельефных украшений.

На профессиональных художественных курсах слушатель освоит выполнение описанных выше заданий. В процессе он сначала научится рисовать несложные орнаменты, а далее овладеет искусством отрисовки сложных украшений с заметно выступающим рельефом. В итоге он обретет навык изображения различных предметов с натуры.

Источник

Рисунок гипсовой розетки

разработка по уроку рисования на тему»Рисунок гипсовой розетки»

Просмотр содержимого документа
«Рисунок гипсовой розетки»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа» городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Учебная дисциплина: Рисунок, 52 кл

План-конспект урока на тему:

«Рисунок гипсовой розетки»

Разработал преподаватель: Галлямов Р.К.

Тема: «Рисунок гипсового рельефа произвольной формы» — 9 часов (3 занятия по 3 часа), 53 класс

Тип урока: Урок формирования умений‚ навыков

Вид урока: рисование с натуры

Материал, формат: карандаш «Т», «ТМ», «М», плотная бумага формата А3, стирательная резинка.

Цель: Построение асимметричного рельефа по законам перспективы (Рисунок гипсового рельефа произвольной формы («яблоко»)

— формирование и систематизация знаний по основам рисунка (градации светотени, линейная перспектива);

— формирование понимания объемного и плоского изображения;

— развитие образного, пространственного мышления;

— развитие мышления на основе упражнений, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

— развитие глазомера, наблюдательности;

— учить воспринимать пропорции предметов, способность видеть предметы целостно;

— закрепление последовательности изображения натуры;

— осознание логической структуры объемно-пространственного изображения гипсовой розетки с необходимым применением тона;

— воспитание аккуратности при работе графическими материалами.

Методы и приемы работы: мотивация учебной деятельности, наглядный метод, метод образного сравнения, актуализация знаний и пробное учебное действие, валеологическая пауза, рефлексия.

Таблица «Последовательность построения несимметричных орнаментов»

дидактические материалы «Рисунок гипсового рельефа «Яблоко»

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и задач урока

III. Основная часть

Плита расположена на стене вертикально. Освещение орнамента контрастное, с левого верхнего угла, наша точка зрения — чуть слева от объекта изображения. Мы видим плиту в небольшом ракурсе.

Первый этап (выполняется на первом занятии)

Композиционное размещение рисунка на листе

Если вся постановка имеет большую протяженность в вертикальном направлении, то лист бумаги располагаем большей стороной по вертикали. Можно сделать форэскиз.

Прежде всего, найдем композиционное расположение гипсовой плиты на листе бумаги с учетом перспективных сокращений. Уточняем соотношения общих масс частей и их пропорции, применяя метод визирования и метод образного сравнения.

Читайте также:  Какая высота установки розетки

Определим, где будет проходить линия горизонта. В данной постановке она будет проходить на уровне верхней части гипсовой плиты ближе к ее верхнему краю.

Второй этап (выполняется на первом занятии)

Линейно-пространственное построение форм предметов с учетом их перспективного сокращения

Сложную пластическую форму сводим к простым геометрическим объемам и плоскостям.

Начните рисование гипсовой розетки с очерчивания прямоугольной плиты, для этого отметьте общую форму, нижние, верхние и боковые границы. Также определите размеры плиты с учетом перспективы и наклона объекта в пространстве. Учтите, что от правильности определения плиты во многом будут зависеть ракурс и пропорции розетки.

На изображенной плите намечаем гипсовый орнамент. Определим середину плиты, проведя диагонали.

Наметьте линии симметрии, они будут являться базовой основой рисунка. Затем, в зависимости от формы розетки, постройте основные линии яблока (тонкими линиями намечаем форму, ограничивающуюся листьями). Заключите в нее многоугольник (количество углов зависит от количества лепестков – выступающих точек). Отметьте точками все основные узлы элементов. Если розетка находится под углом, располагайте все фигуры пропорционально с учетом перспективы.

Легкими полупрозрачными линиями прорисуйте основные линии конструкции, яблоко и листья. Тщательно стройте даже невидимые линии, так как малейшая ошибка приведет к нарушению хода построения рельефа. Создайте общий силуэт, при этом обратите внимание, чтобы все части были пропорциональны по отношению друг к другу.

Чтобы наметка стала более детальной и понятной, несколькими штрихами условно отметьте основные пятна теней.

Постепенно «обрубайте» все лишнее и добавляйте мелкие детали. Получите максимальную объемность и конкретность всех форм, но не загрязняйте рисунок слишком большим количеством «поисковых» следов карандаша.

Все время уточняем построение орнамента, его расположение на гипсовой плите, выявляем характерные формы.

Третий этап (выполняется на втором занятии)

Выявление объемности розетки с помощью светотени

После проверки и уточнения построения орнамента переходим к светотеневому решению рисунка. Выберем масштаб отношений света и тени, определим самый темный и самый светлый тон в диапазоне, в котором будем работать. Легкими штрихами наметим теневую часть рисунка: тень падающую и тень собственную. Затем на него нанесем полутон, оставив нетронутыми самые светлые места орнамента, уточним градацию тоновых отношений. Проработаем каждую деталь орнамента тоном, выявив ее объем.

Приступая к созданию тонового решения рисунка, ни в коем случае не заштриховывайте все подряд, иначе вы разрушите впечатление объемности орнамента. «Лепите» форму при помощи штрихов, прокладываемых по направлению поверхности. Обратите внимание на соответствие степени освещенности на рисунке и настоящей розетке. Не задерживайтесь долго на одной части, старайтесь работать одновременно над всей композицией, чтобы общая плотность штриховки была примерно одинакова на всем изображении.

Проработайте все детали. Отойдите от рисунка на некоторое расстояние и постарайтесь увидеть его и натуру одним взглядом. Не допускайте пестроты, старайтесь верно передавать оттенки в черно-белом рисунке, для этого установите связь между тонами, сравнивайте их по светлоте и насыщенности.

Четвертый этап (выполняется на третьем занятии)

Детали на переднем плане требуют более тщательной прорисовки, нежели предметы, лежащие на дальнем плане. В процессе работы над рисунком для достижения цельности постоянно сравниваем части розетки друг с другом, соблюдаем тональные отношения между частями.

Сравниваем рисунок с натурой, добиваемся цельности и выразительности.

Подведение итогов в форме просмотра (рефлексия) проводится в конце каждого занятия.

Выставление оценок (проводится в конце каждого занятия)

Критерии оценки работы:

соблюдение пропорциональных соотношений частей розетки;

культура исполнения штриховки;

согласованность и единство деталей и целого.

V. Д/З Конструктивное построение предметов быта несложной формы

Источник