- Ток холодной прокрутки автомобильного аккумулятора – что это?
- Что такое «пусковой ток»
- От чего зависит пусковой ток
- Как замеряют пусковой ток аккумулятора
- Какой пусковой ток нужен для различных автомобилей
- Повышаем показатели пускового тока
- Пусковой ток аккумулятора
- Что означает пусковой ток
- Какие факторы оказывают влияние
- Что происходит в момент пуска мотора
- Как выяснить требуемый показатель для определённого авто
- В чем измеряют. Методы
- Стандарты. Методика замеров
- Как осуществляются замеры
- У каких генераторов выше пусковой ток
- Заблуждения
- Каким должен быть пусковой ток аккумулятора автомобиля
- Строение аккумулятора
- Ёмкость батареи
- Пусковой ток
- Причины возникновения стартовой мощи
- Испытание устройства
- Увеличенные показатели АКБ
- Классификации в мире
- Параметры выбора
- Что такое пусковой ток аккумулятора и каким он должен быть
- Пусковой ток АКБ – что это значит?
- От чего зависит пусковой ток аккумуляторной батареи
- Методы проверки пускового тока
- Что будет, если установить АКБ с большим пусковым током
- Что будет если установить АКБ с меньшим пусковым током
- Как подобрать АКБ с правильным пусковым током для автомобиля
- Таблица оптимальных показателей
- Заключение
Ток холодной прокрутки автомобильного аккумулятора – что это?
Не станем в очередной раз повторять прописную истину о том, что аккумулятор – это один из важнейших узлов любого автомобиля. И от его правильного выбора зависит не только то, насколько качественно будет работать электрооборудование машины, но и заведётся ли она вообще. За последнее отвечает такой параметр батареи, как пусковой ток аккумулятора. Причём сила пускового тока обеспечивает не только «холодный старт» автомобиля. От него зависит, насколько долго проработает ваша АКБ, поскольку при недостаточном значении пускового тока аккумулятору придётся работать, что называется, «на износ», а это отнюдь не продлевает срок его службы.
Итак, что такое пусковой ток аккумулятора, на что он влияет, как его замерить и, наконец, как подобрать АКБ с правильным пусковым током для конкретного автомобиля.
- Что такое «пусковой ток»
- От чего зависит пусковой ток
- Как замеряют пусковой ток аккумулятора
- Какой пусковой ток нужен для различных автомобилей
- Повышаем показатели пускового тока
Что такое «пусковой ток»
Пусковой, а ещё его называют стартовый ток аккумулятора автомобиля, это значение максимальной силы тока, которую АКБ способна выдавать в единицу времени. Слова «старт» и «пуск» не зря присутствуют в названии этого параметра. Дело в том, что максимальная нагрузка на аккумулятор приходится именно в момент запуска двигателя или, другими словами, его пуска. Иногда значение стартового тока превышает «среднестатистический» ток батареи в 4–5 раз.
Обусловлено это тем, что стартеру автомобиля требуется достаточно большое количество энергии для того, чтобы провернуть маховик двигателя и тем самым привести в движение его поршни.
Некоторые автолюбители спрашивают, что такое ток холодной прокрутки (или холодного пуска) аккумулятора и чем это понятие отличается от термина «стартовый ток». Ответ прост – ничем. Просто это ещё одно название для данного параметра. Дело в том, что и без того непростую задачу по запуску двигателя в зимнее время осложняет ещё и загустевшее машинное масло, так что жителям районов с суровым климатом следует уделять току холодного запуска особое внимание.
Как правило, пусковой ток АКБ указывается прямо на его корпусе вместе с таким параметром, как ёмкость. Но если посмотреть на это значение у разных моделей аккумуляторов, можно заметить, что при прочих равных условиях стартовый ток может отличаться на 30–40 %. Так от чего же зависит сила пускового тока? С этим вопросом попробуем разобраться в следующей части нашей статьи.
От чего зависит пусковой ток
Главным образом пусковой ток аккумулятора зависит от технологии, по которой последний произведён:
- В первую очередь на увеличение силы тока влияет «чистота» свинца, из которого сделаны пластины АКБ. Чем чище свинец, тем быстрее происходит зарядка и разрядка батареи. Соответственно выдаваемая в единицу времени энергия увеличится.
- Пусковой ток зависит не только от качества, но и от количества свинцовых пластин, а также от объёма электролита, содержащегося в батарее. Тут зависимость прямопропорциональная – чем пластин и электролита больше, тем пусковой ток сильнее.
- Положительное влияние на силу стартового тока оказывает и герметичность корпуса АКБ. Тут всё просто – герметичный корпус не даёт испаряться электролиту, а мы помним, как его достаточный уровень влияет на пусковой ток.
- И, наконец, качество, а точнее пористость, плюсовых пластин. Такая структура позволяет АКБ накапливать, а в нужное время отдавать, больший заряд.
Все вышеописанные параметры относятся к батареям, которые сделаны «по старинке». Хотя, естественно, наш век высоких технологий не обошёл стороной и автомобильные аккумуляторы. Так, например, гелевые батареи выдают силу пускового тока до 1000 А за 30 секунд. Такие показатели обычным свинцово-щелочным моделям и не снились.
Как замеряют пусковой ток аккумулятора
Аккумуляторные батареи изготавливаются огромным количеством компаний, расположенных в самых разных уголках мира. И неудивительно, что такому большому числу производителей было достаточно сложно договориться между собой о едином стандарте замеров различных параметров АКБ. Это утверждение в полной мере относится и к определению пускового тока аккумулятора.
В целом процедура проверки силы пускового тока у всех производителей одинакова. Батарею охлаждают, как правило, до минус 18 градусов по Цельсию, имитируя экстремальные погодные условия, после чего подают на неё нагрузку, сравнимую с запуском двигателя. Это действие повторяют несколько раз через различные промежутки времени. Средняя величина полученных показаний и является заявленной силой стартового тока. Стоит уточнить, что такую тщательную проверку проходят лишь некоторые батареи из каждой партии, поэтому так называемый «процент брака» присутствует в аккумуляторах даже самых передовых производителей.
Если температура охлаждения у различных тестов практически одинакова, то вот сила и длительность нагрузки отличается весьма существенно:
- Немецкий стандарт «DIN». Охлаждённый до -18 градусов аккумулятор разряжают до 9 Вольт в течение 30 секунд. Маркируются подобные батареи примерно так: DIN 555 19. Обратите внимание на то, что в подобной маркировке прямое значение силы пускового тока не содержится, поэтому о ней нужно будет узнать дополнительно у продавца или в техпаспорте АКБ.
- Российский стандарт «ГОСТ Р 53165-2008». Наша технология замеров практически полностью копирует немецкую. И так же, как и в предыдущем случае, пусковой ток в маркировке модели не указан. Пример – 6СТ-60 АПЗ. Правда, российские производители часто выносят этот параметр прямо на корпус батареи. Он так и называется – пусковой ток (у некоторых фирм – стартовый).
- Европейский стандарт (кроме Германии) «EN». В отличие от немецкого автопрома, который держится несколько особняком, остальные европейские производители АКБ тестируют свои батареи при тех же -18, но при этом подают на них нагрузку разрядки до 7,5 Вольт на 10 секунд. И результаты тестов можно увидеть в маркировке, а конкретно в трёх её последних цифрах. Для определения силы пускового тока их нужно умножить на 10. Например, маркировка EN 555 065 043 означает, что стартовый ток батареи равен 430 Амперам.
- Американский стандарт «SAE». Наиболее жёсткая система тестирования. Температура охлаждения тут та же (-18 градусов по Цельсию). Но вот «разрядочную» нагрузку до 7,5 Вольт подают в течение 30 секунд. Таким образом, при равных значениях силы пускового тока американские стандарты заслуживают наибольшего доверия. Что же до маркировки, то тут тоже всё максимально просто и прозрачно. Сила тока, без всяких математических действий, определяется тремя последними цифрами. Например: А34650 означает, что ток равен 650 Амперам.
Азиатские же производители не смогли договориться о стандартах замеров даже между собой, поэтому некой «единой азиатской системы» не существует. Да и в маркировке их батарей сила тока не указана, поэтому о ней вам придётся узнавать из прилагающейся документации.
Какой пусковой ток нужен для различных автомобилей
Многие задаются вопросом, а какой пусковой ток должен быть у аккумулятора для той или иной модели автомобиля? Думаю, не стоит объяснять, что для запуска двигателя малолитражки или дизельного внедорожника нужна совершенно разная сила пускового тока.
Пусковой ток аккумулятора для дизеля является, пожалуй, главным параметром при выборе батареи. Дело в том, что степень сжатия у дизельных моторов значительно выше, чем у бензиновых, и может достигать 20 атмосфер. Следовательно, и на запуск такого движка нужно куда больше энергии.
Минимальными показателями стартового тока для дизелей является 300 Ампер. Для бензиновых двигателей – 250. Но это минимально возможные значения, что называется, впритык. Поэтому лучше купить АКБ «с запасом». И на возможные вопросы: «а какой пусковой ток у аккумулятора лучше?», «а не сгорит ли мой стартер от большего тока?» – спешим ответить: «чем больше, тем лучше» и «нет, не сгорит!»
Естественно, автомобиль «с нуля» комплектуется подходящим аккумулятором. И при его замене вы можете выбрать модель с такими же характеристиками.
Тем не менее, предлагаем вашему вниманию таблицу, с помощью которой вы сможете подобрать подходящий вашему автомобилю пусковой ток аккумулятора.
Поскольку стартовый ток напрямую связан с ёмкостью аккумулятора (обычно он превышает её в 3–3,5 раза), в таблице мы используем именно этот параметр. Тем более что в отличие от значения силы пускового тока, ёмкость указывается на любой батарее на самом видном месте. В таблице показаны минимальный и максимальный объём двигателя, к которому подойдут аккумуляторы определённой ёмкости. Естественно, не стоит выбирать ёмкость АКБ по «верхнему пределу» двигателя. Как мы уже писали, лучше взять «с запасом».
Объём двигателя (л) | 1–1,6 | 1,3–1,9 | 1,4–2,3 | 1,6–3,2 | 1,9–4,5 | 3,8–10,9 | 7,2–12 | 7,5–17 |
Ёмкость АКБ (А-ч) | 55 | 60 | 66 | 77 | 90 | 140 | 190 | 200 |
Повышаем показатели пускового тока
Если у вас есть возможность сразу подобрать АКБ с необходимым пусковым током – замечательно. Но что делать, если такой возможности нет, а ехать нужно? Как повысить пусковой ток аккумулятора и можно ли это сделать вообще? Спешим обрадовать автолюбителей – пусковой ток повысить можно! Для этого чаще всего необходимо провести десульфатацию АКБ. Проще это сделать с помощью импульсного зарядного устройства. В процессе зарядки оно отслаивает сульфатацию, так что отдельных действий по повышению силы тока вам не понадобится. Можно воспользоваться и обычной «зарядкой», правда, тут придётся немного повозиться. И есть ещё один, химический, способ. Достаточно просто добавить в электролит специальную присадку.
Не только сульфатация пластин, но и недостаточная плотность электролита может привести к падению стартового тока. Ну, тут всё просто – замените или долейте электролит до нормального уровня плотности.
Теперь вы знаете, что такое пусковой ток аккумулятора, и, самое главное, можете подобрать его для различных моделей двигателей, а при необходимости даже немного повысить. Так что, когда прозвучит команда «Ключ на старт!», надеемся, ваш аккумулятор не подведёт!
Источник
Пусковой ток аккумулятора
Аккумулятор транспортного средства служит важнейшим его компонентом и, несмотря на несложную конструкцию устройства, содержит в себе ряд важнейших характеристик: полярность, ёмкость, пусковой ток.
Не все автомобилисты понимают, что такое пусковой ток. Нередко, покупая новый АКБ, тут же допускают серьёзный просчёт, приводящий к быстрой поломке генератора или невозможности старта автотранспортного средства в морозную погоду.
- Что означает пусковой ток
- Какие факторы оказывают влияние
- Что происходит в момент пуска мотора
- Как выяснить требуемый показатель для определённого авто
- В чем измеряют. Методы
- Стандарты. Методика замеров
- Как осуществляются замеры
- У каких генераторов выше пусковой ток
- Заблуждения
Что означает пусковой ток
Это предельная сила тока, которая понадобится для запуска мотора, а конкретно для подпитки стартёра с целью проворачивания им маховика коленчатого вала вкупе с поршнями. Данная процедура довольно сложна, ведь поршни давят на горючее (в 9 – 13 Ат), поступающее в камеры. В зимний период запуск устройства усложнён, ведь смазка становится гуще и стартеру требуется преодолевать и сжимание, и недостаточное смазывание цилиндров.
Главная функция аккумулятора заключается в накапливании энергии и последующем запуске мотора, и хотя строение большинства моделей во многом схожее, но отличны их характеристики. Обычное напряжение равно около 12,7 Вольт, но сила тока и ёмкость аккумулятора отличны. Если ёмкость АКБ порядка 60 Aч, то это превысит его стандартную величину где-то в 4-5 раз. Но, данное напряжение должно выдаваться лишь приблизительно 30 секунд.
Важно! Если для старта мотора автомобиля при +1-5°С хватит 200 – 220 А, то для пуска уже при -10-15° необходимо потребить электрической энергии на 30% более, т. е. 260 – 270 Ампер.
Чем меньше температура в зимний период, тем выше пусковой ток.
Какие факторы оказывают влияние
На величину показателя влияют несколько факторов:
- Вид мотора. Для старта бензинового 1,5 л. данный показатель составит примерно 180 А, для дизеля 1,5 л. — 300 А.
- Объём двигателя (чем объёмнее, тем сложнее его запускать).
- Температур внешней атмосферы и смазки.
- Степень сжатия топлива в цилиндре.
Необходимо заметить, что запуск мотора проходит не мгновенно, и обычно стартёру понадобится от 0.3 до 1.5 сек. для достижения пусковых проворачиваний.
Пусковые обороты мотора — число оборотов коленвала в мин., при которых мотор способен продолжить функционировать сам. Сейчас двигатели на бензине могут производить запуск уже при 40-70 об/ мин., дизели — при 100-200 об.
Если взглянуть на разных изготовителей, к примеру, европейские государства, РФ, КНР или США, то у всех их генераторов различается данный индикатор. Если сравнивать 55 A Европы и КНР, различие иногда достигает 30-40%. Что происходит из-за разницы в применяемых технологических процессах:
- использование чистого свинца даже в простейших аккумуляторах приведёт к высокой скорости заряжения и дальнейшего разряжения, и, следовательно, повысятся показатели пуска;
- увеличенный объём электролита;
- больше пластинок в равном по размерам корпусе;
- плюсовые пластинки пористее, что позволяет достичь более высокого накопления заряда;
- герметичность конструкции служит препятствием для испарения электролита, что позволяет аккумулятору постоянно поддерживать необходимый уровень;
- материал изготовления.
Важно учитывать и качественность сборки.
Также можно заметить, что при старте мотора напряжение понижается где-то до 9 В, но сила тока во много раз увеличивается – это норма. После старта оно достигнет вновь обычного уровня в 12,7 В, а затраченный заряд восстановит аккумуляторную батарею автотранспортного средства. Если индикаторы при старте снижаются до 6 В (при долгом восстановлении), то это плохой знак, ведь стартерному механизму просто будет недоставать энергии для пуска автомобиля. Вероятно, ресурс генератора на исходе.
Приблизительное отношение пускового тока аккумулятора автомобиля и ёмкости батареи равняется 10 к 1.
Совет! У очень разряженного генератора ток холодной прокрутки и ёмкость значительно меньше заводских показателей. А это мешает нормальному пуску.
Иной фактор, вызывающий сложности пуска, это сильный износ мотора и его неполадки.
Что происходит в момент пуска мотора
Для более наглядного представления о происходящем с АКБ изучим снятую с контактов стартёра осциллограмму.
На схеме показывается старт мотора 1.5 л. на бензине при использовании АКБ ёмкостью 60 Ач с пусковым током в 500 А. Время пуска равняется 1.2 сек., что отмечается шкалой внизу графика, за этот период скорость коленвала возросла до 200 об/ мин.
Красным на рисунке показывается изменение силы тока (левая шкала). Синим обозначен график напряжения (правая шкала).
Можно легко увидеть, что уже через несколько долей секунды пуска автомобиля потребление мгновенно возросло до 350 А, в то же время напряжение просело до 8.5 В. Но всего лишь через 0,1 секунды объём сократился более чем дважды и стал равным 125 А, а напряжение стало превышать 10 Вольт.
Остальное время (чуть больше 1 сек.) стартер автомобиля использовал порядка 75 А, со скачками при зажигании в каждом из цилиндров. Вольтаж равномерно увеличивался до 12 В к концу пуска, и далее возрос до 14 Вольт — начался процесс заряжения генератора.
Теперь ясно, что любой старт мотора будет для батареи некоторым тестом на прочность.
Важно! Если генератор не обладает запасом (ток холодного пуска + требуемая энергия для старта), то при запуске двигателя напряжение снизится до 7-8 В. И может нарушиться процесс образования искр или ЭБУ перезагрузится, из-за чего запуск не осуществится.
За счёт того, что время, требуемое для старта мотора довольно короткое (примерно 30 сек.), усреднённых индикаторов аккумулятора хватит, чтобы авто запустился с 1 раза.
Как выяснить требуемый показатель для определённого авто
Дизелю потребуется повышенный показатель пускового тока, чем бензиновому, т. к. уровень сжатия существенно превышен, до 20 Ат.
- дизельный двигатель – 300 Ампер;
- на бензине – 255 Ампер.
Эти величины измерены при температуре -18°, и это скорее всего не позволит завести авто в более холодных условиях.
Правда с совершенствованием технологий часто наблюдаются показатели в 400-600 А у дорогих моделей авто.
Несомненно, необходимо выяснять параметры автомобиля, но значения в 450-500 А хватит для любых районов Российской Федерации.
Проверку проводят и спецтестерами. Наиболее известны:
- Midtronics;
- Бош BAT-131;
- DHC.
Цена измерительного аппарата равняется 50-70 т. руб. Аналог из Китая возможно купить и за 10-15 т. руб. Имеются расчётные отклонения между дешёвыми и дорогостоящими устройствами, но все измерительные приборы могут выявить «пустую» батарею. Ведь у такого генератора показатель существенно меньше, чем усреднённая погрешность прибора, т. е. малая величина показателя тут же укажет на пустышку. У них данная величина при ёмкости 60 Ач 300-400 А, а наименьший пусковой ток стартёра для подобного АКБ должен быть 470-480 А.
В чем измеряют. Методы
Существуют классификации величин индикатора, имеющие свои методики, как рассчитать пусковой ток стартера, и аббревиатуры. Выясним, как это обозначается на аккумуляторе:
- в ФРГ изготовители делают маркировку DIN;
- в США — SAE;
- в государствах ЕС (кроме ФРГ) – EN;
- в РФ часто указывают – «стартерный».
При неудачной попытке обнаружить характеристики на крышке либо бортах аккумулятора необходимо выяснить информацию у продавца. Индикаторы могут быть и в описаниях, комплектуемых с АКБ.
На новейших АКБ указываются отличные индикаторы в разных режимах замера. Иногда автомобилисты не способны видеть их разницу по DIN, ТУ (Российская Федерация) от SAE либо EN.
Выбор батареи будет сделан правильно, если применить отношение разрядной сила тока стартера по SAE и EN к данному показателю по DIN и ТУ, которое равняется 1,7:
Если на определённой АКБ указали значение по конкретному стандарту, то через такую взаимосвязь нетрудно вычислить индикатор разрядной сила тока, установленный по иному способу.
Отношение токов холодной прокрутки:
DIN 43559, ГОСТ 959-91 | SAE J537 | EN 60095-1, ГОСТ 959-2002 |
170 | 300 | 280 |
220 | 350 | 330 |
280 | 500 | 480 |
365 | 650 | 600 |
420 | 750 | 680 |
Помните, при большем токе холодного пуска легче зимой производить запускание мотора автомобиля, но из-за увеличенной нагрузки на двигатель иногда понижается его рабочий запас.
Стандарты. Методика замеров
- АКБ размещается в рефрижераторе и понижается температура до -18 С;
- на АКБ направляется разрядная сила тока, идентичная стандартной;
- для прохождения тестирования напряжение не должно стать ниже конкретного норматива.
Стандарты влияют на итог. Ведь в разных государствах показатель определяется собственными нормативами:
- Евросоюз (EN) – после разрядной сила тока в течение 10 сек. напряжение не должно снижаться до уровня ниже 7,5 В. Затем тесты прекращаются на 10 сек., и проводится второй тест током, равным 60% от указанного, длительностью 73 сек. Напряжение тоже не должно снизиться ниже 7,5 В.
- ФРГ (DIN) – аккумулятор через 50 сек. не должен разрядиться до уровня менее 9 Вольт. А после 150 сек. – 6 В.
- США (SAE) – на генератор автотранспортного средства направляется разрядная сила тока в течение 50 секунд. Напряжение не должно стать ниже 7,2 В.
Внимание! Отечественный ГОСТ идентичен стандартам ФРГ.
Есть и специальные тестеры. Они производят сильный импульс, который равен стандартному току. Измерительный аппарат производит вычисление нагрузочного сопротивления, а дальше сканирует сведения. Подобным методом проверить пусковой ток проще. Но итог не всегда будет очень точным.
Пусковая мощность аккумулятора – индикатор наибольшей мощности, которую генератор авто может продуцировать за 30 сек. при температуре -18° C по Цельсию. Приведём формулу:
I – ток холодной прокрутки;
U – усреднённое значение разрядного напряжения, зафиксированного через одинаковые временные интервалы.
Больше ток холодной прокрутки – выше мощность.
Для сравнивания мощностей потребуется лишь сопоставить их ток холодной прокрутки, который приведён к общему методу тестирования.
Как осуществляются замеры
Вначале выбор АКБ осуществляют разработчики. В расчёт пускового тока двигателя включают разрядные параметры АКБ при заряде 75% на 3 испытании. Обычно в расчёте пускового тока температура старта карбюратора на смазках вводится -20° C, а для дизеля – до -15-17° C. Для них при пониженных температурах практикуется использование методов, позволяющих облегчить пуск (смазка, подогревание горючего).
Замеры производят несколько раз, т. е. формируется ряд промежутков с наибольшими величинами. В этих интервалах делают замеры наибольших сил тока, выдаваемых конкретно этим экземпляром. Специалисты записывают их и потом наносят на борта аккумуляторной кислотной батареи транспортного средства.
У каких генераторов выше пусковой ток
Приведём таблицу оптимальных индикаторов. Если одна батарея произведена из пластинок, исполненных с помощью литья, а вторая – штампования, то пусковой ток у АКБ (при ёмкости 55 А/ч) последней превысит аналогичный показатель у АКБ 60 А/ч, сделанной по первому методу. Отличие заключено в толщине пластинок.
Заблуждения
Можно ли испортить электрическое оборудование авто, если установить генератор с большей сила тока
Нет, стартер заберёт только необходимое ему количество. Выгореть генератор может по причине того, что прокладка между сиденьем и рулём долгое время не выводит ключ из режима запускания мотора, и в итоге стартёр вскоре сгорит.
У герметичного генератора выше пусковой ток
Дело не том, каким образом выкипает вода, а в толщине и большем числе пластинок из кальция.
Ток пуска можно проверять нагрузочной вилкой
Нет. Вилкой проверяют стандартное напряжение стартера под нагрузкой.
Величина тока холодного старта очень значима для успешного запускания мотора автомобиля. И чем морознее район, тем выше требуется значение. Покупая генератор для авто, необходимо рассматривать не исключительно данную характеристику. Крайне важны условия, в которых осуществляется эксплуатирование авто. Если это очень тёплые районы, надо смотреть на промежуток рабочей температур и саморазряд генератора. Но если автотранспортное средство эксплуатируется в мороз, нужно выбрать батарею с повышенным показателем.
Источник
Каким должен быть пусковой ток аккумулятора автомобиля
Аккумулятор — это очень важная деталь в любом автомобиле, даже несмотря на его простоту. Но всё же он имеет несколько непростых терминов, которые не всем автомобилистам понятны. В первую очередь это ёмкость, полярность и пусковой ток аккумулятора автомобиля. Понимать значение последнего параметра очень важно, поскольку многие делают на начальных этапах ошибку в выборе аккумулятора именно по этим показателям.
- Строение аккумулятора
- Ёмкость батареи
- Пусковой ток
- Причины возникновения стартовой мощи
- Испытание устройства
- Увеличенные показатели АКБ
- Классификации в мире
- Параметры выбора
Строение аккумулятора
Такая конструкция батареи была создана именно для того, чтобы автомобиль мог постоянно на ней работать. То есть АКБ постоянно перезаряжается от генератора, и машина может брать электричество для старта. Раньше были только обычные батареи, которые очень быстро садились, и их использование не было целесообразным. Это и стало причиной перехода на аккумуляторные батареи.
Со временем подобные конструкции постоянно усовершенствовали, это привело к установлению общих стандартов, которые используются и по сей день. Случилось это примерно век назад.
Как правило, такая конструкция включает в себя 6 свинцовых пластин, которые являются минусом, а их оксид — плюсом. Всё залито электролитом из серной кислоты. Эти составляющие заставляют аккумулятор выполнять свою функцию, и если исключить хотя бы один элемент, то работать АКБ не будет. Одна часть, как правило, даёт напряжение в 2 В, и для запуска двигателя этого недостаточно.
Поэтому все 6 частей соединяют в одну систему, что позволяет добиться напряжения в 12 В, которые смогут привести в действие стартер автомобиля.
Ёмкость батареи
Если сравнивать с ёмкостью, то напряжение постоянно остаётся одинаковым у всех аккумуляторов и его значение унифицировано.
В противовес этому ёмкость может значительно отличаться. Этот показатель измеряется в Амперах в час (сокращённо «Ач»). Если говорить простыми словами, то ёмкость — это возможность батареи отдавать определённое количество электричества за один час. Такое значение АКБ для автомобилей может начинаться от 40 Ач и доходить до 150 Ач.
Но самые популярные модели выпускают на заводах с цифрами 55−60 ампер в час. Они установлены в большинстве иномарок. Другими словами, в этом случае такие батареи могут давать 60 ампер в час без подзарядки, а после этого «сесть». Если умножить ампераж такого аккумулятора на его напряжение (12−12,7 В), то получится приблизительно 762 Ватта, что позволяет несколько раз вскипятить воду в электрическом чайнике.
Также нужно понимать не менее важный термин — пусковой ток АКБ.
Пусковой ток
Многие начинающие водители не всегда знают, на что влияет пусковой ток аккумулятора. Пусковой (холодный) ток АКБ (иногда его называют стартерным) — это максимальное число силы тока, которого будет достаточно для запуска двигателя автомобиля, в частности, для его стартера, чтобы он смог прокрутить маховик двигателя, к которому присоединены поршни с шатунами.
Этот процесс довольно трудоёмкий, так как поршни в цилиндрах воздействуют на топливную смесь под большим давлением. В бензиновых двигателях это число может быть от 9 до 13 атмосфер, а в дизельных — в пределах 17. К тому же зимой такая процедура проходит ещё сложнее. Аккумулятору нужно преодолеть не только сжатие воздуха, но и недостаточную смазку цилиндров в связи с загустением масла при низких температурах.
Если говорить простыми словами, то для запуска двигателя среднестатистического авто нужно примерно 260 ампер, и это довольно много. Эта цифра и является «пусковым значением», которое нужно стартеру автомобиля для запуска двигателя.
Если рассматривать с практической стороны, то аккумулятор в 60 ампер имеет 4−5 пусков, но с условием, что отдаваться такое напряжение будет не более чем за 25−30 секунд.
Как правило, в южных регионах на такой показатель не обращают внимания. Это и не нужно. Можно взять средний аккумулятор, и он прекрасно будет справляться со своими обязанностями при плюсовой температуре. Это связано с тем, что в тёплых климатических условиях масло всегда жидкое. Другое дело — северные регионы. Там температура воздуха ниже нуля большинство месяцев в году, и заводиться с густым маслом при таких условиях очень сложно. Поэтому пусковой показатель здесь является одним из важнейших критериев при выборе АКБ.
Актуальным остаётся вопрос, какой пусковой ток должен быть у аккумулятора. Если рассматривать практическую сторону, то получится примерно следующее: при температуре +5 для запуска требуется 230 ампер, а при 10 градусах ниже нуля — уже 270. Несложно подсчитать, сколько нужно пусковой мощи при 30 и ниже.
Это своего рода правило — чем ниже температура воздуха, тем выше должен быть пусковой показатель.
Причины возникновения стартовой мощи
Рассматривая разных производителей аккумуляторных батарей со стран Европы, США, Китая и России, можно сделать вывод, что все они выпускают АКБ с разной силой стартового тока. К примеру, аккумуляторы на 60 ампер в час могут отличаться по этому значению на 35−45%.
Это зависит от технологии производства:
- Использование для производства очищенного свинца приведёт к быстрой зарядке и разрядке АКБ и, соответственно, повысит пусковую мощность.
- Размеры корпуса одинаковые, но свинцовых пластин в них разное количество.
- Объёмы электролита в таких аккумуляторах отличаются.
- Плюсовые пластины имеют больше пор, что позволяет накопить больше заряда.
- Благодаря более герметичному корпусу электролит не испаряется и всегда заполняет пластины.
К тому же можно добавить качество производства и порядочность производителя. Все эти факторы влияют на результаты по показателям пускового тока. Но, с другой стороны, и цена у них намного выше, чем у конкурентов.
На сегодня есть и более мощные технологии, которые позволяют получить силу тока в 1000 ампер за 30 секунд. Среди лидеров — такие батареи, как ГЕЛ и АГМ. Хотя существенным их минусом можно считать очень высокую цену.
К тому же нужно отметить, что при запуске двигателя и подаче напряжения на стартер вольтаж падает примерно до 9 вольт, но холодный ток сильно возрастает. Этот процесс так и должен происходить и считается нормальным. После запуска напряжение опять увеличивается до привычных 12,7 вольт, а нехватку энергии, потраченную при старте, компенсирует генератор автомобиля.
В том случае, когда напряжение падает до 6 вольт и очень долго восстанавливается, скорее всего, аккумулятор вышел из строя и его нужно заменить.
Испытание устройства
После производства аккумулятора и выхода его с конвейера его нужно испытать и определить стартерные показатели. Проверить их в заводских условиях достаточно сложно. Сначала их помещают на несколько часов в минусовые температуры, а потом пробуют заводить двигатель.
Как правило, подобные испытания проводятся при 18 градусах Цельсия ниже нуля и длятся 30 секунд. В том случае, когда аккумулятор выдержал такую нагрузку, его можно запускать в серийное производство. В противном случае проводят повторные испытания уже усовершенствованной батареи с новыми показателями наполнения и конструкции.
Замеры производят несколько раз через определённые интервалы. Они показывают максимальное значение стартерного тока. Его и указывают на самом аккумуляторе. При этом проводят испытания далеко не всех экземпляров в партии, поэтому бывают случаи появления дефектов.
Стоит отметить, что в советские времена было понятие сухого заряда. То есть покупали аккумулятор без электролита. Потом такое вещество приобреталось отдельно в нужной плотности, самостоятельно заливалось, а аккумулятор заряжался на протяжении суток.
Увеличенные показатели АКБ
Сегодня пусковые значения нужно разделять на устройства для дизельных моторов и бензиновых. Ведь в дизельных показатели стартерного напряжения намного выше, чем у бензиновых, поскольку сжатие в цилиндре воздуха у него намного выше и может доходить до 20 атмосфер.
Поэтому можно ориентироваться на средние показатели:
- в бензиновых двигателях 250 атмосфер;
- в дизельных — 300 атмосфер.
На эти цифры можно полагаться при 18 градусах ниже нуля, чего совсем не будет достаточно при более сильных морозах.
Сегодня в магазинах можно встретить аккумуляторы с показателями стартовой мощности даже в 600 ампер. Многие по этому поводу волнуются из-за того, что могут спалить стартер таким напряжением. Но волноваться в этом случае не стоит. Спалить стартер таким образом невозможно, и при возможности лучше брать аккумулятор помощнее и забыть о том, как сложно заводиться при сильных морозах.
Насчёт стартера здесь всё понятно. Это никаким образом не повредит его, а только прибавит оборотов при пуске, что, в свою очередь, приведёт к быстрому и качественному старту мотора. Поэтому не стоит бояться, если пусковой ток аккумулятора больше штатного.
Само собой, нужно учесть характеристики авто, но стартерного тока в 300−400 ампер будет достаточно практически для всех регионов страны. Это касается легковых авто.
Для габаритных машин зачастую и показателей в 600 ампер будет недостаточно.
Классификации в мире
Как уже было сказано, показатели стартовой мощи автомобильных аккумуляторных батарей могут существенно отличаться. Они также имеют собственные методики и способы определения тока, а также маркировки. Для начала нужно знать, как же они указываются у разных производителей.
Для маркировки стартовой мощи используют:
- в Германии есть своя система обозначения — DIN;
- в США указывают SAE;
- в Европе (кроме Германии) маркируют EN;
- в постсоветских странах зачастую указывают «пусковой или стартерный ток».
В любом случае, даже если таких показателей нет непосредственно на самом аккумуляторе, они обязательно должны быть в сервисной книжке, которая прилагается к нему. Это можно также спросить и у продавцов магазина.
Также нужно проанализировать и методику определения силы стартерного тока в разных странах:
- в Европе помещают в температуру минус 18 градусов и разряжают до 7,5 вольт в течение 10 секунд;
- в Германии также опускают температуру до минус 18 градусов и опускают вольтаж до 9 в течение 30 секунд;
- в России система идентична немецкой, правила ГОСТа ничем не отличаются;
- в США опускают до 18 градусов ниже нуля и разряжают на протяжении 30 секунд до 7,2 вольт.
Когда напряжение уменьшается, то требуется больше ампер. Это, по сути, и является имитацией пуска двигателя автомобиля. Опускают температуру, чтобы искусственно создать условия эксплуатации в низком температурном режиме.
Параметры выбора
При замене аккумуляторной батареи нужно понимать, что не нужно покупать устройство с меньшей мощностью, чем старый. При этом не стоит брать батарею с более слабой ёмкостью, чем была до этого. Дело в том, что в разных режимах работы автомобиля при небольшом пробеге днём ночью аккумулятор как бы помогает генератору питать все включённые приборы, а уменьшенная ёмкость будет существенно усложнять работу АКБ при пуске. Поэтому нужно правильно выбрать соответствие всех показателей.
Подводя итог, можно сказать, что аккумуляторы с большой пусковой силой могут подвести в сильные морозы так же, как и слабые модели. Дело здесь даже не в мощности, а в том, что любая батарея для автомобилей требует постоянного ухода. При этом в таком обслуживании нуждаются и аккумуляторы, которые считаются постоянными. Дело в том, что любую батарею нужно периодически заряжать после долгого городского цикла езды. К тому же не стоит забывать о периодической диагностике и замеров стартового тока.
При выборе аккумулятора не нужно забывать и о некоторых особенностях каждого автомобиля.
Источник
Что такое пусковой ток аккумулятора и каким он должен быть
Аккумуляторная батарея для автомобиля имеет ряд важных параметров, которые необходимо учитывать перед покупкой. Самые важные из них: ёмкость, определяющая время работы АКБ, и пусковой ток. Как проверить пусковой ток аккумулятора автомобиля и правильно выбрать батарею? Читайте далее в статье.
Пусковой ток АКБ – что это значит?
Система пуска каждого автомобиля состоит из аккумуляторной батареи, электропроводки, замка зажигания и стартера. При повороте ключа в замке зажигания, происходит соединение силовых проводов, напряжение подаётся на реле, после которого поступает на стартер. Стартер прокручивает коленчатый вал, и автомобиль заводится.
Что такое пусковой ток аккумулятора автомобиля можно понять из простой формулы: P=UI, где P – мощность, U – напряжение АКБ (стандартное напряжение равно 12 В) и I – электрический ток. Зависимость простая: если напряжение остаётся постоянным, то с увеличением мощности должен увеличиваться электрический, в данном случае – пусковой ток.
От чего зависит пусковой ток аккумуляторной батареи
Мы разобрались в понятии пусковой ток аккумулятора и что это значит. Основные параметры АКБ, которые влияют на величину пускового тока: величина свинцовых пластин и площадь каждой из них.
Причины низкой ёмкости и недостаточного пускового тока:
- Применение сплавов с низкокачественными добавками, вместо очищенного свинца. Цена на производство таких батарей ниже, но и качество остаётся на таком же уровне.
- Меньшее количество свинцовых пластин. Например, если европейский производитель вмещает 5 пластин в одну банку аккумулятора, то у китайского получается вместить только 4. При меньшем количестве пластин потребуется больший зарядный ток для восстановления ёмкости такой батареи, а это сократит количество циклов заряд/разряд.
- Недостаточная герметичность корпуса. Устройство АКБ основано на хорошей герметичности, так как во время эксплуатации автомобиль может выдавать слишком большой зарядный ток, что приведёт к закипанию электролита и его потери даже через незначительные щели.
- Больший внутренний объём. Достигается сокращением толщины стенок корпуса. При увеличении внутреннего объёма увеличивается количество электролита, необходимого для правильной работы батареи.
Единственный выход не попасть на изделие с низкими пусковыми параметрами – покупать аккумуляторную батарею от известных европейских производителей. Стоимость таких АКБ выше, но цена пропорционально сроку эксплуатации, и каждый производитель предоставляет длительный гарантийный срок.
Методы проверки пускового тока
Теперь необходимо узнать, как проверить пусковой ток аккумулятора. Данный параметр необходимо проверять при покупке новой аккумуляторной батареи. Самостоятельная проверка пускового тока не даст высокой точности. Для профессионального и точного замера требуется дорогое оборудование.
Как измерять пусковой ток АКБ с помощью приборов и другими «народными» методами:
- Проверка с помощью нагрузочной вилки. Нагрузочная вилка – это портативный измерительный прибор аккумуляторщика, который состоит из вольтметра и добавочного сопротивления. При подключении к аккумулятору, нагрузочная вилка заменяет собой нагрузку бортовой сети автомобиля.
Важно! Нагрузочная вилка покажет состояние батареи и степень её заряда. Но если батарея исправна, это означает, что она отдаёт необходимый пусковой ток на прокручивание стартера.
- Проверка с помощью токоизмерительных клещей. Электротехнические клещи – это недорогой и доступный прибор, который используют многие электрики. Существуют универсальные измерительные приборы, помимо силы тока, измеряющие напряжение и сопротивление. Клещи специально созданы для измерения силы тока, поэтому большой ампераж не выведет прибор из строя.
- Простой дедовский метод советует подключить автомобильный аккумулятор к бортовой электросети машины и включить, например, ближний свет. Стандартная нагрузка не должна быстро разрядить АКБ. В течение 5-10 минут, свет ламп ближнего света должен оставаться ярким. Такой метод не даст точной гарантии, но поможет определить серьёзную неисправность сразу и не купить бракованный товар.
- Проверка «на слух». Во время такой проверки АКБ надо установить на автомобиль и произвести запуск стартера. Среднее время запуска двигателя (при исправной топливной системе) составляет 2-3 секунды. Если запуск происходит в течение 10-15 секунд, и параметры аккумулятора подходят к данному типу автомобилей, то АКБ неисправен, или его пускового тока недостаточно.
Как проверяют пусковой ток на заводах? Перед запуском аккумуляторной батареи в масштабное производство, производитель должен убедиться в соответствии всех параметров АКБ. Для этого батарею помещают в температуру окружающей среды не более 18 градусов на несколько часов, и запускают двигатель с подходящими параметрами. При запуске проводится измерение пускового тока нового аккумулятора.
Совет! Не пытайтесь замерить пусковой ток во время прокручивания стартера с помощью режима измерения силы тока на мультиметре. Данный измерительный прибор не рассчитан на большие токи и подобное измерение приведёт только к его порче.
Если запуск прошёл успешно (среднее время не должно превышать 30 секунд), то можно начинать массовое производство такой аккумуляторной батареи. Если же двигатель не запустился, то конструкция АКБ требует изменений и доработок.
Что будет, если установить АКБ с большим пусковым током
Некоторые автовладельцы и высококвалифицированные «эксперты» считают, что аккумуляторная батарея с большой ёмкостью и соответствующим пусковым током может стать причиной выхода из строя электрической бортовой сети. В основном такое мнение бытует в среде неграмотных владельцев транспортных средств.
Важно! Даже если установить на легковой автомобиль хороший АКБ с большого грузовика, например, с КрАЗа, то при запуске стартер будет потреблять только тот электрический ток, который ему необходим для проворачивания коленчатого вала двигателя, и не больше.
Основной причиной, по которой на автомобили не устанавливают батареи повышенной ёмкости, является недостаток свободного места в подкапотном пространстве. Производители различных марок автомобилей не решаются увеличивать штатные места для аккумуляторов, так как это напрямую повлияет на размер кузова. Увеличение габаритов повлечёт за собой и больший вес машины, что плохо скажется на её проходных характеристиках.
Аккумуляторы повышенной ёмкости часто используют если штатный аккумулятор полностью разряжен. Например, на станциях технического обслуживания или в сервисных центрах. Аккумулятор на 180 ампер/часов удобно переносить, его можно поставить на пол, а клеммы соединить специальными проводами с «крокодилами» с системой пуска автомобиля.
Что будет если установить АКБ с меньшим пусковым током
Относительно АКБ с повышенной ёмкостью и установкой таковых на автомобиль стало более понятно. Но что будет, если на штатный пусковой узел поставить аккумуляторную батарею с меньшим пусковым током?
Многие владельцы автомобилей совершают серьёзную ошибку, приобретая аккумуляторную батарею с пониженной ёмкостью. На такой шаг идут из-за меньшей цены, но последствия могут быть не очень приятными. Если АКБ не рассчитан на тот пусковой ток, который необходим для запуска автомобиля, то стартер не будет вращаться с требуемой скоростью. Не достигнув определённого числа оборотов, двигатель не запуститься.
Аккумуляторный ток при пониженной ёмкости может запустить автомобиль, но только если вокруг плюсовая температура, и для этого понадобится длительное время держать ключ в замке зажигания повёрнутым. Как известно из технической литературы, продолжительное вращение стартера приводит к резкому сокращению его долговечности.
Как подобрать АКБ с правильным пусковым током для автомобиля
При покупке новой аккумуляторной батареи можно просто посмотреть параметры старой. Но это не означает, что ранее на автомобиль был установлен должный аккумулятор. Поэтому лучше потратить немного времени и рассчитать пусковой ток для модели своей машины.
Основные параметры, от которых зависит величина пускового тока:
- Рабочий объём двигателя. Чем больше объём ДВС – тем большей ёмкости необходим аккумулятор. Также важен и тип двигателя: для запуска дизельного двигателя нужен больший пусковой ток чем для бензинового.
- Электронное управление топливной системой. Например, карбюраторные модели расходуют заряд батареи только на стартер при пуске, а инжекторным машинам необходимо отдавать заряд на работу электронной системы управления.
- Температура окружающей среды. Очень важный параметр, так как пропорционально падению температуры уменьшается и пусковой ток аккумуляторной батареи. Но влиять температура может не только на АКБ, но и на масло в двигателе, делая его более густым. Густое масло тяжелее разогнать по системе, соответственно, усложняется вращение коленчатого вала и стартера.
- Модель и тип стартера. Современным моделям стартеров требуется куда меньшая сила тока для запуска двигателя, чем изделиям, установленным в старых автомобилях. Более продуктивные конструкции и использование современных сплавов при изготовлении обмоток позволило сделать стартер меньше и мощнее.
Простая таблица подскажет автовладельцам, какой АКБ лучше установить на своё транспортное средство:
Таблица оптимальных показателей
Для упрощения жизни автомобилистов давно была разработана универсальная таблица основных показателей аккумуляторных батарей, среди которых есть количество возможных пусков холодного двигателя.
Пусковой ток аккумулятора и другие характеристики АКБ для автомобиля, таблица общепринятых стандартов:
DIN 43559, ГОСТ 599 – 91 | EN 60095 – 1, ГОСТ 599 – 2002 | SAE J537 |
170 | 280 | 300 |
220 | 330 | 350 |
255 | 360 | 400 |
255 | 420 | 450 |
280 | 480 | 500 |
310 | 520 | 550 |
335 | 540 | 600 |
365 | 600 | 650 |
395 | 640 | 700 |
420 | 680 | 750 |
Заключение
Из статьи вы узнали на что и как влияет пусковой ток аккумулятора автомобиля, а также порядок выбора АКБ с подходящей для своего автомобиля ёмкостью. Система пуска – один из самых важных элементов любого автомобиля, который требует постоянного контроля и технического обслуживания. Качественное и своевременное техническое обслуживание – гарант быстрого запуска двигателя в любую погоду.
Источник