Меню

Пломбирование счетчиков электроэнергии постановление



Разъяснения по опломбировке приборов учета электрической энергии

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии; договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Из положений пункта 2 статьи 543 Гражданского кодекса следует, что энергоснабжающая организация должна обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность приборов учета потребления энергии в ситуации, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

1. Нормативная правовая база.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 3 0.11.1994 № 51 -ФЗ
    (далее — Гражданский кодекс);
  2. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении);
  3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о конкуренции);
  4. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей);
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее — Основные положения функционирования розничных рынков);
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 № 1619 «О ревизии средств учета электрической энергии и маркировании их специальными знаками визуального контроля»;
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее -Правила предоставления коммунальных услуг);
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее — Правила ценообразования);
  9. Приказ Минэнерго России от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов»
  1. Судебная практика, имеющая преюдициальное значение.

• Дело № А76-9471/2010 по заявлению ОАО «Челябэнергосбыт» и ЗАО «Энергоучет» об оспаривании решения и постановления Челябинского У ФАС России.

  1. Основные положения деятельности по опломбировке приборов учета электроэнергии.

1) Приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее по тексту — Порядок). Порядок определяет особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) (далее по тексту — договор) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы.

Читайте также:  Если общедомовой счетчик сломался кто должен ремонтировать

В соответствии с пунктом 13 Порядка договор на установку (замену) прибора учета должен в числе существенных условий содержать предмет договора, цену договора, порядок расчетов по договору, срок установки (замены) прибора учета, место установки (замены) прибора учета, соответствующего требованиям, предъявляемым изготовителем прибора учета к условиям, необходимым для его работы, порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию, гарантийные обязательства исполнителя.

В соответствии с пунктом 140 Основных положений функционирования розничных рынков гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения’ с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.

Ввод прибора учета в эксплуатацию не определен действующими нормативными правовыми актами в качестве самостоятельной услуги, при этом он осуществляется для целей ресурсоснабжения.

При приемке в постоянную эксплуатацию измерительного комплекса коммерческого учета (системы учета) электрической энергии проверяется схема включения и качества монтажа и непосредственно после этого осуществляется опломбировка с оформлением соответствующего акта.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 16.11.2010 по делу № А76-9471/2010, под понятием «опломбировка прибора учета электроэнергии» понимается установка пломбы на винт, крепящий крышку зажимного клеммника прибора учета электроэнергии, после проверки правильности его подключения.

Действия по опломбировке входят в состав действий по приемке прибора учета в эксплуатацию, которые, в свою очередь, являются частью действий по установке прибора учета.

В соответствии с пунктом 139 Правил функционирования розничных рынков гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. По согласованию сторон для выполнения указанных работ допускается привлечение 3-й стороны. ,

Учитывая изложенное, а также в соответствии с позицией, изложенной в разъяснениях по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке при рассмотрении заявлений (дел) о нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением при установке, приеме в эксплуатацию приборов учета энергоресурсов (в соответствии с пунктом 61 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2011 году, утвержденного приказом ФАС России от 31.03.2011 № 224), действия, связанные с вводом приборов учета, следует рассматривать на соответствующем рынке услуг по электроснабжению.

Основной целью опломбировки является защита от несанкционированного доступа, который может привести к искажению результатов измерения и, в частности, к недоучету потребленной электроэнергии.

4. Плата за опломбировку.

  1. В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора и понуждение к заключению договора не допускается, за исключением установленных законом или договором случаев.

В силу пункта 2 статьи 16 Закона о защите прав потребителей запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Читайте также:  Canon 2440 сбросить счетчик

В соответствии с подпунктом «г» пункта 52 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленном в жилом помещении.

Названный пункт не включает требований об установке пломб на приборах учета за счет граждан-потребителей. Не предусмотрено это и другими нормативно-правовыми актами.

В случае если исполнителем по договору на установку прибора учета является субъект, в силу пункта 9 статьи 13 Закона об энергосбережении обязанный осуществлять данный вид деятельности, плата за установку прибора учета включает в себя, в том числе, оплату услуг по приемке прибора учета в эксплуатацию, а, следовательно, и плату за опломбировку прибора учета.

  1. В соответствии с пунктами 69, 73 Правил ценообразования одной из слагаемых составляющих тариф на электрическую энергию является ценовая надбавка.

В соответствии с пунктом 65 Правил ценообразования при расчете сбытовой надбавки учитываются экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей, определяемые методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам, включая:

расходы гарантирующего поставщика, связанные с организацией принятия им на обслуживание покупателей электрической энергии с применением особого порядка, включая расходы на обслуживание заемных средств;

расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности);

иные экономически обоснованные расходы.

В соответствии с пунктом 63 Правил ценообразования сбытовая надбавка гарантирующего поставщика устанавливается на очередной финансовый год органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

В случае если плата за установку прибора учета электрической энергии не включена в сбытовую надбавку, то плата за установку прибора учета взимается в качестве отдельной услуги.

5. Исполнитель услуги.

В случае если исполнителем по договору на установку прибора учета является субъект, обязанный осуществлять данный вид деятельности в силу пункта 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по опломбировке прибора учета проводятся в рамках исполнения договора на установку приборов учета и осуществляются исполнителем по договору.

При приемке в постоянную эксплуатацию измерительного комплекса коммерческого учета (системы учета) электрической энергии проверяется схема включения и правильность монтажа и непосредственно после этого осуществляется опломбировка с оформлением соответствующего акта.

В случае если исполнителем по договору на установку приборов учета является хозяйствующий субъект, на которого в силу пункта 140 Основных положений функционирования розничных рынков и пункта 9 статьи 13 Закона об энергосбережении распространяется обязанность по установке приборов учета (гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация), данный хозяйствующий субъект либо сам выполняет действия по приемке прибора учета электрической энергии в постоянную эксплуатацию, либо, в соответствии с пунктом 139 Основных положений функционирования розничных рынков, по согласованию сторон привлекает 3-е лицо, которое, в таком случае, будет действовать от имени указанного хозяйствующего субъекта, поскольку это вытекает из договорных обязательств, связанных с поставкой электрической энергии и ее оплаты.

Источник

Изменение порядка установки, поверки и замены электросчетчиков

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 ответственность за организацию учёта электроэнергии в жилых помещениях перешла к энергетическим компаниям: в многоквартирных домах – к гарантирующим поставщикам, в отношении индивидуальных жилых домов – к сетевым организациям, которые с 1 июля 2020 года несут ответственность за установку, поверку и замену индивидуальных приборов учёта электроэнергии.
Также законодательством предусмотрена установка интеллектуальных приборов учёта, замена на которые будет происходить поэтапно. Новые приборы учёта установят новым потребителям в рамках технологического присоединения, действующее же оборудование будет меняться по мере выхода из строя, поломки или истечения межповерочного интервала. На замену прибора учёта отводится 6 месяцев с момента наступления вышеуказанных обстоятельств, а до 1 января 2022 года допускается установка обычных электросчётчиков. Данные работы для потребителей производятся бесплатно.

Читайте также:  Счетчик электроэнергии однофазный гост 6570 75

Что делать, если счётчик сломался?
Если установленный в отношении потребителя прибор учёта электроэнергии вышел из строя или у прибора учёта истёк срок межповерочного интервала, то необходимо оставить соответствующую заявку:
жителям многоквартирных домов, имеющим прямые договорные отношения с гарантирующим поставщиком АО «Мосэнергосбыт», необходимо обращаться непосредственно в компанию,
жителям многоквартирных домов, не имеющим прямые договорные отношения с АО «Мосэнергосбыт», необходимо обращаться в компанию либо напрямую, либо через собственного исполнителя коммунальных услуг, осуществляющего управление многоквартирным домом,
жителям частного сектора – в сетевую организацию, к сетям которой присоединено домовладение.
Направить уведомление в АО «Мосэнергосбыт» можно любым доступным способом:
— по телефону контактного центра +7 (499) 550-9-550;
— в личном кабинете на сайте my.mosenergosbyt.ru или через мобильное приложение «Мой Мосэнергосбыт»;
— направить письмо на почту info@mosenergosbyt.ru;
— направить обращение через «Виртуальную приёмную» на сайте компании.

Когда заменят неисправный электросчётчик?
В соответствии с действующим законодательством на замену прибора учёта гарантирующему поставщику и сетевой организации отводится 6 месяцев с даты выявления факта выхода прибора учета из строя или истечения срока межповерочного интервала, зафиксированного в ходе проверки или в договоре, или даты соответствующего обращения потребителя. Замена прибора учёта будет произведена в заранее согласованную с клиентом дату.

Как будут осуществляться начисления с даты поломки (выхода за МПИ) до даты замены электросчётчика?
Начисления за электроэнергию в случае выхода прибора учёта из строя или за межповерочный интервал в соответствии с внесенными изменениями в законодательство будут осуществляться исходя из среднемесячного объема потребления в предыдущие периоды (на основании статистической информации по потреблению в предыдущие месяцы) или исходя из норматива потребления в случае отсутствия возможности осуществить расчет среднемесячного объёма потребления электроэнергии.

Могут ли потребители сами заменить прибор учёта?
Да, клиенты вправе инициативно произвести замену приборов учёта электроэнергии исключительно в случаях, когда электросчётчик являются работающим и отсутствуют основания для его замены со стороны АО «Мосэнергосбыт» или сетевой организации (истечение поверочного интервала, выход из строя и т.д.). Сделать это можно, заказав соответствующую платную услугу в АО «Мосэнергосбыт» (либо сетевой организации, если клиент проживает в жилом доме (домовладении)). Исходя из положений действующего законодательства, привлечение иных организаций для установки электросчётчиков не допускается. После получения заявки клиента АО «Мосэнергосбыт» известит о порядке и сроках установки электросчётчика. Самостоятельный демонтаж электросчётчика, пломб, установленных на нём, и иного оборудования не допустим.

Кто несёт ответственность за сохранность приборов учёта?
Ответственность за сохранность электросчётчиков, установленных в отношении жилых помещений, законодатель разделил таким образом:
— если прибор установлен в квартире/жилом доме, ответственность за его сохранность несёт потребитель,
— если прибор установлен в местах общего пользования многоквартирных домов (например, на лестничной площадке), ответственность ложится на гарантирующего поставщика,
— если прибор установлен вне территории частного домовладения (например, на столбе в частном секторе), ответственность несёт сетевая организация.
При этом необходимость обеспечивать сохранность распространяется и на иное оборудование, используемое в узле учёта (пломбы, знаки визуального контроля и т.д.).
Вернуться к списку новостей

Источник

Adblock
detector