Меню

Из за чего рассказчик почувствовал будто сквозной ток доходил до него через пространство ночи



Из за чего рассказчик почувствовал будто сквозной ток доходил до него через пространство ночи

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Когда Сергей возвращался из соседней деревни, была звёздная ночь.

2) Мальчик знал, что Сергей плохо знал дорогу на Кара-Сук, поэтому встречал его около дома.

3) Дедушка просил внука зажигать лампу, чтобы в темноте лучше было видно двор.

4) Каждую ночь мальчик зажигал на крыше дома керосиновую лампу, чтобы помочь путникам, заблудившимся в степи.

5) Сергей поблагодарил мальчика за помощь.

(1)В эту ночь Сергей возвращался из соседней деревни. (2)Он шагал прямиком по степи. (3)Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути. (4)Но сумерки сгущались. (5)И горизонт растаял. (6)А скоро совсем ничего не стало видно, даже свою вытянутую руку. (7)И не было звёзд. (8)Глухая тёмная ночь навалилась, как тяжёлая чёрная вата. (9)Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лёг спать в сухой траве.

(10)Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. (11)В лесу даже на ощупь можно отыскать мох на стволе или наткнуться на муравейник и узнать, где север и юг. (12)А здесь темно и пусто. (13)И тишина. (14)Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог.

(15)Сергей поднялся на высокий холм и хотел идти дальше, но вдруг увидел в стороне маленький огонёк. (16)Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко. (17)Сергей повернул на свет. (18)Он думал, что ещё придётся много шагать, но через сотню метров подошёл к низкой глинобитной мазанке*. (19)Огонёк был не светом далёкого окошка, а пламенем керосиновой лампочки. (20)Она стояла на плоской крыше мазанки, бросая вокруг жёлтый рассеянный свет.

(21)Сергей постучал в оконце и через несколько секунд услышал топот босых ног. (22)Скрипнул крючок. (23)Мальчик лет десяти или одиннадцати взглянул снизу вверх на Сергея.

— (25)Мне надо на Кара – Сук, – сказал Сергей.

— (26)Это правее, километра три отсюда. (27)А вы, видимо, не здешний?

— (28)Будь я здешний, разве бы я заблудился? – раздражённо заметил Сергей.

— (29)Случается… (30)Есть хотите?

(32)Мальчик скрылся за скрипучей дверью и сразу вернулся с большим куском хлеба и кружкой молока.

— (33)Ты, что же, здесь один?

— (34)Не… (35)Я с дедом. (36)Отару овец пасём.

— (37)А зачем у вас лампа на крыше горит? – спросил Сергей, прожёвывая хлеб.

— (38)Да так, на всякий случай. (39)Вдруг заплутается кто… (40)А в степи ни огонька.

— (41)Спасибо, — сказал Сергей, протягивая кружку.

(42)Сергей не стал объяснять, что сказал спасибо не за еду, а за огонёк, который избавил его от ночных блужданий.

— (43)Ты каждую ночь зажигаешь свой маяк? – спросил Сергей.

— (44)Каждую… (45)Только дед сердится, что я керосин зря жгу. (46)Я теперь стал рано-рано вставать, чтобы успеть погасить. (47)Дед проснётся, а лампа уже на лавке…

(48)Мальчик негромко засмеялся, и Сергей тоже улыбнулся.

(49)Вскоре Сергей задремал. (50)Когда он проснулся, то увидел, что ночь посветлела. (51)Снова проступили очертания гор, начинался синий рассвет.

— (52)Эй, внук, – донёсся из мазанки стариковский голос, – лампу задул? (53)А то я сегодня рано встаю.

(54)Мальчик вскочил – Сергей весело рассмеялся и протянул ему руку.

—(55)Мне пора… (56)Спасибо за огонёк!

(57)Мальчик смущённо подал маленькую ладонь и покосился на лампу. (58)Она всё ещё горела неподвижным жёлтым огнём.

* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) – детский писатель, автор книг о детях и для детей.

* Мазанка – дом, хата из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему каждую ночь мальчик зажигал на крыше дома керосиновую лампу?»

1) Мальчик боялся темноты.

2) Дедушка просил внука зажигать лампу, чтобы в темноте лучше было видно двор.

3) Мальчик встречал Сергея, который плохо знал дорогу к их дому.

4) Мальчик думал о путниках, заблудившихся ночью в степи.

Сам мальчик рассказал о том, зачем зажигает лампу: (39)Вдруг заплутается кто… (40)А в степи ни огонька.

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Евгения Николаевича Ширяева: «Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Е.Н. Ширяева. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения данного текста: «Спасибо за огонёк!» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1. Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.

Словом можно передать наши чувства и переживания, можно согреть человека, можно ранить. Особенностью русского языка является многозначность слова, характерная для языка художественных произведений. Именно поэтому трудно не согласиться с высказыванием известного лингвиста Евгения Николаевича Ширяева: «Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средства-ми».

Для подтверждения справедливости слов Ширяева обратимся к тексту Владислава Крапивина. В предложении 8 (Глухая тёмная ночь навалилась, как тяжёлая чёрная вата.) с помощью сравнения автору удаётся передать, насколько тёмной, устрашающей была ночь. Для этих же целей служит в том же предложении и метафора «ночь наваливалась». С помощью изобразительно-выразительных средств создаётся неповторимый художественный образ.

Проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что сила воздействия художественного текста на читателя усиливается, когда автор умеет пользоваться словом во всей его многогранности и многозначности.

Читайте также:  Трансформатор понижающего тока 500

2. Еле заметный огонёк керосиновой лампы стал маяком для заблудившегося путника. Этот огонёк, возможно, спас человеку жизнь. Вот почему с особой благодарностью Сергей говорит мальчику: «Спасибо за огонёк!»

Зачем мальчику зажигать керосинку? Зачем понапрасну переводить керосин, который в степи на вес золота? А просто иначе этот герой поступить не мог. Он умеет заботиться не только о себе, но и тех, кто может в нём нуждаться, даже если это случайный путник. Подтверждение этому находим в предложениях 38-40.

И не напрасны оказались старания. Сергею свет лампы очень при-годился, хотя состояние безысходности было уже близко: «Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу». А дед? Он хоть и бурчит за керосин, но сам-то прекрасно понимает, что внук поступает правильно – поведение внука достойно дедовой гордо-сти.

У Юрия Левитанского есть прекрасное стихотворение:

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку —

каждый выбирает для себя.

Из мальчика вырастет настоящий человек, потому что он выбрал правильную дорогу, а огонёк керосиновой лампы – это ещё и огонёк его большой, чистой души.

3. Нравственный выбор — это ситуация, при которой человек должен выбрать, как поступить. Можно поступить так, как велит совесть, как положено по меркам общества, можно послушать совета друга, родителей, можно просто струсить и ничего не делать. От правильного или неправильного выбора-решения зависит и жизнь самого человека, и того, кого этот выбор касается. И выбор этот делает каждый сам, исходя из своих понятий добра и зла, нравственности и безнравственности.

Казалось бы, что стоит зажечь лампу и оставить её на ночь, чтобы она горела? Это нам, привыкшим жить в городе, где огни горят практически круглосуточно, кажется странным. А у мальчика и деда, пасущих отару овец, керосин для лампы был в ограниченном количестве. Несмотря на запрет деда жечь керосин, мальчик оставлял лампу горящей на крыше дома, веря, что его огонёк сможет помочь случайному путнику не заблудиться в степи. Так и произошло с героем Владислава Крапивина: спасительный огонёк избавил рассказчика от ночных блужданий. И так приятно на душе от того, что и дед, оказывается, знал про лампу, и от того, что есть добрые люди, освещающие путь не потому, что велено, а потому, что им так кажется правильно.

Человек учится делать выбор с раннего детства. Любой ребёнок помнит, как легко соврать, сказав, что это кошка разбила вазу, а не он с друзьями; как легко выбросить дневник с двойкой и выдумать невероятную историю похищения его инопланетянами. А вот признаваться и просить прощения очень сложно. Поэтому и учат родители: сделал что-то плохое, не нужно обманывать. Те, кто этот урок не усвоил в детстве, обманывают других всю жизнь. Это их выбор, но жить с такими людьми невыносимо.

Трудно встретить человека, который бы ни разу в жизни не делал выбора. Так устроена наша жизнь, что мы должны принимать решения. Давайте же делать это, прислушиваясь к голосу сердца и совести, чтобы не сожалеть впоследствии о недостойном, неправильном решении.

Источник

Лингвистический анализ рассказа Ю.Бондарева «Мать»: фонетический и лексический уровни

Предметная педагогическая олимпиада

Рассказ Ю.Бондарева « Мать» (из сборника «Мгновения»)

«Кого-то нет, кого-то жаль, к кому-то сердце мчится вдаль…»

Я сел на диван, чтобы успокоиться, потер лоб, и когда стал вспоминать слова любимой песни моей матери, показалось, что в этот миг кто-то думал обо мне с такой любовью и тоской, что вскочил, начал ходить по комнате, не зная, что происходит со мной, готовый плакать, просить прощения. Будто сквозной ток доходил до меня через пространство ночи, преодолевая зимний город, и вдруг я понял, что это она, моя старая мать, лежавшая сейчас там, в неприютной больнице, одна, беззащитная перед болью, в забытьи думала обо мне с безмерной любовью, которая бывает на земле только у матерей. Но когда и где я впервые слышал эту простенькую грустную мелодию и почему слова ее были связаны с матерью?

И мне стало представляться, как она босиком ходила по глиняному полу, тонкая, в белой кофточке, напевала негромко прелестным голосом: «Кого-то нет, кого-то жаль, к кому-то сердце мчится вдаль», останавливалась возле окна, улыбалась, поднимала лицо к среднеазиатскому солнцу, сквозившему через ветви карагача. Я видел ее прозрачные от обильного света глаза, ее губы, которые будто влюбленно произносили молитву, говорили о когда-то молодой грусти этому утру, солнцу, плещущему арыку: «Я вам скажу один секрет: кого люблю, того здесь нет…» А я, до восторга влюбленный в мать, не мог понять, кого не было с ней рядом, кого ей было жаль, к кому стремилось ее сердце: ведь отец редко бывал в отъезде. Он боготворил мать, был предан дому, отличался веселым нравом. Порой он носил ее, как ребенка, на руках, целуя ее волосы, а она почему-то обреченно прижималась щекой к его груди.

Однажды услышал я, что она плакала за ширмой, свернувшись калачиком на диване, и, испуганный, бросился к ней, закричал: «Мама, не надо!» Со страхом увидел ее слипшиеся, ресницы, но мать попыталась улыбнуться мне, потом, обняв, начала гладить мою голову нежными пальцами и говорила шепотом, что отчего-то взгрустнулось, но вот прошло, миновало…Но почему иногда тосковала она? В какие дали, к кому тянуло ее? Всю жизнь она верно прожила с отцом, и я не узнал ее тайну…

А теперь в беспамятстве, на больничной койке, она витала над краем пропасти, и, видимо, в момент краткого просветления вспомнила обо мне с той любовью, с той непереносимой виной в душе. И я ходил по кабинету, стонал, кусал губы, чтобы одной болью заглушить другую, не зная, чем помочь ей, облегчить ее страдания, и бормотал, как в беспамятстве, незатейливые эти слова:

– Кого-то нет, кого-то жаль…

Наверное, не только у меня бывали минуты, когда не приходило спасение от самого себя.

Лингвистический анализ рассказа Ю.Бондарева «Мать»

1. Информация об авторе.

Юрий Васильевич Бондарев – известный русский советский писатель и сценарист, член Союза писателей СССР, участник Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда, лауреат многих Государственных и литературных премий, общественный деятель. В 1942 году, пройдя ускоренный курс артиллерийской подготовки, молодой лейтенант будет защищать Сталинград, где и получит первое ранение, участвовать в боях за Киев и Житомир, освобождать Польшу и Чехословакию. После войны он напишет о том, что пережил сам: о потере друзей, солдатской дружбе, нравственном выборе и благородстве. Может быть, поэтому произведения Юрия Васильевича Бондарева, такие как «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Последние залпы», «Выбор», и кинофильмы «Офицеры», «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики», рассказывающие о подлинном героизме и удивительном мужестве защитников Отечества, навсегда вошли в историю отечественной и мировой литературы и культуры.

Читайте также:  Нормальный ток утечки в автомобиле ваз 2110

2. Фонетический уровень.

Как известно, русская фонетическая система необычайно гибкая и выразительная. В рассказе «Мать» Ю.В. Бондарев использует такие средства фонетической выразительности, как анафора, ассонанс, аллитерация, звуковой символизм и словесную инструментовку текста.

Пример из текста

Цель использования

Кого-то нет, кого-то жаль, к кому-то сердце мчится вдаль …

Я видел … Я вам скажу … А я, до восторга …

Подчёркивает «таинственность», неопределённость грусти матери.

Придаёт выразительность и личные страстные переживания героя.

… как Она бОсикОм хОдила пО глинянОму пОлу, тОнкая, в белОй кОфтОчке, напевала негрОмкО прелестным гОлОсОм …

Помогают создать образ матери, лёгкий, «тонкий», душевный, певучий.

БуДТо СквоЗной Ток ДохоДил До меня …

Повтор данных звуков создаёт ощущение движения электрического тока по проводам

4. Звуковой символизм

… и вдруг я понял, что это ОнА, мОЯ стАрАЯ мАть, лежАвшАЯ сейчАс тАм, в неприютнОй бОльнице, ОднА, беззАщитнАЯ перед бОлью, в зАбытьи думАлА ОбО мне с безмернОй любОвью, кОтОрАЯ бывАет на земле тОлькО у мАтерей.

Повтор звуков А-О вызывает у читателя зрительный образ страха, боли, одиночества.

5. Словесная инструментовка

И я ходил по кабинету, СТонал, кусал губы, ЧТобы оДНой болью заГЛушить ДРугую, не ЗНая, чем помочь ей, оБЛеГЧить её СТРадания, и боРМотал, как в беСПамяТСТВе, незатейливые эти СЛова…

Обилие труднопроизносимых звуковых сочетаний ЧТ, ДР, БЛ, РМ, СТР, ГБ, СТ, ТСТВ передают душевные переживания, безысходность героя, которые выражаются в постоянном движении.

3. С какой целью автор использует средства фонетической выразительности?

Средства фонетической выразительности усиливают звуковую образность речи и художественного произведения. В рассказе Ю.В.Бондарева «Мать» главный герой вспоминает слова любимой песни матери: «Кого-то нет, кого-то жаль, к кому-то сердце мчится вдаль…» Анафора, использующаяся в данной строчке, подчёркивает «таинственность», неопределённость грусти матери. Сын так и не понял, отчего плакала его мать, о чём тосковала.

Читаем текст, и перед нами предстаёт образ женщины. Ассонанс помогает представить нам мать молодой, улыбающейся женщиной, которая «б О сик О м х О дила п О глинян О му п О лу, т О нкая, в бел О й к О фт О чке, напевала негр О мк О прелестным г О л О с О м …» А сейчас это старый больной человек, одинокий, нуждающийся в помощи, находящийся в больнице со своими страхами и «болями». Созданию образа старой матери способствует звуковой символизм: « … м ОЯ ст А р АЯ м А ть, леж А вш АЯ сейч А с т А м, в неприютн О й б О льнице, О дн А , безз А щитн АЯ перед б О лью, в з А бытьи дум А л А О б О мне с безмерн О й люб О вью, к О т О р АЯ быв А ет на земле т О льк О у м А терей». Звуковой символизм признают не все исследователи-литературоведы, хотя с тем, что звуки могут вызывать зрительные ассоциации, соглашаются.

Главный герой переживает, волнуется, нервничает, когда думает о том, что его мать сейчас в больнице, одна. Он чувствует её любовь и тоску, которая доходила до него сквозь «пространство ночи», передавая свои ощущения с помощью аллитерации: «Бу ДТ о С кво З ной Т ок Д охо Д ил Д о меня …» Словесная инструментовка отдельных фраз позволяет передать состояние героя: «И я ходил по кабинету, СТ онал, кусал губы, ЧТ обы о ДН ой болью за ГЛ ушить ДР угую, не ЗН ая, чем помочь ей, о БЛ е ГЧ ить её СТР адания, и бо РМ отал, как в бе СП амя ТСТВ е, незатейливые эти СЛ ова…» Благодаря обилию труднопроизносимых сочетаний ЧТ, ДР, БЛ, РМ, СТР, ГБ, СТ, ТСТВ автор дорисовывает образ взрослого сына, который не находит себе места, не может спать, зная, что где-то в больнице лежит его мать.

Таким образом, средства звуковой выразительности помогают Ю.В.Бондареву при создании художественных образов и показывают нам, читателям, насколько сильно развито у автора чувство художественного вкуса, такта и меры. Умелое сочетание возможностей гласных и согласных звуков придают тексту особое благозвучие, лёгкость чтения.

4. Лексический уровень. Общая характеристика лексики миниатюры.

Основу рассказа Ю.В.Бондарева «Мать» составляет стилистически нейтральная и общеупотребительная лексика, на фоне которой легче заметить стилевые отличия. Встречается эмоционально-оценочная лексика, которая отражает отношение героя к матери. Это слова с суффиксами субъективной оценки: в кофточке, простенькую, калачиком . В последней части рассказа нельзя не обратить внимание на обилие книжной лексики, стилистически окрашенной, придающей тексту возвышенное и торжественное звучание: в беспамятстве, витала, в момент просветления, облегчить страдания, спасение . В других частях текста тоже есть книжная лексика, но её совсем немного ( преодолевая, боготворил, миновало ), а конец произведения, благодаря высокой книжной лексике, звучит торжественно, передавая читателям важность этого момента: это момент переосмысления жизни, осознания роли матери в жизни героя. Рассказывая нам об одном из эпизодов своей жизни, автор использует разговорные слова: взгрустнулось, но вот прошло, тосковала, тянуло, незатейливые . Мы как будто слышим речь его матери, простой необразованной женщины, доброй, ласковой и любящей. «А я , до восторга влюблённый в мать, не мог понять, кого не было с ней рядом, кого ей было жаль , к кому стремилось её сердце: ведь отец редко бывал в отъезде». Большое количество личных местоимений в пределах одного предложения, наряду с другими разговорными словами, передают переживания героя, раскрывают его внутренний мир. Заимствованная лексика (ветви карагача , плещущему арыку ) встречается в той части текста, где автор рассказывает о жизни в Средней Азии, поэтому можно сказать об уместном использовании слов-тюркизмов.

В миниатюре «Мать» Ю.В.Бондарев для экспрессивно-стилистической выразительности текста использует контекстные синонимы, которые показывают нам многомерность и неоднозначность событий, а также сам процесс авторской рефлексии. В первой части рассказа, когда герой думает о матери, он вскакивает с дивана, начинает ходить, «готовый плакать, просить прощения ». Во второй части, создавая светлый образ матери, автор использует контекстные синонимы: в белой кофточке, прозрачные от обильного света глаза. В заключительной части текста мы дважды в пределах одного предложения сталкиваемся с градацией: «И я ходил по кабинету, стонал , кусал губы , чтобы одной болью заглушить другую, не зная, чем помочь ей, облегчить её страдания». Синонимы « простенькая мелодия», « незатейливые слова» подчёркивают лёгкость, простоту той песенки, которую напевала мать. Интересен синонимический ряд: в начале текста мать думала «обо мне с такой любовью и тоской », в середине — «я не узнал её тайну », в конце – «вспомнила обо мне с той любовью, с той непереносимой виной в душе». Мы становимся свидетелями того, как ТОСКА становится ТАЙНОЙ, а затем ВИНОЙ матери перед сыном.

Читайте также:  Трансформатор тока как выбрать номинал

Антонимы « в беспамятстве » — «в момент просветления », « сел , чтобы успокоиться» — « вскочил , готовый плакать, просить прощения» уточняют мысль автора, делают её ярче, образнее. Антонимы стараямолодая образуют антитезу вместе с другими контекстными антонимами: старая мать, лежавшая … в больнице, в забытьимолодая грусть матери, которая ходила, напевала, улыбалась .

Рассказ «Мать» Ю.В. Бондарева вызывает сопереживание, эмоциональный отклик в душе читателя, благодаря авторским средствам выразительности.

Источник

Сочинения к варианту №36 ОГЭ-2021

Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 «Типовые экзаменационные варианты» под редакцией И. П. Цыбулько.

Начало текста

Генка вздыхал и спрашивал:
Папа, ты в отпуске или в командировке?
В отпуске.

Сочинения к варианту №36 ОГЭ-2021

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Генриетты Григорьевны Граник: «Знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем можно записать буквами».

Г.Г. Граник отмечает, что знаки препинания могут выразить больше смысла, чем буквы. Какова же роль пунктуации в русском языке? Обратимся к тексту В.П. Крапивина.

Например, в 17 предложении запятые отделяют друг от друга однородные образные определения. С помощью эпитетов отец мальчика описывает тайгу. Знаки препинания в данном случае выполняют разделительную функцию, то есть разбивают предложение на смысловые отрезки. Благодаря этому читатель понимает, что персонаж восхищается величием тайги.

В конце 52 предложения поставлено многоточие. Этот знак препинания придаёт речи эмоциональную окраску. Мальчик ещё никогда не видел тайгу, но он пытается представить её по рассказам отца. С помощью многоточия и передаётся внутреннее напряжение главного героя.

Таким образом, без пунктуации было бы сложно понимать смысл того или иного высказывания. Знаки препинания нередко помогают автору передать чувства и переживания своих персонажей.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 53 текста: «И казалось Генке, что там, вдвоём с отцом, они будут ближе друг другу».

Смысл 53 предложения я понимаю так: Генка, герой произведения В.П. Крапивина, мечтает стать ближе к отцу. Именно поэтому ему так хочется поехать вместе с ним в тайгу.

Отец мальчика надолго уезжал из дома, но никогда не брал с собой сына. Генке же хотелось больше времени проводить с близким человеком, поэтому он постоянно просил его рассказать о своей непростой работе. В 22-23 предложениях отец даёт сыну обещание, что возьмёт его в тайгу, когда он станет настоящим человеком.

Герой В.П. Крапивина считает работу более важной и тяжёлой, чем учебная деятельность. Генка чувствует обиду за пренебрежение к тому, что в данный момент кажется ему важным. Желанная поездка в тайгу в очередной раз откладывается. В 55 предложении отмечается, что основная причина – «плохие оценки в дневнике». Однако читатель понимает: истинная проблема заключается в отсутствии взаимопонимания между отцом и сыном.

Таким образом, в первую очередь Генка хотел быть рядом с человеком, которого ценит и любит. Общение с отцом было для него важнее самой поездки. Каждый из нас нуждается в заботливом и внимательном отношении, а главное – во взаимопонимании с близкими.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОПОНИМАНИЕ?

Почему людям важно понимать друг друга? Это талант, который помогает делать процесс общения более эффективным и комфортным для каждой из сторон. Чтобы этого достичь, важно уметь ставить себя на место собеседника.

В тексте В.П. Крапивина говорится о сложных взаимоотношениях между отцом и сыном. Едва ли инженер-строитель, надолго уезжающий в командировки, замечает ту дистанцию, которую остро ощущает мальчик. Генке очень хочется поехать в тайгу, потому что он надеется на сближение со своим отцом (предложения 52-55). Таким образом, взаимопонимание – это ключ к сердцу близкого человека.

В произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» герои также не понимают друг друга. Заглавный персонаж живёт согласно принципу: «Нет уз святее товарищества». Его сын Андрий превыше всего ставит любовь. Разные взгляды на жизнь становятся причиной трагедии: отец убивает своего сына.

В заключение хочется сказать, что людям важно понимать друг друга, чтобы избегать конфликтных ситуаций и не совершать неисправимых ошибок. Взаимопониманию нужно учиться всю жизнь.

Источник

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
  • Вариант 1:
  • Часть речи: Глагол в личной форме
  • Начальная форма: ВСТАВИТЬ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ТЕКСТ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ПОЛ
  • Все характеристики

    Слово может быть разобрано в 4-х вариантах

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Наречие
  • Начальная форма: ВЫШЕ
  • Вариант 2:
  • Часть речи: Предлог
  • Начальная форма: ВЫШЕ
  • Вариант 3:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ВЫША
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Инфинитив
  • Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Прилагательное
  • Начальная форма: синтаксический
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: РАЗБОР
  • Все характеристики

    Характеристика предложения

    По цели высказывания
    По интонации (по эмоциональной окраске)
    По количеству грамматических основ
    По количеству главных членов предложения
    По наличию второстепенных членов

    О инструменте

    После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

    Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

    Какой вариант разбора выбрать?

    Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

    Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

    Пример ситаксического разбора слова

    Часть речи сверху слова

    Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

    Источник