Меню

Кто обязан заплатить за установку счетчиков



Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет?

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие «Воронежтеплосеть», которое снабжало водой один из домов-«нарушителей».

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Тогда МКП «Воронежтеплосеть» обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО «УК «Городок» – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта «Народный адвокат» по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. «Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании», – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Читайте также:  Brother dcp 7070dwr обнулить счетчик тонера

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов «Гордейчик и партнеры»

«Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе».

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. «в» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО «Водоканал», которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО «Водоканал». Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Читайте также:  Браслет счетчик калорий для айфона

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

Источник

Кто обязан заплатить за установку счетчиков

В 2019 году интернет «облетело» сообщение о том, что собственники жилья теперь не будут оплачивать расходы, связанные с заменой, установкой или ремонтом приборов учета.

Расскажем, правда ли это, и определим, кто все-таки будет отвечать за оплату работы специалистов, кто будет приобретать оборудование — и за чей счет.

Содержание статьи:

Кто оплачивает установку\замену счетчиков воды в квартирах в 2020 году, в том числе – в новостройках?

Установкой счетчиков на воду занимается Управляющая компания или сотрудники ЖКХ.

Собственники квартир в 2020 году не имеют права самостоятельно заменить, демонтировать или вообще каким-либо образом снять прибор учета. Владельцы и жильцы квартиры должны обратиться в соответствующую компанию — и попросить выехать специалиста для замены счетчика.

Возможно, вас попросят лично прийти и написать заявление.

Мастер обязательно должен перед работой предоставить документы, подтверждающие его специальность и разрешение на обслуживание соответствующего оборудования. Специалист должен не только снять пломбу, отремонтировать прибор учета, но и вновь его опломбировать.

Что касается оплаты за установку/замену счетчиков воды, то оплачивать все расходы будет собственник. Однако — не во всех случаях.

Законом РФ предусмотрена возможность бесплатной установки счетчика воды для определенных категорий граждан.

Перечислим, кто может бесплатно поменять водомер:

  1. Малоимущие граждане.
  2. Участники ВОВ, труженики тыла, реабилитированные граждане, вдовы погибших участников Отечественной войны.
  3. Недееспособные граждане 1 или 2 группы.
  4. Семьи с ребенком-инвалидом.

На территории некоторых субъектов Российской Федерации, местными законами предусматривается право на бесплатную установку и замену учётных приборов пенсионерам.

Есть ли льгота в вашем регионе — узнайте в Управляющей компании или ЖКХ.

А как же быть с водомером в новостройках?

С наступлением 2019 года стал рассматриваться закон ФЗ-№261. Как только он вступит в силу, все квартиры в новостройках будут реализовываться с уже установленными приборами учета.

Читайте также:  Счетчик электрической энергии каскад

Застройщик обязан обязательно устанавливать счетчики на воду в том количестве, сколько требуется в конкретную квартиру — то есть, на каждую трубу водоснабжения, как холодного, так и горячего, а также общедомовой прибор учета. Это означает, что все жилые помещения должны вводиться в эксплуатацию с такими приборами.

Жильцы при осмотре помещений должны обязательно обращать на внимание, и не подписывать передаточный акт при их отсутствии, так как такое жилье не будет введено в эксплуатацию и принято государственной комиссией.

Кто платит за установку газового счетчика в квартире или частном доме – новый закон 2019 об установке счетчиков газа

В соответствии с Законом федерального уровня №4871-1 от 1993 года «Об обеспечении единства измерений», измерительные приборы газового потребления следует своевременно доставлять на поверку. Это входит в обязанности владельца оборудования.

Самостоятельно менять газовый счетчик, как и водяной, запрещено. Процедуру должны проводить специалисты, которые имеют право на проведение работ по замене газового оборудования.

Для замены, собственник квартиры или частного домовладения должен:

  1. Обратиться в территориальную Управляющую компанию и предоставить документы, написать заявление.
  2. Прийти в газовую компанию, где необходимо заказать проектную документацию.
  3. Далее специалисты должны оценить технические характеристики и подводку газовых сетей в квартиру или частный дом.
  4. Абонент должен самостоятельно приобрести газовый счетчик определенной марки после консультации в специализированной компании, а также оплатить проектирование его установки.
  5. Собственник оборудования также должен оплатить демонтаж старого прибора.
  6. После замены и проверки газового счетчика следует подписать акт выполненных работ.
  7. Затем проводится опломбирование.

Стоимость всех работ по замене, установке или опломбированию прибора учета по газу в квартире, многоквартирных домах, частных домах производится за счет хозяина жилплощади.

Заметьте, что все эксплуатационные расходы также должен оплачивать собственник. Согласно статье 158 ЖК РФ, хозяин дома несет все расходы за его содержание.

Будет ли замена счетчиков на газ бесплатной для собственников жилья — пока неизвестно. Госдума рассматривает законопроект, в котором предложено возложить оплату на ресурсопоставляющие компании.

Счетчики электроэнергии в жилых помещениях – кто оплачивает в установку\ремонт\замену

В 2019 году приняты в работу несколько нововведений. Первое — начали устанавливать «умные» счетчики на электроэнергию. Второе — предполагалось, что оплата за замену и установку счетчиков ляжет на коммунальные компании.

Министерство строительства России предложило, чтобы замена электросчетчиков была бесплатной для собственников жилья. За установку приборов будет отвечать поставщик ресурсов.

На сегодняшний день, Госдума всё ещё рассматривает проект закона, и когда его примут — неизвестно.

Пока закон не одобрили, все расходы, в том числе по замене/ремонту/установке прибора учета на электроэнергию, оплачивает собственник жилья. И это касается не только квартир, но и частных домовладений.

Отметим, что «умные счетчики» на свет россияне должны устанавливать с 1 июля 2019 года. Как правило, от организации собственнику жилья присылается уведомление с просьбой по замене.

Вот только на чьи плечи лягут расходы в будущем — пока не понятно.

Кто должен платить за установку или замену общедомовых счетчиков учета, и можно ли отказаться от оплаты

Собственники помещений в многоквартирном доме несут обязанность по содержанию всего общедомового имущества. Соответственно, и установка нового оборудования, в том числе -общедомовых приборов учета, будет производиться за счет всех собственников дома. Это прописано в ФЗ-№261.

Причем приборы учета должны быть установлены на все виды коммунальных ресурсов: холодное, горячее водоснабжение, отопление, электроснабжение и газоснабжение.

Решение об установке общедомовых приборов учета принимается на общем собрании собственников помещений. Здесь же утверждается смета со стоимостью, объемами работ и порядком оплаты, а также выбирается организация, которая готова такие работы произвести

В случае, если собственник откажется выплатить сумму за установку общего прибора учета, то ресурсоснабжающая организация может взыскать с него эту сумму через суд. Приборы будут принудительно установлены – даже, если некоторые собственники выскажут свой отказ.

В соответствии с п.12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам РСО к местам установки счетчиков и оплатить расходы на установку приборов учета.

Заметьте, что потом владелец жилья будет оплачивать не только сумму за замену или установку общедомового счетчика, но и все расходы, связанные с принудительным взысканием.

Таким образом, можно сделать вывод, что собственники и в 2020 году будут сами оплачивать расходы за установку/замену/ремонт приборов учета. Кроме того, они должны будут сами покупать счетчики — компании не выдают их. Пока не приняли закон, перекладывающий эту обязанность на компании ЖКХ, владельцы так и будут отвечать за все расходы.

Следите вместе с порталом Право812.ру за всеми новостями в сфере жилищно-коммунального хозяйства или делитесь своим мнением в комментариях ниже.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Источник

Adblock
detector