Меню

Основные неисправности реле тока



Эксплуатация и ремонт электромагнитных реле

Реле имеет ограниченный ресурс это связано в первую очередь из-за принципа его работы: электромеханическое реле функционирует за счет работы магнитного поля и замыкания механических контактов. Механические контакты изнашиваются, катушка сгорает, отсюда и возникает необходимость его ремонта. Чаще всего ремонт заключается в чистке контактов или решении проблем с катушкой.

Содержание статьи

Эксплуатация и ремонт электромагнитных реле

Конструкция и типовые проблемы

Прежде чем перейти к вопросам ремонта, давайте пройдемся по составным частям электромагнитного реле. Реле само по себе сравнивает величины управляющего воздействия, после чего происходит передача сигнала в управляемые цепи.

Конструкция реле

В нашем случае на катушку подаётся электрический ток. Якорь притягивается к сердечнику катушки за счет магнитного усилия созданного магнитным потоком.

Реле срабатывает в том случае если подано достаточное напряжение и ток. При срабатывании электромагнита замыкаются контакты. Контактов может быть несколько групп, а также пары нормально-замкнутых и нормально-разомкнутых контактов.

Реле МКУ-48

На фото изображено реле МКУ-48, в нижней части которого расположена катушка, подсоединенная проводами к клеммам. В верхней части вы видите набор токопроводящих пластин в составе контактной группы.

Катушка наматывается на каркасе, в ней располагают магнитопровод. Крепится катушка на нем разными методами, например за счет медной пластины, фасонной пластинки, шайб медных и изоляционных.

Конструкций реле может быть великое множество, но основные ответственные узлы одни и те же:

2. Контактные группы.

Их взаимное расположение, траектория движения, их количество может существенно отличаться.

Устройство реле

Проблема 1 — контакты

Пожалуй, на первом месте в проблеме функционирования всех коммутационных аппаратов является нагар или износ контактов. Для повышения долговечности и снижения контактного сопротивление они могут быть покрыты дорогими металлами, типа серебра, золото или платины.

Но ресурсы всех механических частей ограничены числом срабатываний. Кроме ударной нагрузки, которая возникает при их замыкании, контакты разрушаются от искр и дуг, которые непременно образуются при включении хоть сколько-нибудь мощных электроцепей, особенно если в их составе есть индуктивность или емкость.

Проблемы при эксплуатации реле

Наверняка вы замечали, что когда вы включаете зарядное от смартфона или ноутбука в розетку проскакивает сноп искр, так вот это и есть процесс заряда входной ёмкости. От таких вспышек на контактах образуется нагар.

Если в розетке, благодаря её конструкции он не так страшен – ведь вы, вставляя и вынимая вилку, счищаете малую часть сажи, то в реле нагар накапливается, рано или поздно сопротивление контактов возрастает, они начинают сильнее греться, отсюда получается еще больше нагара.

Контакты реле

Следующий этап, это либо выгорание контактных пластин или деталей корпуса реле (автомата, пускателя…), либо, в лучшем случае, ток просто перестанет протекать через реле.

Выгорание контактов

В таком случае нужно восстановить контакты. В простейших случаях нужно почистить их ластиком. Вообще контакты чистят спиртом зубной щеткой, или ватной палочкой, или бумажкой смоченной в спирте, если расстояние между контактами маленькое, а после высыхания шлифуют замшей. После этого стоит усилить прижим контактов, если он ослабился и если есть возможность регулировки.

Но, если они обгорели достаточно сильно, а на замену поставить нечего, можно чистить их стеклянной бумагой или мелкой наждачкой. Только долговечность такого ремонта зависит от остаточного состояния контактов.

Здесь нужно счистить нагар и выровнять контактную площадку, при этом не оставить царапин и не снять слой металла. При этом плоскости контактов должны при их замыкании максимально друг к другу прилегать. От площади соприкосновения зависит переходное сопротивление и нагрев контактов при прохождении тока.

Про то, как избавиться от искрения контактов реле у нас на сайте есть отдельная статья: Причины возникновения и способы устранения искрения контактов реле и пускателей

Проблема 2 – катушка

Магнитный поток, который возникает вокруг катушки, захватывает окружающие пространство и механизмы реле, происходит движение якоря и срабатывание контактов. Этого не произойдет, если катушка сгорела. Давайте рассмотрим частые проблемы с электромагнитной системой реле.

1. Обрыв провода обмотки в месте соединения (пайки) с клеммой. Возникает из-за вибраций, повышенном значении тока в катушке, коррозии и окисления.

2. Межвитковое замыкание. При такой неисправности характерен повышенный нагрев катушки, плохая подтяжка якоря и прижим контактов, повышенный гул (следствие возросшего тока), вибрации корпуса.

3. Обрыв провода в самой катушке.

Симптомы

Мы рассмотрели основные причины поломки реле. Их не так уж и много. Однако симптомов этих неисправностей больше. Чтобы правильно поставить диагноз и решить проблему нужно понять их причину. Давайте теперь поговорим о том, как они проявляются на практике.

Почему реле громко гудит

Межвитковое замыкание это локальное повреждение изоляции обмоточного провода катушки и прохождение тока напрямую через какую-то часть витков. Т.е. ток течет не по длине витка, а в точке, от одной массы проводника, к другой. Ток в таком случае может возрастать.

Тогда реле работает не в номинальном режиме, магнитный поток может отклоняться от необходимой величины в большую и меньшую сторону, это вызывает нестабильность положения якоря, вибрации в магнитопроводе, шихтованном железе. Особо заметен этот дефект на реле переменного тока, которые всегда слегка гудят, то при подобной проблеме они начинают сильно вибрировать, а их гул усиливается в разы.

Внешне проявляться это может как потемнения на отдельных участках катушки. Дальнейшая работа реле с таким дефектом приведет к тому, что в месте межвиткового замыкания будет происходить усиленный нагрев, со временем катушка перестанет функционировать, вариантов развития ситуации два:

1. Хороший – в катушке перегорит часть витков, и цепь будет разорвана, от образовавшейся гари ток перестанет протекать. Тогда магнитопровод и шасси катушки останутся целыми. В таком случае достаточно найти такую же катушку и произвести её замену. Для этого реле разбирается не полностью, а только в тех местах, где это необходимо, например в РВП катушка снимается с шасси и заменяется без каких – либо проблем.

Реле РВП72

2. Плохой вариант – реле нагревается и от высокой температуры происходит возгорание обмоток и изоляторов, в результате чего повреждается магнитопровод. Если он подвижный, как на фото выше, то дальнейшая его работа может быть нарушена или невозможна вообще, тогда кроме катушки нужно найти и магнитопровод, в таком случае проще поменять реле полностью, а сгоревшее оставить на запчасти, если контактные группы в нем уцелели.

Кроме самого реле это может повлечь за собой и дальнейшие проблемы в виде пожара. Поэтому если реле начало сильно гудеть – не откладывайте его осмотр на потом.

Катушку можно перемотать, обмоточные данные могут быть указаны на этикетке, которая опоясывает катушку. На фото ниже вы видите, какая может быть указана информация:

Читайте также:  Ток судак прайс лист

Катушки реле

Теперь нужно удалить этикетку и посмотреть: может повреждение таится на поверхности? Тогда вы можете смотать немного провода, устранить проблему (заизолировать и спаять) и домотать обратно. Если на поверхности не видно дефектов, тогда нужно срезать или сматывать всю обмотку искать неисправность. Если она существенная – перематывать новым проводом.

Если такая этикетка сгорела, или повреждена нужно попробовать установить реле на обмоточный станок и размотать его вручную сосчитав число витков.

Трещит реле

Реле может трещать при плохом прижиме контактов, у такой проблемы есть три причины:

1. Износ контактов.

2. Разрегулировка прижимной пластины.

3. Недостаточный ток катушки.

У первых двух проблем больше механическое происхождение. Если контакты износились, они могут искрить и трещать. Тогда их нужно заменить. Если заменить нечем, можно попробовать их отшлифовать и выровнять.

Нужно добиться чтобы площадь соприкосновения была не меньше чем 2/3 от общей площади, чтобы это проверить, берут копировальную бумагу и прикладывают к обычной бумаге, после чего делают отпечаток контакта.

Натяжение (упругость пластин на которых расположены контакты) проверяют динамометром (в теории), на практике же, просто отгибают контакт и смотрят как он вернулся назад, если отгибался он слабо, и возвращался вяло – значит нужна регулировка. Если отгибался туго, а возвращался со щелчком – значит всё хорошо.

Если ток катушки малый реле тоже будет трещать. Дело в том, что тогда магнитное поле получается слабым и прижимная сила на контактах тоже. Ток катушки может быть малым из-за просадок напряжения, а также из-за проблем с проводкой. Возможно, где-то есть потери на соединениях, осмотрите все соединения и клеммы.

Реле залипает

Вы отключили цепь, а реле осталось в активном положении, при этом так происходит через раз, т.е. проблема не имеет устойчивого характера:

Причин может быть три:

1. Плохой контакт.

2. Влияние окружающей среды

3. Механическая неисправность.

4. Проблемы в проводке.

Плохое состояние контактов, как я уже неоднократно сказал, – причина нагрева, так вот нагрев может стать причиной залипания контактов. Контакты разогреваются до такой степени, что поверхность металла слипается.

Проверьте чистоту корпуса реле, и что внутри него, может быть, там поселилась какая-то живность, или его чем-то залили. Вполне вероятно природное происхождение проблемы, тип гнезда пауков в электрощите или чего-то подобного.

Если корпус реле в чем-то липком, то проверьте, нет ли этого вещества внутри, может быть это и есть причина залипания контактов. Ну и последний «природный» вариант – может оно замерзло?

Проверьте напряжение на контактах реле, возможно просто где-то есть утечка, и реле остается под напряжением и его контакты не разъединяются.

Реле не срабатывает

Обмотка катушки выполняется тонким медным эмалированным проводом. Толщина провода может быть в районе 0.07 мм и выше. От толщины провода и длины обмотки зависит мощность включения реле и ток необходимый для замыкания контактов.

Для подключения реле к другим устройствам на его нижней части (часто, но не обязательно на нижней) расположены клеммы или другие виды контактов. Простейшая проблема – это когда один из концов катушки отпаивается от этой клеммы.

В таком случае достаточно просто припаять конец катушки. Будьте аккуратны, когда будете зачищать провод от эмали, вы можете переломить его, и он в скором времени отвалится.

Возможно реле не срабатывает, потому что катушка оборвана. Обрыв может быть на поверхности, а может быть и в середине, тогда порядок действий такой же, как и в случае с межвитковыми:

1. Вытащить катушку.

2. Снять с неё оболочку.

3. Проверить обрыв на поверхности, если нет размотать поискать внутри.

4. Спаять место обрыва и заизолировать.

5. Собрать катушку.

Проверка реле

Быструю проверку реле можно выполнить прозвонкой или мультиметром. Для этого прозвоните контакты катушки, цепь должна быть замкнутой, если прозвонка не сработала – значит, катушка не в обрыве.

Следующий шаг проверить нормально-замкнутые контакты, когда на реле нет напряжения, они должны быть замкнуты, сопротивление стремиться к нулю, а прозвонка должна сработать. Подайте напряжение на обмотку и проверьте также нормально-разомкнутую пару. Она должна сомкнуться.

Более точную проверку можно провести мегомметром. Нужно прозвонить сопротивление между независимыми группами контактов, оно должно быть большим, конкретно, сколько написано в технических характеристиках коммутационного прибора, вообще от 1 МОм и выше. Также проверить сопротивление между катушкой и магнитопроводом, якорем. Оно тоже должно быть большим. В противном случае реле не будет функционировать правильно.

Источник

Почему ломается реле и что с этим делать?

Реле – важный компонент транспортного средства, без которого блокируется работа многих электроустройств. Причины неисправностей можно разделить на внешние факторы и внутренние. К последним относятся особенности эксплуатации авто и аккуратность водителя.

Повредить реле легко, но нельзя забывать и о естественном износе. При покупке б\у авто и бюджетной городской модели не стоит рассчитывать на качественную электронику. Процессы коррозийного разрушения и окисления сделают свое дело.

Нужно понимать и то, что электрика – это самая уязвимая и «капризная» часть машины. Своевременный сервис – лучший способ предупредить поломки и сэкономить на ремонте.

Следующий аспект – место проведения. Если это старая иномарка или машина российского производства, переплачивать за услуги профессионалов смысла нет. На базовых авто устранить неисправности электроники можно своими силами. Элементы типичны и похожи, можно покупать аналоговые комплектующие из Китая.

Другая ситуация обстоит с иномарками. Ошибки чреваты повреждением смежных узлов и дорогостоящего оборудования. Поэтому экономия на ремонте – это главным образом экономия на себе. Никто не заплатит за сгоревший бортовой компьютер или датчики.

Что приводит к дефектам реле?

Найти реле поворотов можно через сайт ZAPCHASTI.RIA.COM. Выбрать можно и б/у вариант, но важно проверить изделие на соответствие заводским характеристикам. В большинстве система выходит из строя по следующим причинам:

  • Обрыв подъемной катушки. Из-за этого деформируются электрические цепи. Происходит это в основном при дорожных вибрациях и резких маневрах. Поэтому после мелких аварий подворотники часто оказываются нерабочими.
  • Затирание подвижных элементов. Реле перестает срабатывать из-за механической деформации подвижных механизмов. К этому же может привести, в том числе естественный износ деталей.
  • Обрыв подъемной катушки. Элементы в цепи лопаются, трескаются и срываются. Вариант решения проблемы один – полная замена катушки на новую.
  • Ослабление контактов. Реле нуждается в периодической проверке. Электрики проверяют качество коммутации контактов. Если соединения ослаблены, реле попросту не сработает или же перегреется.
  • Слишком большой контакт. Главное, чтобы на контактных концах не было повышенного напряжения. Это легко обнаружить, если реле срабатывает нечетко, резко и нестабильно. К аналогичным проблемам приводит и провал контактов.
Читайте также:  Частота тока трансформатора теслы

Как устраняются проблемы на реле поворотов?

Вне зависимости от того, какая схема реле повреждена и на каком автомобиле, принцип действий идентичен. Электрика в автомобиле предсказуема, поэтому у профессионалов с ремонтом проблем не возникает.

Когда есть подозрения в нарушениях и обрывах электрических цепей, проводится прозвонка всей схемы. В большинстве это помогает устранить проблему и не прибегать к замене реле. Короткие замыкания в любой части авто способны привести к сбоям схемы.

Отдельно проверяются элементы подвижной системы. Затирание ведет к появлению заусенцев, которые как раз и мешают срабатыванию реле. Мастер аккуратно ликвидирует дефекты и тестируют оборудование заново.

При ослаблении контактных соединений, реализуется осмотр крепежных изделий. На городских авто проблема устраняется путем закрепления резьбовых элементов, которые попросту расшатываются.

Ремонт реле завершается общей регулировкой и настройкой. Мастер повторно прозвонит электросеть машины, проверить работу оборудования и сравнит с заводскими характеристиками.

Реально ли отремонтировать самостоятельно?

Своими силами проверить и поменять реле можно. Правда, нужно учитывать ряд факторов:

  • Это пыльная и грязная процедура. Редко кто из автовладельцев проводит ежедневную чистку технических отсеков машины. Поэтому замена и оценка реле – операция не из приятных.
  • Для этого понадобятся навыки и знания. Отсутствие таковых может привести к травмам или, того хуже, перегоранию ключевых электроустройств в машине. Дорогостоящего ремонта не избежать.
  • Чтобы проверить реле, придется потратить деньги на специальный инструмент и диагностическое оборудование. Вручную прозвонить электроцепь машины не получится.

Не обязательно идти в официальный автосалон. Лицензированные СТО делают слишком высокую наценку на услуги. Достаточно найти кустарную мастерскую, где электрики не просто укажут на неисправности и устранят их, но и продадут комплектующие.

Работа с частниками дает автовладельцу гарантию. Реле может выйти из строя повторно уже через пару недель, а значит, причина первичной неисправности была в другом. По гарантии можно бесплатно провести тест машины и поменять дефектные компоненты на новые.

Источник

Как проверить исправность реле автомобиля?

Описание процедуры проверки исправности реле автомобиля: что такое реле, принципы его работы, инструменты проверки, тонкости и нюансы работы. Видео про реле автомобиля.

Как проверить исправность реле автомобиля?

  1. Что такое реле и принцип его работы
  2. Инструмент для проверки реле
  3. Проверка реле мультиметром
  4. Проверка вольтметром
  5. Видео про реле автомобиля

Перебои в работе реле могут вызвать отказ целого ряда автомобильного оборудования. О том, каким способом самостоятельно проверить этот элемент на работоспособность – в следующем обзоре.

Что такое реле и принцип его работы

Что такое реле и принцип его работы
В основе этого важного устройства находится электромагнит и контактная группа, состоящая из четырех контактов. Первая пара контактов питает электрический магнит, вторая пара обеспечивает питанием так называемое оборудование-потребитель (например, электростеклоподъемники или фары).

Одна пара называется силовой цепью и работает с большой мощностью, пропуская через себя ток для перенаправления его прочим приборам. Вторая пара носит название управляющей и способна получать только слабый ток для питания самого электромагнита.
Реле замыкает и размыкает электрическую цепь по команде, с одной стороны позволяя управлять мощными потребителями электричества, а с другой – обеспечивая одновременное включение нескольких приборов одной кнопкой.

Так как электромагнит, получая напряжение на свои контакты, тянет к себе перемычку для замыкания контактов силовой цепи и включения оборудования, любые неисправности в реле вызовут отказ многих потребителей тока.

Инструмент для проверки реле

Инструмент для проверки реле
Самым популярным прибором для диагностики и настройки электрооборудования считается мультиметр, разновидности которого делятся на две большие категории – аналоговые и цифровые:

  1. Аналоговый мультиметр. Достаточно громоздкий, несколько устаревший тестер в виде ящика со стрелкой и шкалой в виде дуги, имеющей специальную зеркальную полоску, позволяющую наложить стрелку на ее отражение и не ошибиться с результатом замеров.
    При небольшой цене прибор отлично зарекомендовал себя среди автомобилистов и в бытовых условиях благодаря простоте использования и точности показаний, особенно при наличии резистора для установки стрелки четко на нулевую отметку.
  2. Цифровой мультиметр. Более современные приборы с внушительным жидкокристаллическим экраном обладают способностью переводить аналоговые сигналы в цифровой вид. Их стоимость выше, чем у аналоговых вариантов, однако они компактнее, легче и технологичнее своих «собратьев». Кроме того, с цифровым мультиметром комфортно работать даже в темное время суток, так как табло имеет функцию подсветки. Наиболее дорогие устройства предоставляют возможность даже записывать и сохранять полученные результаты в память, чтобы впоследствии переносить информацию на компьютер или другое электронное устройство для последующего анализа.

Стандартная комплектация обоих вариантов мультиметров включает в себя пару проводов с клеммами и щупами, один из которых окрашен черный и является «минусовым», а другой – измерительный «плюсовой» красного цвета. Именно черный щуп прикладывают к электроприбору, а красным щупом проверяют разные места схемы.

Мультиметр в некоторых случаях может быть интегрирован в другое устройство – электрические клещи, к примеру. Так как многое ремонтное и диагностическое оборудование обладает большими габаритами, пространства корпуса достаточно для дополнительного размещения в нем мультиметра.

Питание мультиметров преимущественно осуществляется с помощью традиционных элементов питания (батареек типа АА, ААА или «Крона»), хотя функционал некоторых приборов имеет встроенный аккумулятор, предполагающий подзарядку. Ряд моделей обладают полезной функцией автоматического отключения при бездействии, что существенно экономит заряд устройства.

Проверка реле мультиметром

Проверка реле мультиметром
Главным «симптомом» проблемы с реле является перезаряд или слабый заряд аккумулятора, в результате чего-либо взорвется батарея, либо машина не сможет завестись. Усомниться в работе реле также можно во время диагностики подключенного с его помощью оборудования.

Наконец, косвенным признаком потенциальных неполадок служит наружный налет и уменьшение уровня электролитов, которые в процессе кипения расплескиваются, оставляя характерные следы на кузове и элементах двигателя.

В современных моделях устройство помещается в монтажные блоки, в редких случаях – устанавливается как отдельный прибор, хотя принципы проверки будут одинаковыми в обоих случаях:

  1. Питание на управляющей паре. При включении автомобильного оборудования, питающегося с помощью реле, раздается характерный щелчок, сигнализирующий об активации устройства. Если щелчка не слышно, в первую очередь проверяется наличие тока на управляющей группе, для чего применяют простую контрольную лампу или мультиметр. Последний в данном случае предпочтительнее, так как он может уловить крайне низкое напряжение, не замеченное лампой. Для проведения замеров нередко требуется лишь немного вытащить реле из гнезда, коснуться одним щупом тестера любого контакта управляющей группы, а другим – кузовного металла. Отсутствие напряжения говорит о том, что реле не получает тока. Для стабильного функционирования помещенного в корпус реле магнита необходима также «масса», то есть хороший контакт с кузовом. Она проверяется аналогичным образом – путем установки одного щупа на клемму аккумулятора со знаком «плюс», а другого – в разъем монтажного блока.
  2. Питание на силовой паре. Когда реле издает щелчки, контакты и сам магнит полностью работоспособны, а, значит, следует удостовериться в наличии тока на этой категории контактов. Один из них всегда находится под напряжением, тогда как на второй оно поступает только после включения реле. Предварительно отключив все элементы, получающие ток от реле, надо найти именно имеющий постоянный ток контакт по аналогии с предыдущим пунктом – с помощью вставки одного щупа тестера в разъем монтажного блока, а второго – к кузову. Если реле функционирует, но напряжение получает только один силовой контакт, следовательно, контактная группа не пропускает ток, виной чему может быть обгорание контактов перемычки. В таком случае лучшим решением будет замена реле на новое. В том случае, когда ни один контакт не покажет напряжения, можно быть уверенным в повреждении силовой линии. Если же один из контактов показывает наличие напряжения, то после включения реле оно должно быть и на втором.
  3. Обмотка. На работоспособность реле напрямую влияет состояние обмотки, проверка которой заключается в измерении сопротивления катушки. Обмоткой называют комбинацию катушки индуктивности с намотанной на нее по спирали проволокой. Она имеет свое конкретное сопротивление, рассчитываемое с помощью закону Ома и находящееся в диапазоне 10 – 100 Ом.
Читайте также:  Как посчитать силу тока в электрической цепи

Диагностика обмотки нужна затем, чтобы удостовериться в ее целостности и осуществляется следующим образом:

  • мультиметр устанавливают в режиме прозвона сопротивлений, когда на панели появляется значок ?, а диапазон ограничивается на уровне 2 кОм;
  • один измерительный щуп подсоединяют к гнезду, а второй – к разъему СОМ, после чего касаются выводов реле.

Сопротивление катушки определяется по отклонению стрелки, а диагностика сопротивления контактных групп сначала проводится в автономном режиме, а затем во время подачи напряжения на катушку..

Проверка реле вольтметром

Проверка реле вольтметром

Более простой по своему функционалу вольтметр также может указать на неисправность, для чего потребуется ряд нехитрых действий:

  1. Измерить напряжение на клеммах аккумулятора, заведя предварительно двигатель. Нормальным показателем считается уровень не менее 12В, далее можно говорить о недозаряде мотора.
  2. Если при заведенном автомобиле выставить на приборе 20 вольт, а щупы вольтметра подсоединить к батарейным клеммам, должен быть показатель от 13.2 до 14 В. При оборотах на тахометре от 2000 до 2500 норма составляет от 13,6 до 14 В, а при полном газе – не менее 14,5 В. Такие результаты должно демонстрировать полностью исправное реле.
  3. Если же при выжимке газа напряжение не достигает 12,7 В или, наоборот, превышает 15В, это сигнал о наличии неполадок.

Однако опытные автовладельцы знают, что подобные показания может вызывать и неисправный генератор. Если при замене реле и повторной проверке показания не изменятся, водителю следует быть готовым к ремонту генератора.

Перебои в работе бензонасоса, электрических стеклоподъемников, отсутствие подогрева сидений или обогрева стекол могут быть связаны с таким простым, но важным устройством, как реле.

Видео про реле автомобиля:

Источник

Характерные неисправности реле

Неисправность Причина Способ устранения
Нарушение отдельных электрических цепей схемы Обрыв подъемной катушки Прозвонить схему
Реле не срабатывает Затирание подвижной системы Ликвидировать заусенцы
Обрыв в цепи подъемной катушки Заменить катушку
Недопустимый нагрев токоведущих частей Ослабление контактных соединений Закрепить все резьбовые соединения
Нечеткое срабатывание реле Большой контактное нажатие Отрегулировать реле
Большой провал контактов

Ящик с реле ЯР-27ГУ2

Ящик ЯР-27ГУ2 предназначен для размещения различных электрических аппаратов — электромагнитных реле, резисторов, конденсаторов, диодов.

Рис. 8.19. Ящик с реле ЯР-27. Панель 1

Рис. 8.20. Ящик с реле ЯР-27. Панель 2

В ЯР-27ГУ2 на двух панелях установлены следующие реле:

Наименование реле на схеме Тип реле Назначение
РР РМ 3001 Реле перегрузки
РД Р 3150 Нулевое реле
РВ3 Р 3100 Реле системы управления
РТ2 Р 3100 Реле времени
РКТТ Р 3100 Реле ручного торможения

Реле реверсировки (РР)

Это реле предназначено для изменения направления вращения вала реостатного контроллера посредством изменения направления тока в обмотке возбуждения СДРК, а также задерживает вращение вала РК при переходе схемы с последовательного соединения тяговых двигателей на параллельное. Катушка реле включена в цепь провода 10А. Контакты включены в цепь обмотки возбуждения СДРК и в цепь провода 2.

Реле дверей (РД)

Катушка реле включена в цепь последовательно с контактами дверных блокировок. Размыкающий контакт РД включен в цепь 16 провода, а замыкающий — в цепь 28 провода.

При закрытии дверей в поезде через контакты дверных блокировок после их замыкания питание подается на катушку реле РД,и якорь реле втягивается. При этом контакт в цепи 16 провода размыкается и белые лампы дверной сигнализации на кузове вагонов гаснут, а контакт РД в цепи 28 провода замыкается и при этом загорается лампа ЛСД на пульте головного вагона и включается контактор КД, что дает разрешение на сбор схемы ходового режима.

Реле времени (РВ3)

Это реле задерживает включение вентиля замещения ВЗ № 2 на время сбора схемы и появления тормозного тока. Катушка реле включена в цепь 19 провода, а размыкающий контакт в цепь 8 провода вентиля замещения ВЗ № 2.

Токовое реле (РТ2)

Катушка этого реле включена в тормозной контур силовой цепи. Размыкающие контакты включены в цепь 8 и 48 проводов. Ток уставки реле составляет 100 — 130 А.

При электрическом торможении когда ток в силовой цепи становится меньше 100 — 130 А, реле отпускает свой якорь, и контакты РТ2 в цепи проводов 8 и 48 замыкаются. Это приводит к замыканию цепи питания катушек вентилей замещения ВЗ № 1 и ВЗ № 2, что обеспечивает плавность торможения и остановки вагона и всего состава.

Реле контроля тормозного тока (РКТТ)

Это реле имеет две катушки: силовую (включена в тормозной контур силовой цепи) и авторежимную (включена в цепь управления). Магнитные потоки обеих катушек действуют согласованно.

При работе одной силовой катушки:

· реле включается при токе в силовой цепи 580 — 620 А,

· реле отключается при понижении тока в силовой цепи до 480 — 520 А.

При работе обеих катушек:

· реле включается при токе в силовой цепи 450 — 490 А,

· реле отключается при понижении тока в силовой цепи до 360 — 390 А.

Замыкающий контакт РКТТ включен в цепь 34 провода, в цепь контроля наличия эффективного торможения от устройств АРС.

Источник

Adblock
detector