Меню

План урока физика 8 класс зависимость силы тока от напряжения



Разработка урока по физике 8 класс: ‘ Зависимость силы тока от напряжения’

Урок физики в 8классе.

Тип урока: усвоение новых знаний

Тема. Зависимость силы тока от напряжения.

Цели: показать зависимость силы тока от напряжения;

доказать, что сила тока не только зависит от напряжения, но и от сопротивления;

ввести понятие сопротивления проводника;

объяснить причины сопротивления проводника с точки зрения электронной проводимости металлов;

ввести единицы измерения сопротивления;

знать зависимость между силой тока и напряжением;

знать, что сила тока зависит не только от напряжения, но и от сопротивления проводника; знать единицы измерения сопротивления; знать причины сопротивления проводника; знать, что сопротивление проводника является электрической характеристикой самого проводника;

уметь объяснять, с точки зрения электронной проводимости металлов, причину сопротивления проводника;

знать, что сопротивление проводника является электрической характеристикой самого проводника;

привить самостоятельность в поиске новых знаний;

при поиске новых знаний, развить познавательную активность ребят.

1. Собирают электрическую цепь, состоящую из регулируемого источника, резистора, амперметра, ключа и вольтметра. При изменении напряжения между концами резистора изменяется сила тока в цепи.

Вывод. Сила тока зависит от напряжения. Сила тока в цепи прямо пропорциональна напряжению. I

2. В установке опыта 1 заменяю резистор на другой, из другого металла. Повторяя опыт при фиксированном значении напряжения, показываю, что сила тока не только зависит от напряжения, но и от рода вещества, из которого изготовлен проводник.

Вывод. Сила тока зависит не только от напряжения, но и от рода вещества. Зависимость силы тока от рода вещества характеризуется сопротивлением. Разные вещества обладают разным сопротивлением.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

На данном этапе проверяется готовность ребят к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте ребята. Я очень рад вас видеть на очередном уроке.

2. Актуализация знаний умений и навыков.

Вопросы для фронтальной беседы.

1) Что такое сила тока?

2) По какой формуле находится сила тока?

3) В каких единицах измеряется сила тока?

4) Что характеризует сила тока?

5) С помощью какого прибора измеряется сила тока?

6) Что такое напряжение?

7) По какой формуле находится напряжение?

8) В каких единицах измеряется напряжение?

9) Что характеризует напряжение?

10) С помощью какого прибора измеряется напряжение?

Перехожу к следующему этапу урока.

3. Фиксация затруднения в индивидуальной деятельности в ходе беседы с ребятами. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы. Начало «открытия»

Цель: обозначить тему урока; выдвижение гипотез учениками и нахождение путей их решения; выявить затруднения в деятельности ребят; подведение детей к открытию нового знания с помощью подводящего или побуждающего диалога.

На данном этапе ученики выбирают метод решения учебной задачи и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы. На данном этапе урока ученики готовятся преодолеть возникшее затруднение с помощью нового способа действия (эксперимента).

Возникшее затруднение фиксируется учащимися (мотив).

На данном этапе активизируются мыслительные операции: внимание, память и т.д.

Использованы коллективные формы работы: побуждающий диалог, фронтальная работа.

На данном этапе: выявляются причины ошибок; является ли индивидуальной деятельность детей в проблемной ситуации; зафиксировано ли самими детьми запланированное затруднение; выбран ли метод решения проблемной ситуации детьми самостоятельно; предложено ли решение проблемы самими детьми; не нарушена ли учителем роль организатора коммуникации.

Обобщая ответы ребят на приведенные вопросы, воспроизвожу опыт№1.

Учитель. Ребята, что вы видите на столе?

Ученик. Собрана электрическая цепь, состоящая из регулируемого источника, резистора, амперметра, ключа и вольтметра.

Учитель. Ребята, как вы считаете, почему изменяется показание амперметра? (Проблема)

Ученики. Вероятно, существует какая-то зависимость между силой тока и напряжением (Выдвигается гипотеза).

Учитель. Будут ли другие версии?

Ученики в основном придерживаются данного предположения.

Учитель. Ребята, кто из вас попробует сформулировать тему сегодняшнего урока?

Ученики. Тема нашего сегодняшнего урока так и называется: «Зависимость между силой тока и напряжением».

Учитель. Ребята, как вы считаете, почему существует зависимость между силой тока и напряжением?

Ребята затрудняются дать правильный ответ на данный вопрос.

Учитель. Что показывает сила тока?

Ученики. Сила тока показывает, какой заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени?

Учитель. От чего зависит величина заряда?

Ученики. От работы, совершаемой электрическим полем по перемещению заряда.

Учитель. Какая физическая величина показывает, какую работу совершает электрическое поле по перемещению заряда?

Учитель. Почему существует связь между силой тока и напряжением?

Ученики. Напряжение показывает, какую работу совершает электрическое поле по перемещению заряда, а величина заряда, прошедшего через сечение проводника за единицу времени определяется силой тока.

Учитель. А какая зависимость между силой тока и напряжением? (Проблема)

Ученики. Предполагаю, что при увеличении напряжения между концами проводника, сила тока увеличивается. (Выдвигается очередная гипотеза учениками).

Учитель. Будут ли другие версии? (Пауза)

Учитель. Обоснуйте данное предположение.

Ученики. Чем большую работу совершит электрическое поле по перемещению заряда, тем величина заряда прошедшего через сечение проводника будет больше.

Учитель. Ребята, вы предполагаете: 1) сила тока зависит от напряжения; 2) при увеличении напряжения, сила тока увеличивается.

4. Продолжение «открытия» детьми нового знания.

Цели: подведение детей к «открытию» нового знания с помощью эксперимента.

На данном этапе необходимо четко зафиксировать новый способ действий (проведение эксперимента, анализ результатов, построение графика зависимости силы тока от напряжения).

Учитель. Ребята, как вы считаете, как можно проверить ваши предположения?

Ученики (хором). С помощью опыта.

Учитель. Ребята, ваши предположения мы проверим экспериментально. Попробуем исследовать зависимость силы тока от напряжения.

На столе собрана опытная установка, по описанию приведенному выше.

Учитель. По какой схеме собрана электрическая цепь.

Далее воспроизвожу опыт №1 по описанию, приведенному выше. С помощью данного опыта, мы исследуем зависимость силы тока от напряжения.

Плавно увеличивая напряжение между концами проводника ребята видят, как увеличивается сила тока.

Результаты исследования заносим в таблицу.

Для проведения опыта прошу одного ученика помочь у доски заполнить таблицу.

По ходу беседы с ребятами анализируем полученные результаты.

Учитель. Ребята, как вы думайте, какая зависимость между силой тока и напряжением?

Ученики. Прямая пропорциональная зависимость.

Учитель. Почему вы так считаете?

Ученики. Это видно из результатов исследования, приведенные в таблице.

Учитель. Ребята, а что значит прямая пропорциональная зависимость?

Ученики. Во сколько раз увеличили напряжение, во столько же раз увеличилась сила тока.

Учитель. Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?

Ученики. Сила тока прямо пропорциональна напряжению.

Учитель. Как можно записать математически?

Учитель. Ребята, как вы считаете, эксперимент подтвердил ваши предположения?

Ученики (хором). Да. (Ситуация успеха)

Этот вывод доказываем еще раз построением графика по результатам опыта.

К доске прошу выйти ученика для построения графика.

Обращаю внимание ребят на то, что графиком данной зависимости силы тока от напряжения является прямая. Это еще раз доказывает, что между силой тока и напряжением прямая пропорциональная зависимость.

Учитель. Ребята, как можно записать эту зависимость в виде пропорции?

Читайте также:  Найти ток в электрической схеме дано сопротивление

Ученики. (выходит к доске и записывает формулу): I1\I2=U1\U2.

Учитель. Ребята, как вы думайте, данная формула справедлива в любых ситуациях?

Ребята затрудняются ответить.

Учитель. Ребята, сила тока зависит только ли от напряжения? Как вы считаете?

На данный вопрос большинство ребят затрудняются дать правильный ответ.

Некоторые ребята делают предположение, что возможно, сила тока зависит не только от напряжения.

Учитель. Если сила тока зависит не только от напряжения, то от чего еще зависит сила тока?

На данный вопрос, большинство ребят вновь затрудняются ответить. Некоторые ребята предполагают, что сила тока зависит возможно от самого проводника (вновь выдвижение гипотезы ребятами).

Учитель . Ребята, как можно проверить ваше предположение?

Ребята (хором). С помощью опыта.

Учитель. А с помощью какого опыта можно проверить?

Слушая нескольких ребят, обращаю особо внимание ребят на следующий опыт, предложенный учеником: повторить первоначальный опыт, но только вместо данного проводника взять другой проводник, изготовленный из другого материала.

Учитель. Ребята, я воспроизвожу опыт№1 вновь. Но в отличие от предыдущего опыта, вместо никелиновой проволоки здесь вы видите медный провод. Обратите внимание, с помощью потенциометра напряжение между концами проводника довожу до 2В.

Ребята с удивлением замечают, что стрелка амперметра показывает достаточно большой ток по сравнению с предыдущим результатом (ситуация успеха).

Учитель. Ребята, как объяснить результаты опыта?

Ответы учеников. Значит, действительно, сила тока зависит от самого проводника.

Учитель. Вы правы. Молодцы.

Ребята, как вы считаете, какой проводник лучше проводит электрический ток?

Учитель. Почему вы так считаете?

Ученики. Так как при одинаковых напряжениях сила тока во втором случае больше, т.е. больший заряд проходит за единицу времени.

Учитель (Напоминаю выше приведенный вопрос). Данное соотношение справедливо при любых условиях? I1\I2=U1\U2.

Ученик. Нет. При условии, если проводник один и тот же.

Учитель. Ребята, в физике зависимость силы тока от самого проводника характеризуется сопротивлением. Разные проводники оказывают разное сопротивление электрическому току.

Учитель. Ребята, тема нашего дальнейшего разговора так и называется…

Ученики (хором). …сопротивление.

Записываю на доске, а ребят прошу записать в тетрадях.

Учитель. Как вы считаете, чем вызвано сопротивление проводников?

На данный вопрос большинство ребят затрудняются ответить. С помощью наводящих вопросов пытаюсь подвести детей к правильному ответу.

Учитель. Вспомните, пожалуйста, внутреннее строение металлов.

Ученик. Металлы состоят из атомов, которые потеряли с последних электронных орбит электроны. Атомы, потерявшие электроны располагаются в узлах кристаллической решетки, а электроны блуждают между ионами.

Учитель. Что такое электрический ток в металлах?

Ученик. Упорядоченное движение свободных электронов.

Учитель. Что мешает двигаться электронам в одном направлении?

Ученик. Ионы. Электроны постоянно сталкиваются с ионами кристаллической решетки и изменяют направление своего движения.

Учитель. Чем же вызвано сопротивление проводников?

Ученик. Ударами электронов об ионы кристаллической решетки металлов.

Ввожу понятие сопротивления.

Отмечаю, что сопротивление является электрической характеристикой проводника.

Учитель. Ребята, какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?

Ученики. Сопротивление вызвано ударами свободных электронов об ионы кристаллической решетки металла. Чем чаще эти удары, тем сопротивление проводника больше (данный вывод ребята записывают в тетрадях).

Далее ввожу единицы измерения сопротивления.

Учитель. Ребята, как вы считаете, от чего зависит сопротивление проводника как электрическая его характеристика?

Ребята ответить на данный вопрос затрудняются.

Учитель. Ответ на данный вопрос мы получим на последующих уроках. А вы подумайте над ответом на данный вопрос. Я надеюсь, что на следующем уроке среди вас найдутся желающие мне помочь ответить на данный вопрос.

5. Первичное закрепление (5мин).

Цель: усвоение нового способа действий.

Требование к этапу: решение типового задания на новый способ действий, с проговариванием вслух алгоритма.

С целью закрепления изученного вопроса, решаем графическую задачу (задачу проекцирую на экран с помощью компьютера) . Из двух графиков зависимости силы тока от напряжения для разных проводников необходимо определить, сопротивление какого проводника больше и почему?

Решение ребята обсуждают попарно.

Через некоторое время слушаю версии нескольких пар ребят по желанию. Подводя итоги ответов, отмечаю ребят, предложившие наиболее оригинальные решения (ситуация успеха).

Ребята успешно справились с заданием.

6. Рефлексия (3мин).

Цель: самооценка результатов деятельности учителя и ученика, осознание метода построения нового знания.

Требования к данному этапу: организация рефлексии и самооценки учениками деятельности на уроке; фиксация учителем степени соответствия результатов деятельности и поставленной цели; планирование дальнейшей деятельности и определение задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

1)Ребята, какие вопросы ко мне по уроку?

2) Ребята, что нового узнали сегодня на уроке?

3) Где находит практическое применение полученные знания?

3)Что вызвало у вас на уроке особый интерес?

4)Как вы оценивайте свою деятельность на уроке? Я вас попрошу, на листочке укажите свою фамилию и поставьте себе отметку за работу на уроке. Кому из своих одноклассников хотел бы поставить «5» за сегодняшний урок.

5) Все ли было понятно тебе на сегодняшнем уроке: если все, то поставь знак «+»; если не совсем, то «+-»; если ничего не понял, то «-».

6)Ребята, какую оценку вы хотели бы поставить за сегодняшний урок: «5»,»4», «3», «2».

Отметки поставьте на вторых листочках.

7. Домашнее задание. § 42,43. Упр.17(2); №№1277(Л)( по жел),

В завершении урока я благодарю ребят за активную деятельность на уроке.

Источник

Зависимость силы тока от напряжения

Тема урока: Зависимость силы тока от напряжения.

Класс: 8.

Форма проведения: урок-исследование.

Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цели учебного занятия:

Образовательные:

  • создать условия для исследования зависимости силы тока от напряжения;
  • направлять и регулировать деятельность учащихся по осуществлению опытов, при выполнении которых определяется зависимость силы тока от напряжения.

Развивающие:

  • содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент;
  • создать условия для активизации мышления школьников;
  • содействовать развитию у учащихся речевых навыков, умения самостоятельно формулировать выводы;
  • содействовать развитию у школьников умения самостоятельно проводить физические эксперименты;

Воспитательные:

  • содействовать развитию у учащихся чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного выполнения эксперимента;
  • содействовать развитию у учащихся умения работать в группе, сотрудничать, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента.

Технические и дидактические средства:

  • компьютер с мультимедийным проектором;
  • матрица исследования и рабочие листы урока (приложение №1,№2);
  • презентация к уроку;
  • микро-лаборатория по электричеству
  • ноутбуки

Структура урока:

  1. Организационный этап – 1 мин
  2. Этап актуализации опорных знаний учащихся – 8 мин
  3. Этап усвоения новых знаний и способов действий – 25 мин
  4. Физкультминутка – 2 мин
  5. Этап первичного понимания изученного – 4 мин
  6. Этап информации о домашнем задании – 1 мин
  7. Этап подведения итогов занятия – 2 мин
  8. Этап рефлексии – 2 мин

Ход урокa

Этапы урока

Содержание деятельности

Работа с ИАД

(Презентация)

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Думаю, что на сегодняшнем уроке физики будет интересно всем, но особенно тем, кто интересуется наукой, любит узнавать новое и проводить различные исследования.

Читайте также:  Дополнительный источник электрического тока

Сегодня каждый из вас сможет побывать в роли ученого и совершит для себя открытие в области «Электричество».

Слайд№1, закладка «опрос»

Рисунок 1

Этап актуализации опорных знаний учащихся

Ответы на поставленные вопросы учитель отражает на ИАД.

Учитель: Мы привыкли к тому, что электрический ток наш незаменимый помощник. Он может дать свет, тепло, связь, приводит в движение различные механизмы, облегчающие труд человека.

Ребята, скажите, а что такое электрический ток?

Ученик: Электрический ток — это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц.

Учитель: Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник и существовал электрический ток?

Ученик: Чтобы получить электрический ток в проводнике, надо создать в нем электрическое поле.

Учитель: Как называется устройство, с помощью которого создается и длительное время поддерживается электрическое поле в проводнике?

Ученик: Такое устройство называется источником ток

Учитель: Ребята, что мы получим, когда с помощью проводов соединим источник тока, потребитель электрической энергии и замыкающие устройства?

Ученик: Мы получим простейшую электрическую цепь.

Учитель: Ребята, что вы видите на демонстрационном столе?

Ученик: Собрана электрическая цепь, состоящая из источника тока, резистора, амперметра, ключа и вольтметра.

Учитель: Какие измерительные приборы есть в данной электрической цепи?

Ученик: Амперметр и вольтметр.

Учитель: Какие физические величины измеряют эти приборы?

Ученик: Амперметр измеряет силу тока, вольтметр напряжение.

Учитель: Что такое сила тока?

Ученик: Сила тока – это физическая величина, которая показывает, какой заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени.

Учитель: Какая физическая величина называется напряжением?

Ученик: Напряжение – это физическая величина, показывающая, какую работу совершает электрическое поле по перемещению заряда из одной точки в другую.

Учитель: Подаем напряжение. И изменяем его.

Учитель плавно изменяет напряжение между концами проводника. Ребята обращают внимание на изменение показания амперметра.

Учитель формулирует проблемный вопрос: Ребята, как вы считаете, почему изменяется показание амперметра?

Ученики выдвигают гипотезу: Вероятно, существует какая-то связь (зависимость) между силой тока и напряжением.

Учитель: Будут ли другие версии?

Ученики в основном придерживаются данного предположения.

Учитель: Да действительно, сила тока зависит от напряжения. И сегодняшний урок мы посвятим изучению этой зависимости. Я предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего занятия, которая станет темой нашего исследования.

Ученик: Тема нашего сегодняшнего урока: «Зависимость между силой тока и напряжением» (при необходимости учитель корректирует).

Учитель: Любой ученый ведет записи, опираясь на план. Я предлагаю вам записывать нужную информацию в маршрутном листе урока, а в качестве плана использовать матрицу исследования (Приложение №1 – матрица исследования.docx). Обратимся к маршрутному листу (Приложение №2 маршрутный лист урока.docx) и запишем в него тему, она звучит так: «Зависимость силы тока от напряжения». Опираясь на тему, поставим цель исследования. Ваши предложения?

Ученик: Определить (установить) как зависит сила тока от напряжения.

Учитель: Цель предполагает решение ряда задач. Какие задачи перед собой мы поставим? Для их формулирования вам помогут вопросы на доске.

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

На доске: Что? Где? Как? С помощью чего? Зачем?

Ученики формулируют задачи урока:

Что? Получить информацию по теме исследования.

Где? Из различных источников (книги, Интернет — ресурсы, справочники).

Что? Провести лабораторные исследования, направленные на изучение зависимости силы тока от напряжения.

С помощью чего? Подготовить необходимое оборудование для проведения исследования (источник тока, амперметр, вольтметр, провода).

Зачем? Для того, чтобы достигнуть цель исследования.

Тема появляется на ИАД

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Учитель: Для получения теоретической информации по теме исследования посетим кафедру теоретической физики научно-исследовательского института сотрудниками, которого вы будите на сегодняшнем уроке. Обратимся к источникам информации — учебнику «Физика-8» автора А.В. Перышкина и Интернет- ресурсам (те, у кого на столе ноутбук).

Учитель: В течение 4 минут вы, как настоящие исследователи работаете с источником информации и выполняете первое задание в маршрутном листе урока.

Задание: заполните пропуски в тексте и подготовьте рассказ о зависимости силы тока от напряжения (обращение к тексту учебника на страницах 119-120)

По истечении положенного времени.

Учитель: Есть желающие поделиться результатами работы с учебником?

Ученик зачитывает:

Мы знаем, что электрический ток в цепи – это упорядоченное движение заряженных частиц.

Для существования электрического тока необходимо наличие свободных заряженных частиц и электрическое поле.

Чем сильнее действие электрического поля на заряженные частицы, тем больший заряд переносится через поперечное сечение проводника за единицу времени, а значит больше сила тока в цепи. Так как действие электрического поля характеризуется физической величиной — напряжением, значит, можно сказать, что сила тока на участке цепи зависит от напряжения. Во сколько раз увеличивается напряжение, во столько раз увеличивается сила тока, следовательно, сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.

Учитель: Менделеев Д. И. обращал внимание исследователей на то, что теория, не проверяемая опытом, при всей красоте концепции теряет вес, не признается; практика, не опирающаяся на взвешенную теорию, оказывается в проигрыше и убытке.

Учитель: Учитывая мнение великого русского ученого, предлагаю перейти в физическую лабораторию и выполнить лабораторные исследования, разделившись на группы: у каждого ряда свое задание, на выполнение которого отводиться 4 минуты.

Но прежде всего надо учесть, что у электричества со всеми плюсами есть и одно несомненное отрицательное свойство — потенциальная угроза для жизни и здоровья. Именно поэтому, пользуясь электричеством, необходимо соблюдать технику безопасности. Так как вы изучаете электрические явления уже не первый урок, то с правилами ТБ при работе с электричеством, вы знакомы. Перечислите их.

Ученики вспоминают ТБ:

  • Необходимо быть внимательными и дисциплинированными, точно выполнять указания учителя.
  • Размещать приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  • При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечений проводов.
  • Источник тока подключать в последнюю очередь.
  • Собранную электрическую схему включать только после проверки ее учителем.
  • Не прикасаться к элементам цепи, находящимся под напряжением и без изоляции.

Учитель: Перед выполнением лабораторного исследования немного отдохнем.

Рисунок 10

Проходит физкультминутка.

Учитель: Можно приступить к выполнению лабораторного исследования.

Дети выполняют задание.

Учитель: По результатам экспериментов заполним таблицу.

Представители различных групп выходят к ИАД и заполняют таблицу.

Источник

Зависимость силы тока от напряжения.Сопротивление проводников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Установить опытным путем зависимость силы тока от напряжения, построить график этой зависимости.

Просмотр содержимого документа
«Зависимость силы тока от напряжения.Сопротивление проводников.»

Урок в 8 классе учительШунина Любовь Михайловна Тема. Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление

проводника.

Тип. Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Образовательные задачи урока:

установить опытным путем зависимость силы тока от напряжения, построить график этой зависимости;

познакомиться с новой физической величиной – сопротивлением проводника;

развивать экспериментальные умения – выдвигать гипотезу и планировать проведение эксперимента по ее проверке;

закрепить практические навыки работы с электрическими измерительными приборами и в сборке электрических цепей.

Читайте также:  График синусоидального тока с амплитудой 5 ампер выходящий из начала координат

Демонстрации и материалы к уроку:

Презентация, составленная с использованием Интернет-ресурсов и учебной литературы.

Демонстрация «Зависимость силы тока от напряжения».

Лабораторное оборудование: источники тока, резисторы, амперметры, вольтметры, соединительные провода.

Индивидуальные карточки для проведения физического диктанта.

Карточки с заданиями для групповой работы.

Приемы и методы

Проверка и актуализация знаний

Физический диктант, взаимопроверка

Постановка задач урока, запись темы в тетрадях

Изучение нового материала:

Основные этапы научного эксперимента

Проведение опыта по проверке выдвинутой гипотезы

Обсуждение результатов и формулировка выводов

Построение графика, запись вывода в тетрадях

Беседа, записи определения, формулы, единицы измерения сопротивления, решение экспериментальной задачи

Первичное закрепление и коррекция знаний

Фронтальная беседа, решение качественных задач

Подведение итогов, д/з.

Записи в дневниках, рефлексия, выставление оценок

Проверка и актуализация знаний.

Урок начинается с проведения физического диктанта:

1 вариант.

1. Сила тока – это_______, проходящий через поперечное сечение проводника _____ 2. Сила тока обозначается буквой _______ 3. Формула:

4. Единица силы тока в СИ: ______ 5. 100 мА = ______ А; 3 кА = __________ А

6. Прибор для измерения силы тока называется ______________. Он включается в цепь ________________ с тем прибором, силу тока в котором измеряют.

7. Какова цена деления амперметра?

2 вариант.

1. Напряжение – это ________ электрического поля по перемещению заряда ______ 2. Напряжение обозначается буквой _____ 3. Формула:

4. Единица напряжения в СИ: ____ 5. 10 кВ = ______ В; 50 мВ = _____ В

6. Прибор для измерения напряжения называется _____________. Он включается в цепь ________________к прибору, напряжение на котором нужно измерить.

7. Какова цена деления вольтметра?

Проводится взаимопроверка выполнения диктанта (ученики обмениваются работами и проверяют правильность ответов с помощью слайда №1)

Мотивационный этап.

Учитель. На предыдущих уроках мы познакомились с вами с важнейшими характеристиками электрического тока: силой тока и напряжением. Действия электрического тока (тепловое, магнитное, химическое) зависят от величины силы тока в цепи. Что может произойти, если сила тока превысит допустимые значения?

Ученики. Приборы могут выйти из строя, может произойти возгорание проводки, человек может получить серьезные поражения организма.

Учитель. Вот поэтому так важно, уметь рассчитывать силу тока в цепи. А для этого нужно знать: от чего зависит сила тока? Сегодня на уроке мы и приступим к решению этой проблемы.

Ученики записывают тему урока в тетрадь (слайд № 2).

Учитель формулирует задачи урока (слайд №3).

Изучение нового материала.

Учитель. Итак, попробуем опытным путем установить взаимосвязь силы тока и напряжения. Но сначала повторим основные этапы научного эксперимента (слайд №4).

Ученики выполняют задание № 1:

Сформулируйте цель эксперимента (на какой вопрос вы хотите получить ответ?).

Выдвинете гипотезу (как вы предполагаете зависит сила тока от напряжения и почему?). Для обоснования гипотезы вспомните:

Что такое электрический ток?

Что характеризует сила тока?

Что характеризует напряжение?

Составьте план проведения эксперимента (какие величины нужно измерить? что сделать, чтобы достичь цели исследования?).

Какие приборы необходимы для проведения эксперимента?

Проверка выполнения задания сопровождается показом слайдов №5 и №6.

Далее учитель проводит демонстрационный опыт «Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи». Один из учащихся заносит результаты измерений в таблицу и строит график зависимости силы тока от напряжения на слайде №7. Ученики выполняют аналогичные записи в тетрадях.

На основании анализа графика делается вывод о прямо пропорциональной зависимости между силой тока и напряжением и записывается в тетрадь.

Затем учитель предлагает учащимся найти отношение напряжения к силе тока для каждого из трех измерений. Ученики убеждаются, что эти отношения одинаковы. Вводится понятие электрическое сопротивление (слайд №8).

Выясняются физический смысл электрического сопротивления и его причины в металлических проводниках (слайд №9).

Учитель предлагает учащимся решить экспериментальную задачу.

Ученики выполняют задание №2 (слайд №10).

Начертите схему цепи, состоящей из источника тока, резистора, вольтметра, амперметра, ключа.

Соберите цепь по схеме.

Измерьте силу тока в цепи и напряжение на концах резистора.

Рассчитайте сопротивление резистора.

По результатам измерений строится график №2 и обсуждается вопрос о независимости сопротивления проводника ни от силы тока, ни от напряжения (слайд №11).

Первичное закрепление и коррекция знаний.

Учитель. Что нового вы узнали сегодня на уроке? (слайд №12).

Решаются устно качественные задачи (слайды №13 — №15).

Подведение итогов урока.

Запись домашнего задания (слайд№16).

Решение задачи на смекалку (слайд №17), в случае затруднения задача задается на дом.

Рефлексия (что понравилось на уроке? какие задания были наиболее интересными? скучными? что было удачным и неудачным? почему?).

Источник

Конспект урока по физике 8 класс на тему «Зависимость силы тока от напряжения»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 7

Петропавловск- Камчатского городского округа

Конспект урока по физике на тему:

«Зависимость силы тока от напряжения»

г. Петропавловск- Камчатский

Технологическая карта урока

Раздел: Электрические явления.

Конспект урока.

Путь размышления самый благородный.

Путь подражания самый легкий.

Путь опыта самый горький.

Тема: «Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома.»

Выработать у учащихся навыки определения сопротивления проводников при помощи амперметра и вольтметра.

Тип урока : урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Метод обучения: проблемно-поисковый с применением элементов технологий дифференцированного обучения и здоровьесрежения.

Форма урока: урок — исследование.

Форма работы: поис­ковая работа.

Техническое оснащение уроков: мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, доска, комплект приборов для проведения эксперимента: .

1 группа: источник питания (ЛИП, батарейка), ключ, спираль- резистор

(сопротивление 1 Ом), реостат, амперметр, вольтметр, соединительные провода.

2, 3 группы: источник питания, ключ, 2 спирали разного сопротивления (1, 2, 4 Ом), реостат, амперметр, вольтметр, соединительные провода.

Средства обучения: презентация, созданная в программной среде PowerPoint

«Измерение сопротивления»; диск «Лабораторные работы 8 класс», инструкции, мобильные формулы для магнитной доски (закон Ома, формула для вычисления сопротивления)

Задачи.

— применить закон Ома для расчета сопротивления проводника.

— продолжить работу над формированием умений анализировать и обобщать знания об измерительных приборах: амперметре и вольтметре.

-сформировать умения анализировать результаты опытов и на их основе формулировать логические выводы.

— выработать умения организации последовательности действий. (умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность).

— развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности путем использования знаний при измерении силы тока, напряжения.

— развить приемы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение);

— развить умения использовать полученные знания в повседневной жизни;

— стимулировать познавательный интерес учащихся;

— воспитать уважительное отношение друг к другу при работе в группах

— развить уверенность в собственных силах.

Требования к знаниям учащихся.

Требования к базовому уровню подготовки: уметь пользоваться рео­статом для регулирова­ния силы тока, уметь определять сопротивле­ние проводника по данным вольтметра и амперметра.

Требования к повышенному уровню подготовки: уметь строить графики зависимости силы тока от напряжения и на ос­нове графика определять сопротивление участка цепи, уметь определять сопротивление при последовательном и параллельном соединении проводников.

Источник