Меню

Перерасчет по горячей воде при наличии счетчика



10.09.2014 | Перерасчеты при наличии ИПУ

Как известно, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354), предусматривают уменьшение стоимости коммунальных услуг в случае несоответствия качества услуг установленным нормам и в случае перерывов в предоставлении этих самых услуг, превышающих установленную продолжительность. Попробуем разобраться, как влияет наличие или отсутствие прибора учёта коммунальной услуги на размер перерасчёта.

На перерасчёты, связанные с несоответствием качества услуг установленным нормам, приборы учета объема потребленной услуги не влияют, в этом вопросе споров не возникает.

Гораздо интересней вопрос, каким образом должны производиться перерасчеты, вызванные перерывами в предоставлении коммунальных услуг, в зависимости от наличия/отсутствия приборов учёта этих коммунальных услуг.

Практически на всей территории РФ сложилась следующая практика: перерасчёты за недопоставленный объём коммунальной услуги предоставляется собственнику/нанимателю помещения исключительно при отсутствии ИПУ. А в случае наличия прибора считается, что прибор в период непредоставления услуги и так показывает нулевой расход, тем самым обеспечивается измерение фактического объёма потребления услуги, стоимость которого и предъявляется к оплате собственнику/нанимателю, помещение которого оборудовано индивидуальным прибором учёта. Такая схема предоставления перерасчётов почему-то считается справедливой и соответствующей действующему законодательству.

Логика у таких «перерасчётчиков» простая: человек должен заплатить за объём предоставленной коммунальной услуги. Если он установил ИПУ, то прибор измерит объём, за этот объём и надо выставлять счёт. Если прибора нет, и расчёт ведётся по нормативу, то объём фактически потреблённой услуги необходимо рассчитывать с учётом перерыва в предоставлении этой услуги, т.е. делать перерасчёт.

Приверженцы такой логики забывают один существенный момент. Перерасчёт стоимости КУ ставит своей целью не только определение платы за фактически потреблённый объём услуги, но и некие «штрафные санкции». Ведь особенность коммунальной услуги в том, что она должна быть доступна всегда! Любой собственник/наниматель квартиры вправе рассчитывать на то, что при повороте вентиля из крана потечёт вода. И если эта вода не течёт, т.е. услуга недоступна, то не просто должна быть отменена плата за эту услугу, но и должен компенсироваться некий «ущерб», нанесённый добросовестному потребителю.

Вот как раз такая логика подтверждается законодательством!

Пунктом 98 Правил 354 установлено: «При предоставлении в расчетном периоде потребителю … коммунальной услуги … с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги…».

Что значит «вплоть до полного освобождения от оплаты»? Ведь руководствуясь логикой отсутствия перерасчётов при наличии ИПУ, очевидно, что полное освобождение от оплаты может быть только при нулевом потреблении услуги (согласно ИПУ). Если же прибор покажет хоть литр воды, то эту воду надо оплатить.

А когда от оплаты освобождаются «нормативщики» (у кого нет ИПУ)? Логично предположить, что они освобождаются от оплаты тогда, когда в расчётный период услуга не предоставлялась вообще!

А что по этому поводу говорят Правила 354?

Вышеупомянутый п.98 Правил 354 гласит: «…условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам…».

Открываем Приложение 1. Видим, что при перерывах в предоставлении любого вида коммунальной услуги свыше установленного предела, осуществляется перерасчет в размере 0,15% за каждый час такого превышения.

А предел продолжительности перерывов установлен, надо сказать, невысокий. По ХВС, ГВС, водоотведению – 8 часов в месяц (суммарно), по газоснабжению – 4 часа в месяц (суммарно), по отоплению и электроснабжению – 24 часа в месяц (суммарно).

Рассмотрим пример. В доме отключили холодную воду. Пусть это произошло в месяце, в котором 30 дней. Воды не было 29 дней. На тридцатый день дали воду, и люди принялись мыться, намывать всё вокруг и т.п. В общем, расходовали воду в объёме, многократно превышающем их обычное потребление. Потом все жильцы обратились за перерасчётом.

И вот производится перерасчёт для «нормативщиков»:

Перерыв в предоставлении ХВС составил 29 дней Х 24 часа = 696 часов. Допустимый перерыв 8 часов. За каждый час свыше допустимого перерыва необходимо уменьшить плату на 0,15%. Всего плата уменьшится на (696 – 8) х 0,15 = 103,2%! Т.е. произойдет как раз случай «полного освобождения потребителя от оплаты».

А «счастливым» владельцам ИПУ скажут: «А у Вас счётчики за этот самый один день по два кубометра накрутили! Извольте заплатить!». Не будем удивляться «несправедливости», в большинстве УК и РСО на все наши возмущения резонно заметят: «Закон и справедливость – разные вещи!». И будут правы, но не в этом случае.

Читайте также:  Возврат денег при установке счетчиков

Не будем рассуждать о справедливости и сразу обратимся к закону.

Ещё раз внимательно прочитаем пункт 98 Правил 354 (процитируем ее полностью):

«98. При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Если в соответствии с настоящими Правилами размер платы за коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, то размер снижения платы за коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленного размера платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период».

Итак, как мы видим, никакого упоминания про зависимость перерасчёта от наличия, либо отсутствия счётчика, нет!

Т.е. за перерыв в предоставлении коммунальной услуги собственникам/нанимателям помещений, оборудованных ИПУ, необходимо делать перерасчёт! Иного толкования пункта 98 Правил 354 быть не может!

Тут же возникает вопрос – а как же тогда применять пункт 99 тех же Правил 354? Ведь там прямо указано: «При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги».

Что это значит? Пункт 99 противоречит пункту 98? Или уточняет его?

На самом деле нет ни противоречия, ни уточнения. Применению подлежат и п.98, и п.99. И речь в них идёт о двух разных перерасчётах.

Пунктом 99 как раз устанавливается обязанность производить тот вид перерасчета, который в основном и применяется сейчас. Этот перерасчёт связан с уменьшением платы на стоимость недопоставленной коммунальной услуги. В этом случае действительно речь идёт об определении фактически потребленного объема услуги. Следовательно, для помещений, оборудованных приборами учёта, данный объём определяется по ИПУ, и перерасчёт не требуется, а вот для помещений, не оборудованных ИПУ, фактически потреблённый объём необходимо рассчитывать, а именно уменьшать нормативное значение на величину, пропорциональную длительности перерыва в предоставлении услуги за расчётный период. Именно такой порядок установлен п.100 Правил 354.

А вот п.98 устанавливает «штрафные санкции» за перерывы в предоставлении услуг. И «санкции» эти применяются независимо от наличия/отсутствия приборов учёта.

Таким образом, перерасчёты за перерывы в предоставлении КУ производятся следующим образом:

1. Для помещений, не оборудованных ИПУ:
1.1. На основании п.99 Правил 354 объём потреблённой КУ должен быть снижен. Порядок расчёта объёма, на который подлежит уменьшению установленный нормативом потребления объём, приведён в п.100 Правил 354.
1.2. На основании п.98 Правил 354 производится уменьшение платы за потреблённую КУ (в объёме, сниженном на основании п.99) в соответствии с Приложением 1 к Правилам 354.

То есть сначала определяется фактический объем потребленной услуги (путём уменьшения норматива потребления), затем стоимость этого фактически потреблённого объёма снижается на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления КУ.

2. Для помещений, оборудованных ИПУ:
2.1. На основании п.98 Правил 354 производится уменьшение платы за потреблённую КУ (в объёме, определённом по ИПУ) в соответствии с Приложением 1 к Правилам 354.

То есть фактический объем потребленной услуги определяется по ИПУ, затем стоимость этого фактически потреблённого объёма снижается на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления КУ.

Еще раз повторюсь: перерасчёт за перерыв в предоставлении коммунальной услуги, превышающий допустимую продолжительность, в соответствии с Правилами 354 предоставляется всем потребителям, независимо от наличия, либо отсутствия приборов учёта коммунальной услуги

Читайте также:  Описание устройства счетчика во

продолжение темы перерасчётов здесь

Источник

Как добиться перерасчета коммунальных платежей за воду по счетчику

Коммунальные расходы обладателя квадратных метров с каждым годом растут. Особое значение приобретает умение экономить и со знанием дела заглядывать в расчетные листы. А в случае выявления в них несоответствий требовать перерасчета начислений. Помимо этого, есть и другие основания для увеличения или уменьшения суммы в квитанции. В этой статье вы узнаете, как осуществляется перерасчет коммунальных платежей за воду по счетчику.

Как формируется размер платы за воду

Плата за воду — понятие, включающее в себя не только стоимость самого ресурса. Она состоит и из расходов, затраченных на подачу и обеспечение надлежащего качества воды.

На конечную сумму влияет и наличие у потребителя внутриквартирных приборов измерения. После их установки плата рассчитывается путем умножения показаний на тариф.

В многоквартирных домах установлены общие приборы учета, замеряющие расход воды всего здания. Если вычесть из совокупного расхода сумму индивидуальных поквартирных расходов, будут ясны затраты на общедомовые нужды (ОДН). Они отражают перерасход воды, связанный как с благими целями, вроде полива придомовой территории, так и с плохой организацией водоснабжения: протечками в стояках тому подобным.

Правовые основы

Оплате коммунальных услуг посвящен раздел 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ). В ч. 2 ст. 157 ЖК конкретизируется, что плата за водоснабжение рассчитывается в соответствии с тарифами, установленными регионом. Основные понятия в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» .

Ключевое звено в регулировании — Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (постановление № 354). В них устанавливаются права и обязанности потребителя и продавца, приводится схема перерасчета размера платы за воду.

Случаи, предусматривающие увеличение платы за воду

По инициативе поставщика или управляющей организации цена воды может измениться в сторону увеличения в следующих случаях:

  1. По итогам проверки значений приборов учета, периодически проводимой представителями поставщика. Перерасчет показаний после проверки встречается довольно часто. Если жилец занижает показания, то за выявлением нарушения последует начисление платы за воду по данным, снятым проверяющим.
  2. При обнаружении нарушений в подключении счетчика. Кроме акта с требованием об устранении подключения, жильцу будет доначислена плата из расчета тех объемов воды, которые он мог бы потребить.
  3. При выявлении постороннего воздействия на счетчик: сорванных пломб, нарушенной целостности. Перерасчет аналогичен второму основанию.

Основания для уменьшения платы за воду

Потребитель вправе выдвинуть требование об уменьшении платы за воду. ЖК РФ и постановление № 354 выделяют следующие основания для перерасчета в сторону снижения:

  1. Временное отсутствие в жилье. Это актуально для квартир без счетчиков, а также для пояснения отсутствия подачи сведений по учетному прибору.
  2. Предоставление услуг ненадлежащего качества и/или полное их отсутствие. Если воды нет или из горячего крана течет холодная, следует действовать оперативно.

Фиксировать нарушение должен специалист. Для этого следует обратиться в диспетчерскую службу. Диспетчер обязан принять сообщение, зарегистрировать и сообщить его номер.

Согласно регламенту, содержащемуся в разделе 10 Постановления № 354, проверяющий должен приехать в течение 2 часов с момента вызова. В ходе проверки он оценит температуру и напор воды, составит итоговый акт.

Акт о проверке — подтверждение обоснованности требований о перерасчете.

Напомним, что перерасчет может быть выполнен и при обнаружении технической ошибки в расчетах. Опечатки и неточности встречаются часто. О факте их выявления следует сообщать в управляющую организацию.

Правила начисления платы при отсутствии подачи и неверной подаче данных

Если в квартире есть прибор учета воды, жилец вправе сообщать его показания. Но не всегда получается этим правом воспользоваться. И в случае, если долго не подавали показания, плата за воду может возрасти.

Правила начисления определяются п. 59 Постановления № 354. В пп. «б» закреплено: если данные не передаются, плата за первые 3 месяца рассчитывается с учетом среднего потребления за предыдущие полгода. Если жилец забыл про счетчики больше, чем на 3 месяца, то плата производится по нормативам потребления (п. 60), но без коэффициента.

При возобновлении подачи сведений потребитель может задумываться над тем, должны ли сделать перерасчет за воду, если показания не передавал более 3 месяцев. Перерасчет за минувший период не производится. Согласно п. 31 Постановления, поставщик обязан использовать показания квартирных приборов учета только за тот расчетный период, за который они были сняты.

Если показания были сняты в июне еще и за апрель-май, по счетчику будет оплачиваться только вода, использованная в июне.

У многих плательщиков возникает вопрос, что делать, если неправильно передали показания: изменена цифра в сторону увеличения, перепутаны показания за горячую и холодную воду и так далее.

Читайте также:  Что нужно для установки электросчетчика документы

При обращении к поставщику плата будет пересчитана, а переплаченные деньги станут предоплатой за следующие месяцы. Еще один вариант: жильцу будет начислена сумма, недоплаченная за услуги в прошлом расчетном периоде. Такая схема действий справедлива и в случае, если неправильно передали показания счетчика электроэнергии.

Пройдите социологический опрос!

Как потребовать перерасчет платы за воду по счетчику

Чтобы получить перерасчет платы за воду, нужно сообщить об этом обслуживающей организации (УК, ТСЖ, ЖСК) или поставщику услуг, если договор о водоснабжении заключен с ним напрямую. Понять, куда именно обращаться, помогут данные из расчетного листа.

Пересчет показаний счетчиков воды в 2020 году производится по письменному заявлению. Оно составляется в свободной форме, но предполагает наличие обязательной информации:

  1. ФИО заявителя.
  2. Адрес жилого помещения.
  3. Просьба о перерасчете.
  4. Его период.
  5. Основания для его проведения с приложением доказывающих документов.

Существует два способа подачи:

  • отправить заявление заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, сохранив чек и уведомление;
  • явиться в организацию лично и зарегистрировать заявку у ответственного лица. С собой стоит взять два экземпляра заявления, на вашем сотрудник должен поставить регистрационный номер, дату и подпись.

На обращение отводится всего 30 дней. Изменения в расчетном листе будут видны в следующем месяце.

Стоит также упомянуть о том, как сделать перерасчет счетчиков воды, если показания не подавались. Хотя положения Постановления № 354 не предполагают перерасчет по требованию жильца, на практике многие УК уменьшают плату. К тому же, после проведения проверки счетчиков, на основании п. 61, поставщик будет обязан сделать перерасчет, ориентируясь на фактическое потребление. В любом случае, не будет лишним подать заявление о перерасчете.

Какие документы подготовить

Для проведения перерасчета нужно предоставить документы. Их состав зависит от оснований для изменения оплаты воды. Так, если вы не предоставили показания из-за временного отсутствия по месту проживания, следует приготовить:

  1. Заявление.
  2. Документ, подтверждающий факт отсутствия с указанием периода: командировочное удостоверение, билеты, справку о нахождении на лечении в стационаре и так далее.

Для перерасчета, связанного с низким качеством услуг / их отсутствием:

  1. Заявление.
  2. Акт о проверке услуг.
  3. Результаты экспертного заключения, например, о составе воды, иные доказательства.

Как получить перерасчет воды без счетчика

Если учетного прибора нет, шанс сэкономить средства все равно существетвует. Но перерасчет доступен лишь при подтвержденном отсутствии технической возможности установки счетчика (раздел 8 Постановления № 354).

Есть и другие особенности перерасчета:

  • он возможен, если период непрерывного отсутствия потребителя в жилье превышает 5 дней;
  • оплата водоотведения пересчитывается при пересчете платы за ХВС И ГВС;
  • стоимость воды на ОДН не пересчитывается.

Для уменьшения платежа нужно:

  1. Написать заявление, указав всех отсутствовавших жильцов, даты отъезда и прибытия, основания.
  2. К заявлению приложить документы, подтверждающие отсутствие.
  3. Подать заявление исполнителю услуги.

Важно помнить: если жилец подает заявление до отъезда, то перерасчет сделают в течение 5 рабочих дней или не позднее 30 дней после окончания периода отсутствия.

Куда жаловаться при отказе в перерасчете

Изменять размер оплаты услуг по водоснабжению в зависимости от обстоятельств — обязанность поставщика и управляющей организации. Если управляющая компания отказывается делать перерасчет за воду, можно найти рычаги воздействия.

Для начала следует получить от компании письменный отказ. На этот отказ можно жаловаться в прокуратуру и Роспотребнадзор. Обращение, подкрепленное письменным отказом и экземпляром заявления о перерасчете, станет поводом для проверки. При обоснованности требований будет произведен перерасчет.

Если предписания контролирующих органов не нашли отклика, есть еще один шанс на восстановление справедливости — судебное разбирательство. Оно поможет и в компенсации морального вреда. В суд можно обратиться, минуя надзорные органы.

Выводы

Перерасчет платежей за воду по счетчику может быть произведен как по требованию жильца, так и по инициативе поставщика по результатам проверки прибора. Стоимость может измениться в сторону увеличения или уменьшения. За перерасчетом в вашу пользу следует обращаться к управляющей организации или поставщику услуги, предоставив заявление и документы, подтверждающие его обоснованность.

Перерасчет за коммунальные услуги ЖКХ: Видео

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

Источник

Adblock
detector