Оплата отопления по показателям общедомового, а не индивидуального счетчика: справедливо или нет?
caifas / Depositphotos.com |
Действующее законодательство предусматривает два способа расчета размера платы за коммунальные услуги: на основании определяемого по показаниям приборов учета объема потребляемых ресурсов, а при отсутствии счетчиков – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса). Конкретный порядок расчета и внесения платы устанавливается Правительством РФ. Так, например, для определения размера платы за отопление в МКД используется одна из нескольких формул, приведенных в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила). При выборе нужной формулы стоит исходить, во-первых, из того, каким образом оплачивается отопление: в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (абз. 1 п. 42.1 Правил). Во-вторых, на порядок расчета влияет оснащенность помещений счетчиками: в случае, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а индивидуальные или квартирные счетчики отсутствуют во всех или некоторых помещениях в нем, размер платы за отопление в каждом из этих помещений определяется исходя из показаний общедомового прибора учета (абз. 3 п. 42.1 Правил). Если же все жилые и нежилые помещения МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, при расчете размера платы за отопление учитываются показания и этих счетчиков, и общедомового прибора учета (абз. 4 п. 42.1 Правил).
Таким образом, на практике, если хотя бы одна квартира или одно нежилое помещение в МКД не оборудованы индивидуальным прибором учета, объем потребленной энергии по показаниям общедомового счетчика «распределяется» между помещениями пропорционально их площади. Такой порядок расчета применяется и тогда, когда счетчик перестал использоваться в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по обеспечению его надлежащей эксплуатации, сохранности или своевременной замены собственником (ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении).
Именно с такой ситуацией столкнулся гражданин Д. Все помещения в МКД, в котором он проживает, на момент ввода дома в эксплуатацию были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (напомним, ими, согласно указанной выше норме закона об энергосбережении, с 1 января 2012 года должны быть оснащены все новые МКД, а также дома, вводимые в эксплуатацию после капремонта – при наличии технической возможности установки таких счетчиков). Однако впоследствии в ряде помещений счетчики были демонтированы, что повлекло перерасчет размера платы за отопление для всех собственников помещений в доме, и расходы Д. на коммунальные услуги увеличились. Он посчитал это несправедливым и подал в Верховный Суд Российской Федерации административный иск о признании недействующими абз. 3 п. 42.1 и частично абз. 4 п. 42.1 Правил. Суд пришел к выводу о том, что Правительство РФ при введении дифференцированного подхода к определению размера платы за отопление не вышло за рамки своих полномочий по определению правил предоставления гражданам коммунальных услуг, а доводы истца о противоречии указанных норм закону об энергосбережении несостоятельны, поскольку целью последнего является закрепление основ стимулирования энергосбережения, а не определение размера платы за коммунальные услуги и порядка ее расчета (решение ВС РФ от 31 мая 2017 г. по делу № АКПИ17-201). Не было удовлетворена и апелляционная жалоба истца – Суд добавил, что установленный оспариваемыми нормами порядок расчета платы за отопление принят на основании общего принципа распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии для поддержания в них нормативной температуры воздуха (пропорционально площади занимаемого помещения в доме) с соответствующим распределением размера платы, что позволяет обеспечить непрерывное теплоснабжение всех помещений в доме в течение отопительного периода. Причем, по мнению ВС РФ, тот факт, что при применении такого порядка размер оплаты увеличивается, не свидетельствует о незаконности соответствующих положений Правил (определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 5 сентября 2017 г. по делу № АПЛ17-300). В передаче надзорной жалобы на рассмотрение в судебном заседании истцу было отказано (постановление ВС РФ от 25 декабря 2017 г. № ПФ17-137).
В каком случае к нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии в многоквартирном доме общедомового и индивидуальных приборов учета не применяется повышающий коэффициент, узнайте из материала «Порядок оплаты электрической и тепловой энергии для граждан» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Вынесенные решения Д. не удовлетворили, и он обратился в КС РФ с заявлением о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса, абз. 3 п. 42.1 и абз. 4 п. 42.1 (в части) Правил. В жалобе заявителя подчеркивается: согласно оспариваемым нормам порядок расчета платы за отопление, а значит и ее размер, фактически зависит от недобросовестных действий одного или нескольких собственников помещений в МКД, не сохранивших счетчики, что причиняет прямые убытки добросовестным собственникам. В дальнейшем, по мнению Д., это может привести к отказу от счетчиков граждан, эффективно расходующих энергию, так как они поймут, что никакой экономической выгоды им это не приносит.
Как отметили представители органов власти, присутствовавшие на вчерашнем заседании КС РФ, в ходе которого рассматривалось дело о проверке конституционности оспариваемых Д. норм, оснований для признания ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ противоречащим Конституции РФ нет, поскольку конкретный порядок расчета платы ею не устанавливается, а вот соответствующие положения Правил действительно необходимо скорректировать. Нельзя назвать справедливой ситуацию, когда одна и та же формула расчета платы применяется и в отношении тех домов, где ни одно помещение не оборудовано индивидуальными приборами счета, и тех, где счетчик отсутствует лишь в одной квартире, подчеркнула полномочный представитель Генерального прокурора РФ в КС РФ Татьяна Васильева. По ее словам, заявитель абсолютно обоснованно указывает на то, что ответственность за недобросовестное поведение собственника, не сохранившего индивидуальный прибор учета тепла, не может быть возложена на других собственников, обеспечивающих исправную эксплуатацию счетчиков. Применение в таком случае иного порядка определения размера платы, влекущего увеличение расходов добросовестных владельцев помещений, не отвечает принципам справедливости и разумности.
Судя по всему, это понимает и само правительство – в настоящее время на рассмотрении кабинета министров находится подготовленный Минстроем России проект постановления о внесении изменений в Правила, предусматривающий особый порядок расчета платы за отопление для МКД, в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета. Как сообщила советник Министра юстиции РФ Мария Мельникова, министерство дало положительное заключение на проект, однако согласованного решения всех заинтересованных ведомств по предлагаемым проектом формулам расчета пока нет. По ее мнению, вынесенное КС РФ решение по рассматриваемому делу станет определенным стимулом для утверждения проекта.
По мнению полномочного представителя Президента РФ в КС РФ Михаила Кротова, рассмотрение указанных поправок может затянуться, поскольку обеспечить объективный учет объема потребляемого в каждом помещении тепловой энергии проблематично, так как в отличие, например, от электроэнергии, которая потребляется в точках подключения электроприборов, теплоотдача происходит от всех элементов системы отопления (радиаторов, стояков, трубопроводов), размещаемых в том числе в соседних помещениях, что и определяет МКД как единый теплотехнический объект. «Даже если кто-то из собственников, у кого установлен индивидуальный прибор учета, начнет экономить расход тепла у себя в квартире, это не означает, что он не пользуется той тепловой энергией, которая отраженно попадает в его квартиру от отапливаемых помещений соседей (через стояки, например)», – отметил эксперт. Тем не менее он поддержал мнение о несоответствии оспариваемых положений Правил принципам рационального и эффективного использования энергетических ресурсов, подчеркнув, что лишение возможности оплачивать потребление тепла по показаниям исправных счетчиков делает бесполезными старания собственников по снижению расходов на отопление за счет экономии ресурсов, притом что они, помимо этого, несут расходы на обслуживание счетчиков.
Таким образом, предпосылок для корректировки Правил в части расчета платы за отопление в МКД более чем достаточно. Обяжет ли законодателя к внесению в них поправок КС РФ, портал ГАРАНТ.РУ расскажет после вынесения соответствующего постановления.
Источник
26.02.2018 | Введение в эксплуатацию общедомового прибора учета отопления
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354), предусматривают различный порядок расчета стоимости отопления в зависимости от наличия/отсутствия общедомового прибора учета (ОПУ) тепловой энергии. В настоящей статье рассмотрены изменения в расчетах стоимости отопления, связанные с введением в эксплуатацию ОПУ теплоэнергии, при различных способах оплаты отопления.
Варианты расчетов
Примечание: ранее на сайте АКАТО была опубликована статья «Новый порядок оплаты отопления» (дата публикации 27.07.2016), содержащая разъяснения, часть которых на данный момент утратила актуальность (в связи с поправками, внесенными ПП РФ от 27.02.2017 № 232). В настоящей публикации проанализированы нормы, актуальные на дату размещения статьи на сайте (26.02.2018).
Прежде всего, необходимо напомнить, что Правила 354 устанавливают 6 вариантов расчета стоимости отопления помещений многоквартирного дома (далее — МКД) — в зависимости от выбранного способа оплаты отопления и наличия/отсутствия общедомовых и индивидуальных приборов учета теплоэнергии (далее — ОПУ и ИПУ).
Представим эти варианты в виде таблицы:
Наличие/отсутствие приборов учета
Оплата в течение отопительного периода
Оплата равномерно в течение года
Отсутствует ОПУ тепловой энергии в МКД
Оплата производится по нормативу потребления
Формула 2 Приложения 2 Правил 354:
где:
Si — общая площадь i-го помещения МКД (или общая площадь жилого дома);
N T — норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Оплата производится по нормативу потребления с учетом коэффициента периодичности
Формула 2.1 Приложения 2 Правил 354:
где:
Si — общая площадь i-го помещения МКД (или общая площадь жилого дома);
N T — норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
К — коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемый путем деления количества полных месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году;
T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
МКД оборудован ОПУ, не все помещения МКД оборудованы ИПУ
Фактически потребленный объем теплоэнергии (по ОПУ) распределяется среди всех собственников помещений пропорционально площади помещений в собственности
Формула 3 Приложения 2 Правил 354:
где:
V Д — объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям ОПУ тепловой энергии, которым оборудован МКД;
Si — общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Оплата производится по среднемесячному объему потребления за предыдущий год. В первом квартале года, следующем за расчетным годом, делается корректировка
1) Формула 3.1 Приложения 2 Правил 354:
где:
Si — общая площадь i-го помещения МКД;
VТ — среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний ОПУ тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;
T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
2) В первом квартале года, следующего за расчетным годом, производится корректировка платы за отопление по формуле 3.2:
,
где:
Pk.пр — размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний ОПУ, установленного в МКД;
Si — общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
Pfn.i — общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в МКД за прошедший год.
МКД оборудован ОПУ, все помещения МКД оборудованы ИПУ
Стоимость отопления складывается из двух слагаемых: индивидуальное потребление (определяется по ИПУ) и общедомовое потребление (разница показаний между ОПУ и суммой ИПУ, распределенная среди всех собственников помещений пропорционально площади)
Формула 3.3 Приложения 2 Правил 354:
,
где:
Vi n — объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м помещении МКД тепловой энергии, определенный по показаниям ИПУ в i-м помещении;
Vi ОДН — объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период в МКД, оборудованный ОПУ тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещениях МКД, который определяется по формуле:
,
где:
V Д — объем (количество) потребленной за расчетный период в МКД тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного сезона по показаниям ОПУ;
Si — общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Стоимость отопления складывается из двух слагаемых: среднемесячное индивидуальное потребление за предыдущий год (определяется по ИПУ) и среднемесячное общедомовое потребление за предыдущий год (разница показаний между ОПУ и суммой ИПУ, распределенная среди всех собственников помещений пропорционально площади)
1) Формула 3.3 Приложения 2 Правил 354:
,
где:
Vi n — объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м помещении МКД тепловой энергии, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в i-м помещении по показаниям ИПУ за предыдущий год;
Vi ОДН — объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период в МКД, оборудованный ОПУ тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещениях в МКД, который определяется по формуле:
,
где:
V Д — объем (количество) потребленной за расчетный период в МКД тепловой энергии, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям ОПУ за предыдущий год;
Si — общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
2) В первом квартале года, следующего за расчетным годом, производится корректировка платы за отопление по формуле 3.4:
Pkpi — размер платы за тепловую энергию, потребленную за прошедший год в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(3) исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Pnpi — размер платы за тепловую энергию, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(3) исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.
Отдельно рассмотрим, как меняется расчет стоимости отопления в случае, если ОПУ отсутствовал, а в какой-то момент был введен в эксплуатацию, для двух случаев: при выборе способа оплаты отопления в течение отопительного периода и при выборе способа оплаты отопления равномерно в течение года.
Оплата отопления по факту потребления
В случае, если оплата отопления производится в отопительный период, тогда в отсутствие ОПУ расчет стоимости отопления производится исходя из норматива потребления (формула 2 Приложения 2 Правил 354, столбец 2 строки 2 таблицы).
С момента, когда показания ОПУ начинают приниматься к коммерческому учету, возможны два варианта расчета — для случая, когда все помещения дома оборудованы ИПУ отопления, и для случая, когда не все помещения оборудованы ИПУ.
1. Если дом оборудован ОПУ, при этом хотя бы одно помещение не оборудовано ИПУ, применяется формула 3 Приложения 2 Правил 354 (столбец 2 строки 3 таблицы).
2. Если дом оборудован ОПУ и все 100% помещений оборудованы ИПУ, тогда применяется формула 3.3 Приложения 2 Правил 354 (столбец 2 строки 4 таблицы).
Необходимо отметить, что дата ввода ОПУ в эксплуатацию может не совпадать с датой, с которой показания ОПУ принимаются к учету для целей расчета стоимости потребленной теплоэнергии. Если ОПУ введен в эксплуатацию не с начала месяца, представляется недопустимым использовать измеренное таким прибором количество тепла, потребленное в течение части месяца. В таком случае необходимо использовать показания прибора учета с первого числа месяца, следующим за месяцем ввода прибора в эксплуатацию.
Формулы расчета стоимости отопления, в которых применяются показания ОПУ, содержат объем потребления теплоэнергии, определенный исключительно за расчетный период, при этом в соответствии с пунктом 37 Правил 354 «Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу».
Таким образом, в случае введения в эксплуатацию прибора учета не с первого числа месяца, корректное применение показаний прибора учета в расчетах возможно только при использовании измерений прибора, произведенных с первого числа месяца, следующего за месяцем введения ОПУ в эксплуатацию.
Самое важное , что необходимо отметить для случая ввода в эксплуатацию ОПУ при выборе способа оплаты отопления в течение отопительного периода: в указанном случае стоимость отопления рассчитывается другим способом уже с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода ОПУ теплоэнергии в эксплуатацию (либо с момента ввода ОПУ в эксплуатацию, если такой ввод произведен первого числа месяца).
Оплата отопления равномерно в течение года
В случае, если оплата отопления производится равномерно в течение года, тогда в отсутствие ОПУ расчет стоимости отопления производится исходя из норматива потребления с учетом коэффициента периодичности (формула 2.1 Приложения 2 Правил 354, столбец 3 строки 2 таблицы).
С момента, когда показания ОПУ начинают приниматься к коммерческому учету, возможны два варианта расчета — для случая, когда все помещения дома оборудованы ИПУ отопления, и для случая, когда не все помещения оборудованы ИПУ.
1. Если дом оборудован ОПУ, при этом хотя бы одно помещение не оборудовано ИПУ, применяются формулы 3.1 (объем потребления в месяц) и 3.2 (размер корректировки) Приложения 2 Правил 354 (столбец 3 строки 3 таблицы).
2. Если дом оборудован ОПУ и все 100% помещений оборудованы ИПУ, тогда применяются формулы 3.3 (объем потребления в месяц) и 3.4 (размер корректировки) Приложения 2 Правил 354 (столбец 3 строки 4 таблицы).
Необходимо обратить внимание, что при оплате отопления равномерно в течение года, формулы расчета содержат среднемесячный объем потребления теплоэнергии за предыдущий год. Такой объем может быть определен по показаниям ОПУ (и ИПУ — в случае оборудования ИПУ всех помещений дома), однако для случая введения ОПУ в эксплуатацию (то есть — при отсутствии ОПУ в предыдущем году) определение среднемесячных объемов потребления именно по приборам учета невозможно. Согласно комментарию к формуле 3.1 Приложения 2 Правил 354 «При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению».
Самое важное , что необходимо отметить для случая ввода в эксплуатацию ОПУ при выборе способа оплаты отопления равномерно в течение года: в указанном случае стоимость отопления, предъявляемая к оплате потребителям, не изменяется после введения ОПУ в эксплуатацию. Определенный по ОПУ фактический объем потребления теплоэнергии используется для проведения корректировки платы за отопление и для расчета среднемесячного объема потребления в следующем отопительном периоде.
Заключение
В настоящей статье рассмотрены изменения порядка расчета стоимости отопления в связи с введением в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии.
Необходимо особо заострить внимание на том обстоятельстве, что сам по себе факт введения в эксплуатацию ОПУ не может повлечь за собой изменение способа оплаты отопления (в течение отопительного периода или равномерно в течение года) — выбор способа оплаты отопления является исключительным полномочием органов госвласти субъекта РФ. В том числе органы госвласти субъекта РФ могут изменять ранее выбранный способ, но порядок такого изменения четко регламентирован пунктом 42.2 Правил 354 («42(2). Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года — с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа…») и пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 («2. Установить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его принятия»).
Источник