Меню

Период поверки счетчиков трехфазных



Срок давности поверки электросчетчиков (ПУЭ против Приказа РФ)

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

Сегодня я затрону тему про срок давности межповерочного интервала (МПИ) для вновь устанавливаемых счетчиков электроэнергии.

Дело в том, что в ПУЭ, п.1.5.13 четко сказано, что срок давности межповерочного интервала (МПИ) не должен превышать два года для однофазных счетчиков и один год для трехфазных.

Лично я не пойму логику данного требования!

Предположим, что Вы приобрели трехфазный счетчик и по каким-либо причинам не получилось его установить в течение года. Всякое может случится, например, какие-нибудь задержки при строительстве, различные согласования проектов, технических условий (ТУ) и т.п.

В итоге получается, что новый купленный трехфазный счетчик через год уже считается не годным и к установке не подлежит.

Выход из ситуации следующий. Либо делать ему повторную (внеочередную) поверку, по стоимости практически соизмеримую с самим счетчиком, либо приобретать новый счетчик.

Вот у меня как раз именно такой случай.

В 2016 году для одного объекта я приобрел трехфазный счетчик электроэнергии STAR 304/1 R2-5(60) от IEK.

Кстати, это электронный многотарифный счетчик прямого включения для учета активной электрической энергии с соответствующим классом точности 1 (читайте статью про требования к классам точности электросчетчиков).

Счетчик устанавливается на DIN-рейке и, имеет интерфейс связи RS-485 и оптический инфракрасный порт.

Данный счетчик был поверен в I квартале 2016 года, что отображается на пломбе с соответствующим клеймом и печатью в его паспорте.

Межповерочный интервал (МПИ) счетчика STAR 304/1 R2 составляет 16 лет.

В течение двух лет установить счетчик я не смог, по имеющимся тому причинам, а теперь Энергосбыт не принимает его в эксплуатацию, ссылаясь на ПУЭ, п.1.5.13 про срок давности его поверки. А потому данному счетчику необходимо провести внеочередную поверку за свой счет в соответствующих организациях, например, Ростест или других, имеющих аккредитацию на поверку счетчиков электрической энергии.

Лично я не согласен с требованием ПУЭ, п.1.5.13. Ну сами подумайте, счетчик новый, исправный и поверенный! Что с ним может произойти, если он будет аккуратно хранится на полочке год, два, пять, да хоть десять лет?! Тем не менее по «букве Закона» ПУЭ он считается уже не годным к установке. Согласитесь, что это абсурд!

Но да ладно, т.к. речь в статье пойдет не совсем об этом.

В общем, не так давно попалось мне на глаза одно интересное письмо от Ростехнадзора. Поясню, что любой гражданин может обратиться в Ростехнадзор, например, через их официальный сайт, и получить консультацию непосредственно от специалистов на интересующий вопрос.

Видимо, некий гражданин в далеком 2010 году уже обращался с подобным вопросом про срок давности поверки электросчетчиков, на что и получил следующий ответ. Да, письмо не совсем, так сказать, свежее, но тем не менее. Прикладываю скан-копию данного письма.

Как видите, в письме четко говорится, что требования ПУЭ, п.1.5.13 устарели и не соответствуют сложившимся условиям. В связи с этим на вновь построенных и реконструируемых электроустановках необходимо руководствоваться не ПУЭ, п.1.5.13, а «Порядком проведения поверки средств измерений», утвержденного Приказом №125 от 18.07.1994.

Читайте также:  Куда сдать счетчики электроэнергии за деньги

На данное время (2018 год) Приказ №125 уже не действует, поэтому сейчас я его рассматривать не буду, т.к. вместо него вступил в силу Приказ №1815 от 02.07.2015 «Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке».

В принципе, требования по поверке средств измерений у них одинаковые, но я приведу цитаты из действующего документа, т.е. Приказа №1815:

Из перечисленного выше делаем следующие выводы!

Приобретенный счетчик STAR 304/1 R2-5(60) имеет первичную поверку, которая действительна 16 лет, т.е. в моем случае до января 2032 года.

В процессе эксплуатации счетчик должен подвергаться периодической поверке через заданный производителем межповерочный интервал (МПИ). Таким образом, в 2032 году, счетчику нужно будет провести периодическую (повторную) поверку. Результаты периодической поверки, естественно, что при положительном заключении, действуют также в течение всего межповерочного интервала, т.е. в моем случае до 2048 года.

Внеочередная поверка счетчика может быть проведена лишь при повреждении поверительного знака, клейма или пломбы, либо в случае сомнений его показаний или подозрений на какие-либо вмешательства в работу счетчика (внутреннюю схему).

Только в этих случаях счетчику может быть проведена внеочередная поверка.

Но согласно ПУЭ, п.1.5.13, внеочередная поверка без каких-либо причин должна быть проведена уже через один год для трехфазных счетчиков и два года для однофазных!

Согласно Приказа №1815, допускается устанавливать счетчики с любым сроком давности от последней его поверки (первичной, периодической или внеочередной, если такова имелась), главное, чтобы не был просрочен межповерочный интервал. Естественно, что если МПИ у счетчика составляет 16 лет, то и через год, и через два, и через пять лет, этот интервал не будет являться просроченным! А значит и счетчик годен к установке и эксплуатации, да хоть до самого 2032 года!

Решил я все же лично написать письмо в Ростехнадзор с подобным вопросом, дабы уж точно поставить все точки над «и»! И вот буквально на днях получил следующий ответ.

Как видите, ответ в корне отличается от ответа из письма 2010 года. В данном письме отчетливо указаны требования именно ПУЭ, п.1.5.13. Вроде бы Ростехнадзор у нас один, разница лишь в регионе (Москва и Екатеринбург), тем не менее ответы инспекторов совершенно противоречат друг другу.

Вопрос остается открытым! Что делать в данной ситуации?! Кому верить!? Какие требования применять к исполнению?!

К сожалению, Энергосбыт в данном вопросе зачастую стоит исключительно на стороне требований ПУЭ, п.1.5.13, а значит и далее будет настаивать на требованиях по срокам давности поверки! Так что будьте готовы, что по истечении одного года для трехфазных счетчиков и два года для однофазных счетчиков, придется проводить им внеочередную поверку, и причем исключительно за свой счет, либо, как вариант, приобретать счетчики уже непосредственно перед самой установкой! Но к сожалению, как я уже говорил, это не всегда представляется возможным.

Несколько слов про ситуацию на предприятиях!

У нас на предприятии для коммерческого учета всегда находится в резерве (запасе) некоторое количество (не один десяток) новых поверенных счетчиков, в основном трехфазные.

Читайте также:  Как делать дырки под розетки панельном доме

И так получается, что при выходе из строя какого-нибудь счетчика я не смогу установить запасной, если у него срок давности от последней поверки составил больше одного года, а поэтому пока что приходиться каждый год возить все резервные счетчики на поверку, чтобы, например, неисправный или вышедший из строя счетчик можно было быстро заменить резервным и сразу ввести его в работу.

По своему опыту скажу, что замены счетчиков на резервные все же случаются, но это скорее единичные случаи, а вот возить каждый год по несколько десятков счетчиков на поверку — это дополнительные затраты и причем достаточно весомые.

Попробую я вновь обратиться с этим вопросом, но только уже не в Уральское отделение Ростехнадзора, а Московское. Также вступлю в переписку с инспектором, от которого я получил непосредственно ответ! Может все же удастся разрешить данный вопрос раз и навсегда!

В конце концов, если уж на то пошло, то почему срок давности поверки у счетчиков ограничен по ПУЭ, а у измерительных трансформаторов тока и напряжения нет, ведь они также входят в систему коммерческого учета, если счетчик подключен через ТТ и ТН.

Тем не менее их можно смело устанавливать, хоть спустя один год от их последней поверки, хоть три, хоть пять лет, главное, чтоб поверка была не просрочена!?

И по традиции, предлагаю Вам посмотреть видеоролик по материалам данной статьи:

Источник

Изменение порядка установки, поверки и замены электросчетчиков

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 ответственность за организацию учёта электроэнергии в жилых помещениях перешла к энергетическим компаниям: в многоквартирных домах – к гарантирующим поставщикам, в отношении индивидуальных жилых домов – к сетевым организациям, которые с 1 июля 2020 года несут ответственность за установку, поверку и замену индивидуальных приборов учёта электроэнергии.
Также законодательством предусмотрена установка интеллектуальных приборов учёта, замена на которые будет происходить поэтапно. Новые приборы учёта установят новым потребителям в рамках технологического присоединения, действующее же оборудование будет меняться по мере выхода из строя, поломки или истечения межповерочного интервала. На замену прибора учёта отводится 6 месяцев с момента наступления вышеуказанных обстоятельств, а до 1 января 2022 года допускается установка обычных электросчётчиков. Данные работы для потребителей производятся бесплатно.

Что делать, если счётчик сломался?
Если установленный в отношении потребителя прибор учёта электроэнергии вышел из строя или у прибора учёта истёк срок межповерочного интервала, то необходимо оставить соответствующую заявку:
жителям многоквартирных домов, имеющим прямые договорные отношения с гарантирующим поставщиком АО «Мосэнергосбыт», необходимо обращаться непосредственно в компанию,
жителям многоквартирных домов, не имеющим прямые договорные отношения с АО «Мосэнергосбыт», необходимо обращаться в компанию либо напрямую, либо через собственного исполнителя коммунальных услуг, осуществляющего управление многоквартирным домом,
жителям частного сектора – в сетевую организацию, к сетям которой присоединено домовладение.
Направить уведомление в АО «Мосэнергосбыт» можно любым доступным способом:
— по телефону контактного центра +7 (499) 550-9-550;
— в личном кабинете на сайте my.mosenergosbyt.ru или через мобильное приложение «Мой Мосэнергосбыт»;
— направить письмо на почту info@mosenergosbyt.ru;
— направить обращение через «Виртуальную приёмную» на сайте компании.

Читайте также:  Счетчик газа альфа газ

Когда заменят неисправный электросчётчик?
В соответствии с действующим законодательством на замену прибора учёта гарантирующему поставщику и сетевой организации отводится 6 месяцев с даты выявления факта выхода прибора учета из строя или истечения срока межповерочного интервала, зафиксированного в ходе проверки или в договоре, или даты соответствующего обращения потребителя. Замена прибора учёта будет произведена в заранее согласованную с клиентом дату.

Как будут осуществляться начисления с даты поломки (выхода за МПИ) до даты замены электросчётчика?
Начисления за электроэнергию в случае выхода прибора учёта из строя или за межповерочный интервал в соответствии с внесенными изменениями в законодательство будут осуществляться исходя из среднемесячного объема потребления в предыдущие периоды (на основании статистической информации по потреблению в предыдущие месяцы) или исходя из норматива потребления в случае отсутствия возможности осуществить расчет среднемесячного объёма потребления электроэнергии.

Могут ли потребители сами заменить прибор учёта?
Да, клиенты вправе инициативно произвести замену приборов учёта электроэнергии исключительно в случаях, когда электросчётчик являются работающим и отсутствуют основания для его замены со стороны АО «Мосэнергосбыт» или сетевой организации (истечение поверочного интервала, выход из строя и т.д.). Сделать это можно, заказав соответствующую платную услугу в АО «Мосэнергосбыт» (либо сетевой организации, если клиент проживает в жилом доме (домовладении)). Исходя из положений действующего законодательства, привлечение иных организаций для установки электросчётчиков не допускается. После получения заявки клиента АО «Мосэнергосбыт» известит о порядке и сроках установки электросчётчика. Самостоятельный демонтаж электросчётчика, пломб, установленных на нём, и иного оборудования не допустим.

Кто несёт ответственность за сохранность приборов учёта?
Ответственность за сохранность электросчётчиков, установленных в отношении жилых помещений, законодатель разделил таким образом:
— если прибор установлен в квартире/жилом доме, ответственность за его сохранность несёт потребитель,
— если прибор установлен в местах общего пользования многоквартирных домов (например, на лестничной площадке), ответственность ложится на гарантирующего поставщика,
— если прибор установлен вне территории частного домовладения (например, на столбе в частном секторе), ответственность несёт сетевая организация.
При этом необходимость обеспечивать сохранность распространяется и на иное оборудование, используемое в узле учёта (пломбы, знаки визуального контроля и т.д.).
Вернуться к списку новостей

Источник