Меню

Как проверить счетчик водоснабжения



В России заработали новые правила поверки бытовых счетчиков. Что поменялось?

В России с 24 сентября действуют новые правила поверки бытовых счетчиков — приборов учета потребления воды, газа, электрической и тепловой энергии. Единственным юридически значимым подтверждением, что счетчик прошел проверку и его показания можно использовать при начислении платы за коммунальные ресурсы, становится электронная регистрация в специализированной информационной системе. Бумажные свидетельства о поверке будут выдаваться лишь по желанию пользователей приборов учета и носить исключительно информационный характер. Рассказываем, как это задумано по-новому.

Что такое поверка?

По сути, это проверка точности показаний счетчика. Предполагается, что завод-изготовитель выпустил прибор учета с точными измерительными характеристиками, проведя его первичную поверку. С течением времени в этих показаниях могут возникать погрешности, из-за чего корректность счетчика снижается. В ходе поверки специалист на своем оборудовании, сверенном с эталонными устройствами, устанавливает, критичны ли возникшие погрешности и может ли прибор служить дальше.

Период между такими проверками называется межповерочным интервалом и указывается заводом-изготовителем в паспорте прибора учета. Обычно в случае с бытовыми счетчиками речь идет о нескольких годах. Например, для счетчика горячей воды — это в среднем четыре-пять лет, а для холодной — шесть. Следить за корректностью показаний прибора должен владелец или арендатор квартиры, потому что управляющие компании попросту отказываются принимать показания счетчиков за пределами их межповерочного интервала. И начинают начислять плату по нормативу, которая, как известно, заметно выше, чем по фактическому потреблению.

Что меняется?

Обязанность пользователей счетчиков — следить за тем, чтобы они оставались в межповерочном интервале, — пока никуда не денется. Равно как и контроль со стороны управляющих компаний. Меняется порядок оформления поверочных работ, которые заказывают пользователи приборов учета. Раньше, подтвердив дальнейшую работоспособность счетчика, мастер выписывал соответствующую бумагу, которую нужно было отнести или в ту же управляйку, или в организацию — поставщика коммунального ресурса.

Россиян хотят освободить от контроля за точностью квартирных счетчиков. Что это значит?

Теперь бумага будет выписана только в том случае, если этого попросит заказчик услуги. Но сам факт того, что счетчик поверен и получил одобрение для дальнейшей эксплуатации, теперь может быть подтвержден только в электронном виде. Бумажное свидетельство будет иметь силу стикера на холодильнике — с напоминанием, когда нужно поверить прибор учета в следующий раз.

А силу реального документа получит запись, которую поверитель внесет в федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений — элемент федеральной государственной информационной системы «Аршин», созданной и администрируемой в Росстандарте. Без передачи сведений во ФГИС «Аршин» результаты метрологических работ будут недействительны, пояснил глава Росстандарта Алексей Абрамов.

Для чего это?

Росстандарт называет едва ли не единственную причину перехода на электронное удостоверение поверочных работ. Кроме общего курса на цифровизацию и вот это все, по мнению ведомства, это позволит бороться с махинациями на рынке метрологических услуг. С их попытками сталкивался каждый, кому звонили в дверь или вторгались в почтовый ящик — с предложением поверить счетчики, которое обычно граничит с грозным требованием сделать это немедленно. Свои рекламные объявления эти дельцы действительно научились маскировать под официальные и весьма требовательные бумаги — как и ловко обосновывать запредельно высокие тарифы на свои услуги, которые не факт, что нужны, а во-вторых — что действительно оказывались. Причем особо наглые мошенники могут уже через месяц побеспокоить снова.

Читайте также:  Номер прибора учета счетчика электроэнергии
В России хотят отменить бумажные свидетельства о поверке квартирных счетчиков

Обновленный порядок оформления поверки, по замыслу разработчиков, должен оставить в деле только те юрлица и тех индивидуальных предпринимателей, которые прошли аккредитацию. Без этого просто не получить доступ к тем разделам информационной системы, которые позволяют вносить в нее сведения, подтверждающие, что прибор учета действительно поверен. Задумка в том, чтобы каждый пользователь прибора учета уже через сутки смог сам войти в систему и проверить результат визита поверителя: в системе должны отразиться сведения о счетчике, если ввести его заводской номер. Предполагается, что тем же путем эти сведения будут получать и организации, начисляющие плату за ЖКХ. Что, кстати, также должно избавить пользователей счетчиков от лишней беготни по кабинетам.

Что не так? И как с этим бороться?

Главный вопрос к новому порядку — как собственник или арендатор жилья узнает, что к нему пришел действительно аккредитованный поверитель? Аккредитацией игроков на рынке метрологических услуг занимается отдельная федеральная служба — Росаккредитация. Через ее сайт можно «пробить» конкретную компанию или индивидуального предпринимателя, но сомнительно, что рядовой квартировладелец будет этим заниматься. Тем более пожилые люди, а именно они чаще всего становятся жертвами мошенников.

Способ себя обезопасить, который предлагают в самом Росстандарте, — потребовать от поверителя тут же, в присутствии заказчика услуги по поверке, внести ее результаты в ФГИС «Аршин». И не спешить с расчетом до момента, пока не будет получено подтверждение, что система эти сведения отразила. Вероятно, это не очень понравится тем, кто оказывает услуги. Но расчет как раз на то, что на рынке в конце концов останутся лишь честные игроки, готовые мириться с его особенностями. К слову, у самого Росстандарта в каждом регионе есть подведомственные учреждения — региональные центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которые оказывают услуги по поверке бытовых счетчиков.

Наконец, можно просто прийти в свою управляющую компанию и поинтересоваться там двумя вещами. Первое – это даты окончания межповерочных интервалов приборов учета. Управляйки располагают такими сведениями и, как правило, указывают их прямо в ежемесячных квитанциях об оплате услуг ЖКХ. Зная, что поверка предстоит только через год, а то и через два-три, можно смело посылать подальше любую ушлую фирмешку, которая пытается приказным тоном навязать немедленную проверку точности счетчиков. Второе, в чем может помочь управляющая организация, — дать список организаций, с которыми можно иметь дело.

К слову, до 1 января 2021 года насчет корректности показаний счетчиков можно не переживать вовсе. Из-за пандемии еще весной правительство ввело временный мораторий на проведение плановых поверочных мероприятий. Даже если ваши счетчики уже оказались «просроченными», управляющие организации и поставщики ресурсов обязаны принимать показания до конца 2020 года. Можно предположить, что решение было принято не просто как антикризисная мера, но и в том числе из-за необходимости обеспечить переходный период — чтобы дать возможность Росстандарту устранить слабые места нового порядка обращения с приборами учета.

Читайте также:  Пгу мос ру передать показания электросчетчика

Источник

Можно ли и как проверить счетчик воды в домашних условиях самостоятельно?

Установленный в квартире индивидуальный счетчик на воду помогает экономить средства и оплачивать только ее фактический расход. Иногда у собственника могут возникнуть подозрения о некорректной работе прибора учета.

Чтобы не переплачивать за неиспользованный объем воды, можно проверить правильность показаний счетчика по ее расходу самостоятельно. О том, как проверить счетчик воды в домашних условиях самостоятельно — читайте в статье.

Поверка и проверка — в чем разница?

Отличием поверки от проверки приборов учета являются:

  1. Разные цели – при поверке выявляются и подтверждаются метрологические характеристики. При проверке устанавливается наличие водомера и его невредимость.
  2. Место нахождения прибора – проверка проводится в месте установки прибора, а поверка может быть проведена как на месте без снятия водомера, так и с его снятием для оценки его функциональности в условиях метрологической лаборатории.

Согласно Законодательству, для собственников жилых помещений плановая поверка водомера горячей и холодной воды является обязательным процессом, подлежащим исполнению в определенный срок.

Возможна ли самостоятельная?

Корректность работы водомера можно проверить и самостоятельно. Но полученные результаты всегда будут иметь погрешность. Они могут быть разными при слабом, сильном или среднем напоре воды.

Когда нужна?

Потребность в проверке водомера в домашних условиях возникает в следующих случаях:

  • замечен расход воды сверх привычного объема;
  • запотевание прозрачной крышки корпуса прибора;
  • низкое качество воды, заметное визуально («ржавая» жидкость вследствие большого содержания в ней железа или повышенная жесткость);
  • течи вследствие неисправности санитарно-технического оборудования.

Любая из этих причин может спровоцировать некорректную работу аппарата.

Пошаговая инструкция

При возникновении подозрения на неправильное функционирование водомера, его можно проверить самостоятельно несколькими способами, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.

Не снимая, при помощи специального оборудования

Чаще всего для проверки счетчика воды используется переносное контрольное оборудование «ВПУ Энерго М» или «Водоучет 2М», которое подключается с помощью входного и выходного шлангов. Такими механизмами оснащены специалисты, вызываемые на дом.

Весь процесс проверки проходит по следующим шагам:

  1. Входной шланг присоединяется к прибору и смесителю.
  2. Выходной шланг идет к другой стороне аппарата и в канализацию.
  3. Поступление воды в систему перекрывается, и показатели счетчика считываются.
  4. Осуществляется пропуск 5-6 л воды через оборудование для фиксации показаний механизма и определения его работоспособности.
  5. Количество воды, пропущенное через контрольный аппарат, сравнивается с результатом изменений водомера.

С учетом полученных данных определяется неточность работы механизма. Если она в пределах допустимого, то дается заключение о дальнейшей эксплуатации аппарата. Все результаты заносятся в технический паспорт механизма, а на руки собственнику выдается сертификат соответствия.

Данный метод имеет следующие преимущества:

  • диагностика проводится без демонтажа оборудования;
  • занимает короткое время (в пределах 1 часа);
  • исключается вызов сантехника для снятия прибора;
  • экономия времени на повторную установку и опломбирование водомера;
  • исключается опасность повреждения водопроводных труб при демонтаже счетчика;
  • бюджетная стоимость работы специалиста.

Несмотря на ряд преимуществ домашней диагностики водомера, у этого способа есть главные недостатки:

  • метод не может дать оценку внутреннего состояния механизма;
  • результатом проверки является только оценка неточности в использовании счетчика.

Ввиду отсутствия анализа внутреннего состояния механизма, сбой в его работе может произойти и после проверки.

Читайте также:  Петроэлектросбыт счетчик с гарантией

Используя дополнительный водомер

Для проверки прибора необходим следующий инвентарь:

  1. Дополнительный счетчик, аналогичный основному прибору, который размещается на водопроводном кране.
  2. Емкость, объемом до 10 л жидкости.

Через рабочий водомер пропускается 10 л воды, и показатели счетчика фиксируются. Такой же объем жидкости должен пройти и через дополнительный прибор.

Полученные данные записываются и сравниваются с показателями рабочего прибора. Если выявленная погрешность составляет 1,5-2%, то это считается нормой.

Метод имеет свои преимущества, такие как:

  • простота в техническом исполнении;
  • непродолжительность проверки.

Самостоятельная проверка этим методом имеет ряд недостатков:

  • дополнительные расходы на приобретение второго счетчика;
  • выявляется только погрешность в работе прибора.

С использованием мерной емкости

Такой способ диагностики водомера является самым доступным, легким и быстрым, позволяющим выявить погрешности в работе прибора учета.

Перед началом проверки необходимо подготовить:

  1. Емкость для воды объемом 10 л.
  2. Если нет резервуара с такой вместимостью, можно использовать весы для определения массы воды в емкости.

Для чистоты диагностики необходимо исключить течь воды в бачке унитаза, в котел отопления (при его наличии), перекрыв перед ними вентиль.

Емкость для воды размещается под краном, и фиксируются начальные показания на счетчике. Они будут в виде 3 цифр после запятой, отмеченных другим цветом.

Диагностику счетчика необходимо провести при большом и малом напорах воды. В идеале результаты 2 проверок должны совпасть. Но допускается неточность, которая должна составлять не более 2%.

Такая методика проверки прибора имеет свои плюсы, такие как:

  • отсутствие специального оборудования;
  • наличие емкостей для воды, которые всегда есть в доме;
  • простота методики;
  • отсутствие финансовых затрат.

Заказ процедуры у специалиста

Для проверки аппарата учета необходимо обращаться только в специализированные организации, имеющие разрешительные документы на деятельность.

Пользователь счетчика воды подает заявку в метрологическую организацию, которая направляет мастера со специальным оборудованием на дом.

Заказчику необходимо до прихода специалиста подготовить технический паспорт на механизм и определиться с методом проверки, которая может быть без снятия водомера или с его демонтажем.

После контроля работы счетчика, если погрешность находится в пределах нормы, собственнику выдается документ, подтверждающий разрешение на дальнейшее использование аппарата.

Что делать, если устройство врет?

Если после проверки диагностируется высокая погрешность в деятельности механизма, аппарат требует поверки в условиях метрологической лаборатории на предмет годности или его замены.

В этом случае необходимо провести следующие действия:

  1. Вызвать мастера, написав заявление в специализированную компанию.
  2. Дождаться его для снятия пломбы и демонтажа счетчика, предварительно записав с прибора показания.
  3. Устранить неисправность в условиях метрологической лаборатории или приобрести новый водомер.
  4. Пригласить специалиста и установить на то же место отремонтированный или новый прибор.
  5. Обратиться в управляющую компанию, написав заявление о приеме на баланс счетчика воды.

Если вы хотите узнать больше о счетчиках воды, загляните в этот раздел.

Заключение

Имея в квартире прибор учета расхода воды, собственник должен обращать внимание на его показатели и своевременно делать проверку его работы самостоятельно.

Чем раньше будет замечена некорректность при эксплуатации водомера, тем быстрее будет устранена причина сбоя или замена прибора. А это позволит сохранить финансы в семье и не переплачивать жилищно-коммунальным организациям.

Источник