Установка, замена и поверка электросчетчиков: что изменилось с 1 июля?
Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ
специально для ГАРАНТ.РУ
С 1 июля 2020 года для цели учета электрической энергии подлежат установке счетчики с возможностью дистанционной передачи показаний. В законодательстве такие устройства именуются как интеллектуальная система учета электрической энергии (далее – ИСУЭ). Соответствующие изменения были внесены в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 (далее – Основные положения), а также в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домом, утвержденные Постановлением Правительства от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354),
Обязанность по установке таких счетчиков лежит на гарантирующих поставщиках электроэнергии, а для потребителей услуг переход будет «бесплатным».
Счетчики, присоединенные к интеллектуальной системе учета, могут:
в автоматическом режиме передавать информацию о показаниях по проводным и (или) беспроводным сетям связи, а также по линиям электропередачи с применением соответствующих технологий;
ограничивать и (или) приостанавливать подачу электроэнергии без участия в процессе сотрудников сетевой организации;
оповещать сетевую организацию о фактах срабатывания вскрытия электронных пломб на корпусе и клеммной крышке прибора учета, воздействия магнитным полем счетчик, неработоспособности прибора учета вследствие аппаратного или программного сбоя, его отключения (после повторного включения), перезагрузки.
Установленные до 1 июля 2020 года счетчики подлежат замене на ИСУЭ при (п. 136 Основных положений):
- выходе счетчика из строя;
- истечении срока эксплуатации счетчика;
- истечении межповерочного интервала.
При этом, замене подлежат как индивидуальные приборы учета, так и общедомовые.
В новостройках – многоквартирных домах, которые будут сданы в эксплуатацию с 1 января 2021 года, застройщик обязан устанавливать ИСУЭ (общедомовые и индивидуальные) и передать их гарантирующему поставщику для эксплуатации (п. 150 Основных положений).
Сколько будет стоить установка новых счетчиков электроэнергии?
Переход к современным счетчикам (далее – ИСУ) для потребителей будет формально бесплатным, поскольку расходы сетевых организаций, которые обязаны нести затраты по приобретению, установке и обслуживанию (поверке) ИСУ, будут в последующем в составе тарифов на электроэнергию, сбытовых надбавок и оплате за технологическое присоединение (подп. 12 п. 136 Основных положений).
Таким образом, напрямую собственники не будут платить за новые счетчики, но будут оплачивать все расходы в составе тарифов на электроэнергию.
Платной будет замена счетчиков с 1 июля, если потребитель в отсутствии вышеуказанного основания по замене счетчика решит установить счетчик нового поколения.
Сроки и основания установки новых счетчиков
Сетевые организации обязаны установить ИСУЭ в течение 6 месяцев с даты:
- получения обращения от потребителя об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, а также об утрате, о выходе прибора учета из строя и (или) его неисправности;
- выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии, выявленные в ходе проверок УК, ТСЖ или РСО. Такие положения установлены п. 80(2) Правил № 354.
Если потребитель сам не подал соответствующее заявление, форма и обязательные реквизиты которого на данный момент еще не утверждены, в адрес гарантирующего поставщика (чаще всего это городская электросеть, в Москве, например, это АО «Мосэнергосбыт»), то ответственности за это не наступит никакой (за исключением сокрытия факта выхода счетчика из строя). При этом, также не установлены точные сроки подачи таких обращений. По сути, это инициатива собственников, которые знают, что межповерочный интервал счетчиков истекает в ближайшее время, и собственник заблаговременно уведомляет об этом гарантирующего поставщика.
Если потребитель не подал обращение, то всю информацию об установленных счетчиках электроэнергии (в том числе сроки истечения межповерочных интервалов) и, соответственно, основаниях замены счетчиков, гарантирующий поставщик может получить по запросу всю исчерпывающую организацию от УК, ТСЖ и иных организаций, осуществляющих управление МКД (п. 18.2. Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями
утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124)
В свою очередь, помните, что при повреждении счетчика следует незамедлительно сообщить об этом в УК или ТСЖ (если в МКД заключены прямые договоры, то в адрес гарантирующего поставщика). В противном случае, если повреждение счетчика будет выявлено в ходе проверки, то будет произведен перерасчет исходя из норматива потребления.
При ненаправлении соответствующего уведомления в адрес сетевой организации, гарантирующий поставщик обязан уведомить потребителей о сроках замены счетчиков и сообщить об обязанности предоставить доступ в квартиру, если счетчики установлены в квартире, в письменной форме любым способом, позволяющим определить факт получения уведомления (почтовое отправление с уведомлением о вручении, вручение под расписку и т.д.). Если потребитель уклоняется от предоставления доступа в квартиру, то ИСУЭ установят в ином максимально приближенном к границе балансовой принадлежности месте (например, в коридоре МКД). А собственник будет уведомлен о смене места установки счетчика любым способом, позволяющим подтвердить факт уведомления.
В отношении счетчиков, не присоединенных к интеллектуальной системе, проводятся проверки с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, данные с которых подлежат хранению (п. 170 Основных положений).
Плановые проверки проводятся сетевой организацией на основании плана-графика, составленного гарантирующим поставщиком самостоятельно. Внеплановые проверки проводятся при наличии оснований:
выявление факта нарушения контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, при проведении снятия показаний или осмотра состояния счетчика;
- получение от потребителя заявление о необходимости проведения внеплановой проверки;
- срабатывание индикаторов вскрытия электронных пломб на корпусе и клеммной крышки прибора учета;
- отсутствие показаний счетчика два и более расчетных периодов подряд.
Источник
Последствия истечения срока поверки счетчика в 2020 году (с 6 апреля)
Постановлением Правительства от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» был введен не только мораторий на начисление и взыскание пени, а также были введены ограничения в части применения мер к потребителям коммунальных услуг из-за истечения межповерочного интервала.
Общее правило — счетчик считается вышедшим из строя, если истек межповерочный интервал
Счетчик считается вышедшим из строя, если истек межповерочный интервал поверки — пп. «д» п. 81(12) Правил 354.
Последствия истечения межповерочного интервала:
- потребитель обязан обеспечить устранение выявленной неисправности в течение 30 дней со дня обнаружения истечения срока;
- исполнитель коммунальных услуг (УО, ТСЖ, РСО) обязан произвести расчет исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем согласно п. 59 Правил 354.
Что решило Правительство по отмене поверки счетчиков
Пунктом 1 Постановления Правительства от 02.04.2020 № 424 было приостановлено действие пп. «д» п. 81(12) Правил 354 с 06 апреля 2020 г. по 1 января 2021 г.
Таким образом, если в указанный период межповерочный интервал истек, то для потребителя не будет последствий в виде обязанности заменить счетчик, а исполнитель коммунальных услуг не будет считать счетчик вышедшим из строя и производить начисления по среднему, а также применить в дальнейшем норматив потребления.
Источник
Что будет, если пропустить срок поверки счетчика учета энергоресурсов?
ВОПРОС: Какие будут последствия, если собственник не произведет поверку счетчика в предусмотренный срок, т.е. пропустит срок поверки счетчика?
Краткий ответ: Плата за коммунальные ресурсы будет начисляться сначала, исходя из среднемесячного объема потребления (3 месяца), а затем по действующим нормативам с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5.
Эксплуатация неповеренного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета, а точнее его неисправность со всеми вытекающими для потребителя последствиями, а именно начисление платы по действующим нормативам с учетом повышающего коэффициента.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 81_12 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета, т.е. с момента пропуска срока поверки прибора учета считается вышедшим из строя
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации
В свою очередь законодательство Российской Федерации устанавливает, что с момента наступления события , указанного в подпункте «д» пункта 81_12 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а именно: истечения межповерочного интервала поверки (выхода из строя счетчика) плата за коммунальную услугу в соответствии с подпунктом «а» пункта 59 вышеуказанного Постановления № 354 , должна рассчитываться, исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, но на срок не более 3 месяцев подряд (с момента пропуска сроков проверки).
В силу пункта 60 постановления № 354 по истечении предельного количества расчетных периодов , указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «в» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5 , а в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг
Следует отметить, что согласно пункту 81_13 постановления № 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
В соответствии с пунктом 81_14 постановления № 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81_9 Постановления № 354.
Примечание : пункт 81_12, 81_13 и 81_14 Правил дополнительно включены в Правила с 1 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года № 824.
Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом. Однако, за повторную опломбировку газового счетчика может взиматься плата. Так в соответствии с подпунктом «б» пункта 22 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.
Ознакомится с иными вопросами установки, поверки, опломбировки счетчиков учета энергоресурсов, а также вызванного этим перерасчета платы за энергоресурсы вы можете в разделе: Информация для потребителей.
КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. ( тел. 92-97-80 ), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г. Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89 Источник Если срок поверки счетчика истек до или после 6 апреля: будут ли санкции и что нужно делать?Краткое содержание: Если у вас в квартире есть электрический счетчик и он вполне исправный — его в миг могут признать непригодным для эксплуатации, если он не прошел очередную проверку. Поверка счетчика — дело хлопотное, поскольку на поверку счетчик должен доставляется собственником самостоятельно. Это значит, что собственник помещения вначале должен самостоятельно демонтировать счетчик и только потом доставить его на поверку в организацию, аккредитованную под данный вид деятельности. Электрические счетчики имеют два вида поверки: первичную, за которую несет ответственность производитель прибора, и периодическую — которая обеспечивается собственником прибора самостоятельно в межповерочные периоды. Длительность периодов составляет от 6 лет и 16 лет. Механические приборы следует проверять 1 раз в 8 лет, электронные допускается раз в 16 лет. Конкретный срок межповерочного периода указывается в паспорте счетчика. Кто обязан менять электрические счетчики в квартирах и за чей счет?К сожалению сегодня все еще действует правило, по которому собственники помещений обязаны за свой счет обеспечивать поставщикам ресурсов точность показаний своих приборов учета. Иначе говоря собственники квартир, оснащенных электрическими счетчиками, должны самостоятельно отслеживать своевременность их поверки и проводить их замену за свой счет, если счетчики вышли из строя. Однако, с 1 июля 2020 года это правило, наконец, прекратит действовать и обязанность по покупке и установке электрических счетчиков полностью перейдет на энергоснабжающие организации (Федеральный закон от 27.12.2018 № 522-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации). Разумеется замена счетчиков будет производиться не одномоментно: вначале будут заменяться счетчики, вышедшие из строя, с истекшим сроком эксплуатации или будут устанавливаться первично, если счетчика в квартире нет. Поэтому ресурсоснабжающие организации, чтобы как-то снизить предстоящие расходы на проведение этой компании, пытаются сегодня активно агитировать граждан производить замену старых счетчиков на новые за свой счет. Что делать, если срок проверки счетчика истек в период коронавируса?Сегодня собственников квартир, оснащенных счетчиками, волнует более насущный вопрос: как быть, если срок поверки счетчика в период самоизоляции истек, а вызвать специалиста из-за ограничительных мер оказалось невозможным? Этот вопрос решен постановлением Правительства от 02.04.2020 № 424 . Указанным постановлением Правительство отменило до конца 2020 года запрет на прием показаний счетчиков, которые не прошли периодическую поверку. Это означает, что ресурсоснабжающие и управляющие организации обязаны принимать показания с таких счетчиков и учитывать их при оплате коммунальных услуг. Постановление вступило в силу 6 апреля 2020 года и обязательно для исполнения всеми субъектами данных правоотношений. Между тем в некоторых регионах выявлены случаи, когда управляющие компании и поставщики ресурсов отказываются принимать показания по счетчикам с пропущенным сроком поверки. По их мнению такие счетчики следует делить на 2 категории: те, у которых срок поверки истек до 6 апреля 2020 года, и те, у которых поверка истекла после указанной даты. При этом учитывать при расчете за предоставленные ресурсы следует показания тех счетчиков, у которых срок поверки истек после 6 апреля 2020 года, то есть после вступления в силу Постановления № 424, а показания приборов, срок поверки которых истек до указанной даты (т.е. до вступления в силу Постановления № 424) приниматься к учету не должны, поскольку не подпадают под его действие. По таким счетчикам начисления делались в прежнем порядке: три месяца по средним показаниям, а дальше по нормативу с применением штрафного коэффициента 1,5. Получается, что тот, кто не успел заказать поверку до 6 апреля текущего года, вынужден теперь значительно переплачивать. На подобную “самодеятельность” дал разъяснение Росстандарт-орган, к компетенции которого отнесены вопросы сроков поверки измерительных приборов. В своем разъяснении, опубликованном на официальном сайте , Росстандарт указал, что показания счетчиков, не прошедших поверку до 1 января 2021 года (то есть как до 6 апреля 2020 года, так и после указанной даты), должны приниматься ресурсоснабжающими и управляющими компаниями для расчета оплаты потребленных коммунальных услуг без начисления неустойки (штрафов и пеней). Таким образом правила, установленные Постановлением № 424, трактуются в пользу граждан и, следовательно, просрочка поверки счетчика не является нарушением до 1 января 2021 года. На этом все. Пользуйтесь своими правами грамотно. Если статья была полезной приглашаю обсудить. Источник Пропущен срок поверки электросчетчика Что будет, если пропустить срок поверки счетчика учета энергоресурсов?ВОПРОС: Какие будут последствия, если собственник не произведет поверку счетчика в предусмотренный срок, т.е. пропустит срок поверки счетчика? Краткий ответ: Плата за коммунальные ресурсы будет начисляться сначала, исходя из среднемесячного объема потребления (3 месяца), а затем по действующим нормативам с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5. Эксплуатация неповеренного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета, а точнее его неисправность со всеми вытекающими для потребителя последствиями, а именно начисление платы по действующим нормативам с учетом повышающего коэффициента. В соответствии с подпунктом «д» пункта 81_12 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета, т.е. с момента пропуска срока поверки прибора учета считается вышедшим из строя В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации В свою очередь законодательство Российской Федерации устанавливает, что с момента наступления события , указанного в подпункте «д» пункта 81_12 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а именно: истечения межповерочного интервала поверки (выхода из строя счетчика) плата за коммунальную услугу в соответствии с подпунктом «а» пункта 59 вышеуказанного Постановления № 354 , должна рассчитываться, исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, но на срок не более 3 месяцев подряд (с момента пропуска сроков проверки). В силу пункта 60 постановления № 354 по истечении предельного количества расчетных периодов , указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «в» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5 , а в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг Следует отметить, что согласно пункту 81_13 постановления № 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении. В соответствии с пунктом 81_14 постановления № 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81-81_9 Постановления № 354. Примечание : пункт 81_12, 81_13 и 81_14 Правил дополнительно включены в Правила с 1 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года № 824. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом. Однако, за повторную опломбировку газового счетчика может взиматься плата. Так в соответствии с подпунктом «б» пункта 22 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом. Ознакомится с иными вопросами установки, поверки, опломбировки счетчиков учета энергоресурсов, а также вызванного этим перерасчета платы за энергоресурсы вы можете в разделе: Информация для потребителей. КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. ( тел. 92-97-80 ), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни). | |||
|