Меню

Индикатор протекания тока короткого замыкания



Как индикаторы короткого замыкания (ИКЗ) помогают экономить время и деньги?

индикатор короткого замыкания, ИКЗ

В этом материале мы рассмотрим, зачем нужны индикаторы тока короткого замыканиям, по какому принципу они работают и как их применение помогает энергетикам экономить деньги и время!

Сегодня в энергетике России наблюдается явный дисбаланс финансирования и обслуживания распределительных сетей различных уровней мощности. Источники генерации электроэнергии, а также распределительные сети высокого класса мощности имеют приоритет в субсидировании.

Электрические сети среднего класса напряжений (мощностью 6 – 35 кВ) наиболее изношены, оборудование и линии электропередач порой насчитывают десятки лет. В таких условиях значительно возрастает число аварий ЛЭП, обусловленных влиянием неблагоприятных условий окружающей среды. Наибольшее число обрывов случается во время обледенения. Упавшие ветки деревьев способны запутать провода, вызвав короткое замыкание. Пробои изоляторов и другие причины коротких замыканий очень усложняют работу инженеров и монтёров, обслуживающих эти линии.

индикаторы тока короткого замыкания

Чаще всего приборы для мониторинга линий электропередач отсутствуют, и место возникновения замыкания приходится определять визуально, что отнимает много времени и ведёт к длительному отключению электроснабжения. В связи с этим возникает необходимость в применении специального оборудования, способного определить обрыв и замыкание на линии, а также указать место аварии.

Как работают индикаторы короткого замыкания?

Для устранения этих проблем в развитых странах широко применяются индикаторы короткого замыкания (ИКЗ). В зависимости от назначения, выпускаются эти устройства следующих типов:

  • ИКЗ, устанавливаемый в ячейку Контрольно-распределительного устройства подстанции. Сигнализирует о повреждении кабельных, а также воздушных линий электропередач.
  • ИКЗ, монтирующийся на опору ЛЭП. Используются для мониторинга воздушных линий.
  • ИКЗ для установки на провод линии. То же назначение.
  • ИКЗ для монтажа на кабеле высокого напряжения.

Технологий определения тока короткого замыкания существует множество. Некоторые индикаторы (например, роторного типа), после срабатывания нужно перезапускать. Эти индикаторы имеют в своём устройстве пружину, удерживающую ротор, пока ток КЗ не преодолеет её силу и не заставит индикатор сработать.

Другие индикаторы (жидкостного типа) состоят из жидкости и гранул, содержащихся в прозрачном корпусе. Под воздействием магнитного поля КЗ гранулы смешиваются с жидкостью, окрашивая её. Спустя четыре часа после устранения КЗ, гранулы отделяются, и жидкость приобретает свой первоначальный цвет.

Индикаторы, предназначенные для установки на провод, самостоятельно способны определять порог срабатывания путём автонастройки.

ИКЗ для установки на провод

ИКЗ для установки на провод

Как ИКЗ экономят деньги?

Потребление электроэнергии населением в последние годы значительно возросло. Множество бытовых электроприборов, используемых населением, техника заводов и предприятий заставляют энергосеть работать на пределе возможности. В таких условиях аварии в системе электроснабжения неизбежны, учитывая её состояние.

Как уже упоминалось, место обрыва или замыкания линии электропередач, в нашей стране определяется дедовским методом. Оперативно-выездная бригада едет и осматривает линию, пока не найдёт проблемное место. Принимая во внимание, что страна наша очень просторна, расстояние между населёнными пунктами часто достигает несколько десятков километров. Следовательно, чтобы просто объехать такую высоковольтную линию, потребуется много часов. А учитывая, что аварии на линии случаются отнюдь не в хорошую погоду, то передвижение по нашему бездорожью займёт ещё больше времени.

Как ИКЗ экономят деньги?

Кроме того, длительный недоотпуск электроэнергии потребителям приводит к убыткам. Количество жалоб в таких условиях возрастает, что может привести к наложению штрафов на энергоснабжающую организацию.

Применение в энергетике индикаторов короткого замыкания, позволяет значительно снизить расходы на оплату рабочего времени монтёров оперативно-выездных бригад, амортизацию транспорта, расходов на горюче смазочные материалы для техники. При использовании ИКЗ в системе распределительных сетей, устранение неисправности сводится к непосредственному выезду бригады к месту аварии и восстановлению целостности линии.

Современные технологии ИКЗ, способны немедленно передать на пульт диспетчера информацию не только о повреждении, а и о месте его локализации. Статистически определено, что использование индикаторов короткого замыкания сокращает время поиска неисправности более чем в два раза, а на некоторых участках – в три раза. Срок окупаемости такого оборудования не превышает два с половиной года, при условии приобретения аппаратуры надёжных, проверенных фирм.

Какие индикаторы короткого замыкания купить?

индикаторы короткого замыкания купить

На рынке специального оборудования для электросетей средней мощности особое место занимает германская компания Horstmann GmbH. Основанная в 1946 году, она накопила богатейший опыт в данной области. Традиционное немецкое качество и разработки лучших мировых специалистов вывели продукцию фирмы Horstmann в первый ряд среди устройств такого рода.

Рассмотрим номенклатуру ИКЗ производства Horstman:

Серия ИКЗ

Порог чувствительности, А

Время реагирования, мс

Температура эксплуатации, °С

Источник

Экономическая эффективность внедрения индикаторов короткого замыкания в распределительных сетях 6-35 Кв

Оценивается технико-экономическая эффективность внедрения и срок окупаемости индикаторов короткого замыкания в электрических сетях 6-35 кВ. В статье анализируются параметры функционирования энергетической системы с индикаторами и без них, полученные в «Центральных электрических сетях» и «Троицких электрических сетях» ОАО «МРСК Урала» — «Челябэнерго» и ОАО «МРСК Центра» — «Белгородэнерго».

В этих энергетических системах при установке индикаторов короткого замыкания в воздушных или кабельных линиях электропередач зафиксировано сокращение времени отыскания места короткого замыкания, недоотпуска электроэнергии и затрат на отыскание места повреждения в примерно два раза. При внедрении различных приборов, способных передавать данные об аварии на диспетчерский пункт или в систему SCADA с помощью радиоканала или GSM/GPRS-связи, эффективность системы возрастает ещё сильнее. Оснащение сетей такими приборами позволит энергетическим компаниям избежать штрафов и снизить количество жалоб и претензий от потребителей.

Введение

В XXI веке развитие техники и технологии идёт быстрыми темпами. В том числе и в российскую энергетику постоянно приходят новые материалы и новые изобретения. Однако перед тем как внедрять новинки в существующую систему, надо понять, зачем мы это делаем и что нам это даст. При оценке целесообразности внедрения новой техники учитывают три компонента: технический, социальный и экономический. Технический компонент характеризует то, насколько технически прогрессивно нововведение. Прогрессивная конструкция или технология не должны уступать лучшим отечественным и зарубежным образцам. Социальный компонент показывает, насколько новая техника влияет на экологическую ситуацию и на условия труда. Экономическая составляющая характеризует экономический эффект, который получит народное хозяйство от внедрения данного нововведения в конкретных условиях. Именно этот компонент имеет наиболее легко исчисляемое количественное (денежное) выражение.

Так сложилось, что в современной российской энергетике простых, устаревших технологий больше всего в электрических сетях мощностью 6-35 кВ. При этом от функционирования этих участков сети во многом зависит надёжность системы энергоснабжения, поскольку непосредственно от них идёт питание к большей части конечных потребителей. Хотя электросети более высокого класса напряжений (110-220 кВ) во многом уже снабжены современным оборудованием и средствами АСУ ТП и РЗА, воздушные линии и подстанции 6-35 кВ по степени оснащенности последними новинками технического прогресса заметно проигрывают. Но именно электросети низкого класса напряжения обладают большей суммарной протяженностью и сложной системой ветвления, организованного различными способами.

Очевидно, что в энергетическую систему России следует внедрять технические новшества, способствующие бесперебойной работе сетей 6-35 кВ. Учитывая, что воздушные линии этих сетей весьма подвержены авариям за счёт пробоя изоляторов, обледенения, обрыва электропроводов, упавших на провода деревьев и других источников коротких замыканий, необходимо внедрять приборы, способные оперативно указать место повреждения линии, вследствие чего, угроза длительного отключения электроснабжения будет сведена к минимуму. Одним из перспективных изобретений являются индикаторы короткого замыкания ИКЗ, предназначенные для определения местоположения короткого замыкания и мониторинга состояния воздушных линий распределительных сетей напряжением 6-35 кВ. Рассмотрим более подробно целесообразность внедрения этой новинки.

Технологическая целесообразность внедрения

Хотя идея производства и внедрения индикаторов короткого замыкания разрабатывается совсем недавно, в настоящий момент подобные приборы уже производятся фирмами многих стран. В США производством индикаторов короткого замыкания занимаются фирмы Power Delivery Products, Eaton’s Cooper Power Systems, Smart Grid Solutions и Schweitzer Engineering Laboratories, в Германии — Horstmann и Elektro-Mechanik, в Норвегии — Nortroll, в Австралии — GridSense. В России патент на индикаторы короткого замыкания получен компанией «АНТРАКС». Она же выпускает несколько линеек индикаторов короткого замыкания (ИКЗ). Все компании в своих приборах используют различные механизмы определения тока короткого замыкания. Технологически отечественная разработка не уступает и даже опережает зарубежные. Это видно из сравнения технической документации на сайтах производителей. Как и у лучших зарубежных компаний, у российского производителя есть комплекты приборов для установки на столб ЛЭП, на провода ЛЭП и в ячейку КРУ. Таким образом, с помощью прогрессивной российской разработки можно организовать комплексный контроль распределительных сетей 6-36 кВ.

Социальная целесообразность внедрения

Внедрение индикаторов короткого замыкания в российской энергетике улучшает социальную обстановку в общественном плане за счёт значительного сокращения времени ликвидации аварии, следовательно и времени отключения потребителей. Кроме того, внедрение индикаторов короткого замыкания способствует улучшению социальной обстановки в индивидуальном плане, заметно облегчая труд специалистов оперативно-выездных бригад. Следует отметить, что сокращение выездов, ремонтной техники (особенно объездов линий целиком) уменьшает урон окружающей среде, в частности в зонах черноземов, болот и тундры. А это колоссальная проблема в условиях российского бездорожья.

Рассматривая в совокупности технические, социальные и экономические показатели целесообразности внедерения новой техники, мы узнаем технико-экономическую эффективность мероприятия — конечный критерий оценки внедрения новой техники. Чаще всего количественно оценивают только экономический фактор — экономическую эффективность, поэтому давайте рассмотрим её поподробнее, как наиболее точно оцениваемый показатель.

Экономическая эффективность внедрения индикаторов короткого замыкания в воздушной сети (опыт филиала ОАО «МРСК Урала» — «Челябэнерго»)

Экономическая эффективность характеризуется соотношением экономического эффекта, полученного в течение года, и затрат, обусловленных проведением данных мероприятий. Проанализируем получаемый экономический эффект от внедрения индикаторов короткого замыкания на основе данных, полученных в производственных условиях филиалов ОАО «МРСК Урала» — «Челябэнерго»: «Центральные электрические сети» и «Троицкие электрические сети» в 2011 году.

Читайте также:  Перевести силу тока из мка в а

В «Центральных электрических сетях» филиала ОАО «МРСК Урала» — «Челябэнерго» по оценке начальника службы распределительных сетей износ основных производственных фондов на 2011 год составлял 66%. При этом количество отключений в распределительных сетях напряжением 6-10 кВ за 2011 год выросло на 16% по сравнению с 2010 годом. В «Центральных электрических сетях» было установлено 3 комплекта индикаторов короткого замыкания. На примере установки одного из них на участке воздушной линии 10 кВ (фидер 14 «Ферма» — ПС 35/10 кВ «Мирная» — участок в среднем с тремя авариями в год), были получены следующие данные:

Показатель До установки индикаторов После установки индикаторов
Замыкание на отпаечной ВЛ Замыкание на магистральной ВЛ
Протяженность объезда и осмотра ВЛ 22 км 12 км 10 км
Время отыскания повреждения 66 мин 35 мин 30 мин
Недоотпуск э/э кВтч/год 597 кВтч 321 кВтч 271 кВтч
Затраты на отыскание места повреждения руб/год 14 846 руб 7 897 руб 6 871 руб

Установленные индикаторы позволили выявлять область повреждения на «отпайке» или магистральной ВЛ. Это уменьшило время отыскания повреждения, и соответственно недоотпуск электроэнергии. До установки индикаторов затраты на отыскание места повреждения на этой воздушной линии в «Центральных электрических сетях» составляли 14 846 рублей в год. То есть примерно 675 рублей на каждый километр, осмотренный специалистам оперативно-выездных бригад электросетей, включая заработную плату, оплату горючего и износа спецтехники. Близкие показатели получились и у начальника службы распределительных сетей ПО «Троицкие электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» — «Челябэнерго». Там до установки индикаторов неисправности затраты на отыскание места повреждения на воздушной линии длиной в 23 км в «Троицких электрических сетях» составляли около 12900 рублей в год, то есть примерно 560 рублей на каждый километр. После установки индикаторов в «Центральных электрических сетях» время отыскания повреждений снизилось более чем в два раза. Соответственно, недоотпуск электроэнергии и затраты на отыскание места повреждения при возникновении аварийной ситуации снизились более чем в два раза. Похожие результаты получены в «Троицких электрических сетях», где затраты на поиск места повреждения на ВЛ-10 кВ сокращаются минимум в 2 раза, время отключения потребителей и недоотпуск электроэнергии так же сократятся не менее чем на 50%.

Срок окупаемости индикаторов короткого замыкания

При внедрении индикатора неисправности на воздушных линиях 6-10 кВ при протяженности объезда и осмотра ВЛ в 22 километра, экономический эффект в течение года составил около 7 тысяч рублей. При этом в рассматриваемом варианте были использованы простейшие индикаторы 110 Eµ, требующие визуального осмотра линии, аналогичные индикаторам ИКЗ-1 производства компании «АНТРАКС». При рыночной стоимости прибора ИКЗ-1 в 18 000 рублей, его внедрение окупается приблизительно за 2,5 года. Очевидно, что, при увеличении длины участка ВЛ, который необходимо осматривать в случае аварии, а также при расположении участков «отпаек» ВЛ в труднодоступных местах, установка индикатора короткого замыкания ещё более сократит время и затраты на отыскание места повреждения, и, следовательно, значительно увеличит экономический эффект от установки одного прибора. Также увеличится экономический эффект установки индикатора и на участках с более высоким числом коротких замыканий в год.

Сокращение времени восстановления электроснабжения и недоотпуска электроэнергии при использоваении ИКЗ

Сокращение времени отыскания повреждениям как минимум в два раза при установке индикатора короткого замыкания — очень важный фактор. При этом сокращается и время отключения потребителей, что очень актуально для выполнения современной программы сокращения времени восстановления электроснабжения при аварии. Согласно этой программе МОЭСК берет на себя социальные обязательства сократить время полного восстановления электроснабжения в случае аварии с 216 до 160 минут, то есть на 26%. Использование индикаторов короткого замыкания в распределительных сетях ВЛ 6-35 кВ позволяет сократить это время минимум на 40%, как показали испытания, а значит выполняет задачу сокращения среднего времени восстановления электроснабжения в МОЭСК. Это позволит энергетическим компаниям избежать штрафов и снизить количество жалоб и претензий от потребителей.

При установке и эксплуатации более сложных модификаций приборов ИКЗ, производимых компанией «АНТРАКС», экономическая эффективности заметно увеличится, поскольку, при незначительном увеличении их стоимости, значительно возрастает их функциональность. При возникновении аварии они самостоятельно передают данные диспетчеру РЭС по различным каналам связи, определяют аварийную фазу и другими методами способствуют сокращению времени поиска места повреждения и восстановления подачи энергии. А это значит, что они способствуют и сокращению недоотпуска электроэнергии, который, как мы видим из предыдущих расчетов, в «Центральных электрических сетях» филиала ОАО «МРСК Урала» — «Челябэнерго» в среднем при аварии на воздушных линиях электропередач напряжением 6-10 кВ составил 597 кВтч/год. Недополученные средства за недоотпуск электроэнергии при внедрени ИКЗ тоже значительно уменьшатся, более чем в два раза.

Использование индикаторов короткого замыкания в ячейках КРУ (опыт филиала ОАО «МРСК Центра» — «Белгородэнерго»)

Использование более интеллектуальных моделей ИКЗ-2, ИКЗ-3 или ИКЗ-К1, передающих информацию о конкретном месте аварии на пульт диспетчера, в систему телемеханики или в систему SCADA, позволяет максимально быстро провести мероприятия по восстановлению электроснабжения, а, значит, ликвидирует опасность штрафов за недоотпуск для энергоснабжающей компании. Не менее эффективно и использование индикаторов короткого замыкания для ячеек КРУ. Заместитель начальника ОТС ЦУС Филиала ОАО «МРСК Центра» — «Белгородэнерго» сделал расчёт изменения показателей при установке индикаторов короткого замыкания для ячеек КРУ на кабельной линии 6 кВ фидер «Город 3» — ПС «Белгород» (8 ТП, нагрузка 650 кВт):

Показатель До установки индикаторов После установки индикаторов
Время восстановления электроснабжения 1,84 час 1 час
Недоотпуск э/энергии кВтч/год 1196 кВтч 650 кВтч
Горюче-смазочные материалы 60 минут в пути 40 минут в пути

Очевидно, что время отключения потребителей и недоотпуск электроэнергии сократились на 40%, также на треть уменьшились расходы на горюче-смазочные материалы для специалистов выездных бригад.

Внедрение индикаторов короткого понижает трудозатраты, поскольку отпадает необходимость большого количества специалистов оперативно-выездных бригад. Кроме того, упрощаются работа этих специалистов, поскольку индикатор можно поставить на хорошо просматриваемом месте, и им не придётся бороться со сложным рельефом местности и объезжать всю линию в целом. Значительно снижается износ оборудования.

Заключение

Сегодня перед российской энергетикой как никогда остро стоит вопрос повышения надёжности, энергоэффективности и освоения новых технологий. В современном мире энергетика является основой развития базовых отраслей промышленности, растут требования обеспечения непрерывного электроснабжения ответственных потребителей и финансовая ответственность перед ними. Все более высокие требования предъявляет общество к энергоснабжающим компаниям, в частности дальнейшего сокращения времени полного восстановления электроснабжения при авариях. Но силы природы, напротив, с каждым годом всё более противоречат человеку, способствуя коротким замыканиям на линиях электропередач посредством обрыва проводов ураганом и обледенением, падением деревьев и ветвей на провода, затоплениями и повреждениями кабеля. Сберечь энергетикам деньги сможет, прежде всего, быстрое противодействие силам природы, а значит использование индикаторов короткого замыкания. В этой статье наглядно показано, с использование данных от работы реальных приборов в реально существующих участках распределительных сетях 6-35 кВ, технико-экономическая эффективность внедрения индикаторов короткого замыкания.

Источник

Умный сайт для вашего энергокомплекса

Индикаторы короткого замыкания: обзор российского рынка изделий для контроля воздушных линий электропередачи

обзор российского рынка изделий для контроля воздушных линий электропередачи

Индикаторы короткого замыкания: с помощью чего искать повреждения воздушных линий в России

Рост количества погодных аномалий и ограниченное финансирование заставляют расширять использование современного оборудования. Рассмотрим доступные в России востребованные устройства: индикаторы короткого замыкания (ИКЗ) для воздушных линий электропередачи.

Устройства для индикации повреждений воздушной линии могут иметь разную конструкцию, но все они выполняют одну основную задачу — экономят деньги и время, о чем мы рассказывали ранее. В случае аварии на линии приходится проводить обход с визуальной инспекцией проводов, причем обычно в условиях плохих дорог и атмосферных осадков. Индикаторы коротких замыканий (ИКЗ) облегчают эту работу. На российском рынке присутствуют ИКЗ ведущих международных компаний, а также отечественных производителей. У каждого бренда свои особенности, которые могут быть полезны в разных условиях.

Некоторые бренды на рынке России

Немецкая компания Horstmann GmbH является одним из лидеров в разработке комплексных систем для индикации повреждений воздушных линий. Бренд производит все основные типы ИКЗ для разной силы тока, включая визуальные индикаторы, крепящиеся на проводах, а также системы дистанционного мониторинга.

«АНТРАКС». Это российская научно-производственная компания полного цикла с более чем 20-летним опытом работы. Крупнейший отечественный поставщик ИКЗ. У компании есть патентованная технология обнаружения повреждений ЛЭП. «Антракс» выпускает все основные типы ИКЗ, которые, в том числе, продаются за рубежом.

Aнализ игроков рынков по размеру выручки от реализации ИКЗ в процентном соотношении на 2017 г.

Amast Power Lines — российская инжиниринговая компания, в линейке продукции которой есть современный ИКЗ. У компании большая доля рынка благодаря поставке решений «под ключ».

Российская компания «Релематика» занимает заметную долю отечественного рынка ИКЗ и является одним из старейших игроков. Компания производит современные индикаторы, которые могут интегрироваться в геоинформационные системы управления энергосетями.

Норвежская компания Nortroll является одним из старейших европейских производителей оборудования для энергетики. У Nortroll есть линейка ИКЗ — это современные программируемые устройства с расширенным функционалом.

Конструкторское бюро «АСТРОН» известно в России разработками тепловизоров для военного и гражданского применения. Также компания в 2008 г. разработала первый собственный ИКЗ, адаптированный для российских воздушных линий электропередачи.

Базовые ИКЗ для установки на проводах

Наиболее доступные и простые в установке индикаторы, которые можно видеть во время инспекции линии электропередачи. Представляют собой небольшой прибор, который крепится на проводе или другом элементе линии, и сообщает о коротком замыкании с помощью цветового или светового сигнала.

Читайте также:  Из промежутка между пластинами плоского заряженного конденсатора отключенного от источника тока

В списке решений от Horstmann есть простейшие ИКЗ, которые можно монтировать на провода и токопроводящие шины. Роторный ИКЗ оснащен пружиной, которая при протекании тока короткого замыкания передвигает флажок индикатора, выкрашенный с одной стороны в яркий цвет. Порог срабатывания от 150 А.

Horstmann Rotor System

Преимуществом такого ИКЗ является надежность, но после срабатывания его необходимо снова взвести вручную. Жидкостный ИКЗ лишен этого недостатка, так как индикатор окрашивается под действием магнитного поля КЗ и снова становится прозрачным через несколько часов после устранения проблемы.

Horstmann Fluid System

Horstmann Fluid System в режиме ожидания (слева) и в положении срабатывания

У компании «Антракс» есть линейка ИКЗ, которые монтируются на провода, а также небольшое семейство устройств для монтажа на опорах ЛЭП. В отличие от жидкостных и роторных ИКЗ от Horstmann, простейший ИКЗ-В31 от «Антракс» оснащен светодиодами, которые в дневное время видны с расстояния до 100 м невооруженным глазом (без бинокля). При этом разные алгоритмы мигания светодиодов позволяют издалека определить тип повреждения ЛЭП. Питание осуществляется от литиевого аккумулятора со сроком службы 10 лет в режиме ожидания.

ИКЗ-В31 для сетей 6-35 кВ

ИКЗ-В31 для сетей 6-35 кВ

У ИКЗ-В31 порог срабатывания ниже, чем у роторных и жидкостных ИКЗ Horstmann, но при этом конструкция последних намного проще, а значит, потенциально надежнее и долговечнее.

ИКЗ «Антракс» для столбов имеет более простую конструкцию крепления и набор светоотражающих флажков, которые ночью хорошо видны в свете фонаря.

ИКЗ «Антракс» для монтажа на столб

ИКЗ «Антракс» для монтажа на столб

У простейшего ИКЗ из этой линейки, ИКЗ-В1, механическая индикация и надежная конструкция с емкостным питанием от сети. В нем нет аккумулятора и каких-либо устройств беспроводной связи.

Простейшее решение Nortroll — индикатор Line Troll 110Eμ, который может определять междуфазное короткое замыкание и однофазное замыкание на землю.

Line Troll 110Eμ для сетей 6—69кВ

Line Troll 110Eμ для сетей 6—69кВ

Особенностью индикатора является наличие микропереключателей, которые позволяют программировать параметры срабатывания. ИКЗ может регистрировать непостоянные замыкания, сообщая об этом миганием индикатора зеленого цвета в течение 24 часов.

Возвращение ИКЗ в режим ожидания автоматическое: по времени или после нормальной подачи тока в сеть. Время жизни литиевой батареи 9-10 лет.

Line Troll 110Eμ можно применять на линиях с заземленной нейтралью. Он не подходит для линий с многосторонним питанием и кольцевых линий.

Продвинутые ИКЗ с возможностью подключения к сетям мониторинга

Наиболее совершенными ИКЗ для проводов у Horstmann является линейка индикаторов Navigator. Этот индикатор сигнализирует о неисправности с помощью светодиодов, хорошо заметных издалека, особенно в темное время суток.

Horstmann Navigator-LM (A)

Horstmann Navigator-LM (A) для воздушных линий

Как и другие ИКЗ, Navigator можно крепить на провод с помощью специальной штанги без отключения напряжения. При этом крепление ИКЗ достаточно надежное, чтобы выдержать ветер до 200 км/ч. Отличительная особенность индикаторов – это возможность использования на линиях до 220 кВ (Smart Navigator 2.0 HV).

Индикатор может хранить данные о нагрузке на линии за последние 72 часа, что снижает риск ложного срабатывания в сетях, где есть сильные колебания нагрузок. Автоматический сброс аварийной индикации можно настроить в широком диапазоне от 4 часов до недели. Индикаторы Navigator с приставкой Smart в названии могут быть частью дистанционной системы мониторинга с передачей данных через сети GSM.

ИКЗ «Антракс» для монтажа на провод

ИКЗ «Антракс» для монтажа на провод

У компании «Антракс» ИКЗ с индексом «Л» могут применяться для удаленного обнаружения коротких замыканий. Например, индикатор ИКЗ-В34Л может связываться с терминалом выездной бригады по прямому Bluetooth-каналу на небольшом расстоянии или с удаленным центром управления энергосистемой через GSM.

Конструкторское бюро «АСТРОН» предлагает индикатор АСТРОН-8080 УХЛ1 для линий 6—35 кВ. Он обнаруживает междуфазные короткие замыканиях, измеряя электромагнитную индукцию при скачках силы тока в поврежденных фазах.

АСТРОН-8080 УХЛ1

Особенностью индикатора является его способность регистрировать низкие токи от 4 А, что актуально в российских сетях. ИКЗ имеет очень прочный поликарбонатный корпус, устойчивый к ультрафиолету. АСТРОН-8080 оснащен яркими светодиодами для индикации, а также модулями GPS и GSM. Последние позволяют интегрировать индикаторы в обширную сеть мониторинга. В случае срабатывания, оператор немедленно получает SMS с координатами места события. Также данные могут отправляться на компьютер центра управления сетью. Срок службы аккумулятора 7 лет в режиме ожидания, общий срок службы прибора 15 лет.

В линейке продукции Nortroll есть индикатор LineTroll r400D для монтажа на опору ЛЭП с напряжением 6—69 кВ. Он способен обнаружить однофазное замыкание на землю в диапазоне 0,5—60 А. Низкий порог срабатывания зачастую особенно полезен в российских условиях. Также индикатор способен определять междуфазное короткое замыкание 50—1000 А. Светодиодная индикация может отображать устойчивые и неустойчивые повреждения линии, причем специальные линзы могут направлять свет в нужную сторону. Срок службы аккумулятора 8 лет в режиме ожидания.

LineTroll r400D

LineTroll r400D — умное устройство с модулями GPS и GSM, а также возможностью настройки с близкого расстояния через радиоканал 2,4 ГГц. ИКЗ имеет счетчик неисправностей, может подключаться дистанционно к пульту управления, настраиваться через SMS с мобильного телефона.

Комплексные решения для мониторинга ИКЗ

У компании «Релематика» есть только один ИКЗ — светодиодный индикатор повреждения воздушной линии (ИПВЛ). Этот прибор имеет ряд особенностей: корпус из нержавеющей стали, выдерживающий падение с высоты 10м. Аккумулятор имеет увеличенный срок службы до 8 лет в режиме ожидания. Диапазон срабатывания от 100 А до 650 А с шагом 10 А. Индикатор способен различать короткое замыкание или однофазное замыкание на землю на линиях 6-35 кВ.

ИПВЛ имеет радиопередатчик 433 МГц для связи с пультом управления на расстоянии до 25 м, а также GSM-модуль. Индикатор может интегрироваться в геоинформационную систему ОМП ВЛ, используя трансмиттеры с питанием от солнечных панелей.

ИПВЛ от «Релематика»

ИПВЛ от «Релематика»

ИПВЛ регистрирует неисправность, трансмиттер ретранслирует показания индикатора через сеть GSM в центр управления, где место и характер неисправности отображается на цифровой карте. Одновременно производится рассылка SMS и электронных писем персоналу. Наличие комплексного решения является преимуществом, когда предприятие намерено развернуть масштабную сеть мониторинга.

У Amast Power Lines всего один индикатор APL-ИКЗ для линий 6—35 кВ, но с помощью специального программного обеспечения параметры работы ИКЗ могут настраиваться в широких пределах. Индикатор может обнаруживать трехфазные, двухфазные замыкания, а также однофазные замыкания на землю с малыми токами от 0,5 А.

Настройка APL-ИКЗ требует квалификации, но при этом индикаторы могут выступать в роли датчиков масштабной системы мониторинга воздушных линий электропередачи. Разработчик предлагает комплексное решение: опоры ЛЭП с установленными ИКЗ и телеметрическими приборами для автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии.

APL-ИКЗ

Помимо дистанционного мониторинга, APL-ИКЗ может обеспечить прогнозирование неисправностей с помощью машинного анализа данных, собранных за год-два измерений на линии электропередачи.

Как выбрать наиболее подходящее решение

Технические характеристики современных ИКЗ схожи, приборы известных брендов имеют хорошее качество сборки и техподдержку. Все используют изолированные магнитные датчики для обнаружения замыканий и могут монтироваться на провода под напряжением.

Выбор необходимо делать, исходя из локальных условий, цены и последующих планов расширения системы мониторинга в сторону более эффективных дистанционных комплексных решений.

В частности, в России у большинства воздушных линий электропередачи от 6 кВ до 35 кВ изолирована нейтраль. В итоге у таких линий ниже токи однофазного короткого замыкания на землю. За рубежом токи выше, так как нейтраль заземлена. ИКЗ российского производства учитывают эту особенность и могут быть более эффективны в обнаружении таких часто встречающихся замыканий.

Простые ИКЗ решают большинство задач, но в ряде случаев более целесообразно приобрести продвинутые ИКЗ с дополнительными функциями. Такие индикаторы могут подключаться к дистанционной системе мониторинга и сводить к минимуму время работы выездной бригады, так как место аварии будет точно известно. Также подобные ИКЗ способны регистрировать неустойчивые отказы, например, связанные с ростом напряжения между фазой и землей из-за замыкания на землю. В случае протяженных ЛЭП в труднопроходимой местности продвинутые ИКЗ с подключением к дистанционному мониторингу — наилучший выбор.

При выборе в пользу простых в монтаже и обслуживании индикаторов для опор ЛЭП следует иметь в виду, что есть ряд ограничений по месту установки таких индикаторов. Так, подобные индикаторы нельзя монтировать рядом с параллельной линией, на опорах, где заземление проходит между фазными проводами и индикатором.

Источник

Общее описание

Индикаторы короткого замыкания для ВЛ 6-35 кВ

Индикаторы короткого замыкания ИКЗ для ВЛ классов напряжений от 6 до 35 кВ предназначены для оперативного выявления и локализации участка ВЛ, на котором произошло межфазное короткое замыкание (МФЗ) либо однофазное замыкание на землю (ОЗЗ). Индикаторы позволяют сократить время поиска повреждений и ликвидации неисправностей на линии за счёт секционирования сети и, как следствие, меньшей протяжённости участка для обхода. В результате значительно снижаются потери энергокомпаний, связанные с недоотпуском электроэнергии и штрафами со стороны потребителей.

Внешний вид

Принцип работы оборудования

Каждое из устройств, установленное (в зависимости от модификации) на опоре или фазном проводе ВЛ, в постоянном режиме ведет измерение текущего мгновенного значения токов и напряжений в фазных проводах, вычисляет значение амплитуд токов и напряжений и сравнивает полученные значения со значениями уставок. Измерение значений тока производится индукционными датчиками, выполненными в виде ферромагнитных сердечников, напряжения – емкостными датчиками. Оба датчика бесконтактные и находятся в герметичном корпусе устройства. Полученные данные обрабатываются встроенным контроллером, алгоритм управления которого позволяет выделить из потока данных именно те, которые сигнализируют об аварийной ситуации. При превышении заданных уставок устройства начинают индикацию аварийной ситуации, соответствующую типу аварии (межфазное короткое замыкание или однофазное замыкание на землю) с помощью сверхъярких светодиодов или блинкеров со светоотражающим покрытием, а также производят запись параметров аварии в память.

Читайте также:  Закон ома для цепи переменного тока содержащей активное сопротивление

Информацию с устройств можно воспринимать визуально (сверхъяркие светодиоды видны за 100 м до опоры, на которой установлены индикаторы, в солнечный день), считать с помощью переносного дистанционного пульта по радиоканалу ближней связи либо, в случае приобретения устройств, оснащенных радиоканалом дальней связи (GSM или самоорганизующаяся сеть), имеется возможность организовать вывод информации об аварии и ее параметрах на экран диспетчерского пульта, что позволит диспетчеру отправить аварийную бригаду непосредственно на аварийный участок. Устройства могут быть настроены без снятия их с опоры ВЛ с помощью дистанционного пульта, например в зависимости от настроек индикация аварии может прекращаться при подаче напряжения на ВЛ, через определенный интервал (задается с пульта) или вручную с помощью пульта.

Комплекты индикаторов устанавливаются с определенным интервалом вдоль ВЛ (ориентировочно 2 км), а также вначале каждой отпайки от ВЛ. Поиск места аварии осуществляется последовательным осмотром состояния индикаторов, начиная от питающей ВЛ подстанции. По ходу движения от ПС все индикаторы, расположенные до места аварии, будут индицировать аварию светодиодами или блинкерами со светоотражающим покрытием, а индикаторы, расположенные после места аварии — будут «молчать». Таким образом, появляется возможность оперативно локализовать участок, на котором произошла авария. Если авария произошла на отпайке от ВЛ, то индикаторы, установленные в начале соответствующей отпайки укажут на нее – эту отпайку можно отключить и обследовать, не нарушая работоспособности остальной части линии.

Выпускается ряд модификаций индикаторов короткого замыкания, различающихся методами измерения параметров ВЛ, чувствительностью к минимальным значениями токов замыканий, способами питания устройств, способами индикации и связи. Для индикации и передачи данных об аварии устройства могут использовать блинкеры со светоотражающим покрытием, сверхъяркие светодиоды, радиоканал ближней радиосвязи, передачу данных по сетям GSM, передачу данных непосредственно от индикатора к индикатору с помощью самоорганизующейся сети, проводную связь (используя протоколы MODBUS или МЭК-60870-5-104), релейные выходы. Различные модификации приборов позволят Вам подобрать оптимальную модель для решения Вашей задачи исходя из таких параметров как: параметры ЛЭП (длина ВЛ, наличие и количество отпаек, рабочий ток, типовые токи при межфазном и однофазном замыканиях), наличие в регионе расположения Вашей ЛЭП устойчивой мобильной связи, необходимость интегрирования данных в систему верхнего уровня и т.д.

Отличие продукции от зарубежных и российских аналогов

В отличие от продукции аналогичного назначения иностранных разработчиков, предлагаемой на российском рынке, в том числе и под российскими брендами, индикаторы ИКЗ были разработаны с учетом специфики российских распределительных сетей. Данная специфика заключается в том, что подавляющее большинство ВЛ электропередачи в России классов напряжений 6-10-15-20-35 кВ имеет изолированную нейтраль, и, как следствие, существенно более низкие значения токов однофазных замыканий на землю, чем в сетях с заземленной нейтралью, распространенных в зарубежных странах. Вместе с тем, именно однофазные замыкания на землю доставляют наибольшие проблемы эксплуатирующим ВЛ организациям в силу большой частоты возникновения и повышенной сложности обнаружения подобных аварийных ситуаций. Чувствительность индикаторов ИКЗ к токам МФЗ и ОЗЗ в несколько раз (в некоторых случаях на порядок) превышает показатели аналогичных приборов, предлагаемых на российском рынке. Например, стандартный порог срабатывания индикаторов марки ИКЗ-33У составляет 2А, а устройства ИКЗ-34У обладают чувствительностью на уровне 0,5 А. Такие характеристики позволяют устройствам уверенно определять ОЗЗ в линии без принятия каких-либо мер по увеличению тока ОЗЗ, которые требуют установки дополнительного оборудования на подстанции, изменения настроек имеющегося оборудования и т.д.

Устройства разработаны и производятся в России МНПП «Антракс». ООО «Стример Мск.», являясь официальным представителем ОАО «НПО «Стример», обладает совместно с ОАО «НПО «Стример» эксклюзивными правами на дистрибуцию данной продукции на рынке России.

Источник

Обзор индикаторов короткого замыкания для ВЛ 6-10-35-110кв.

индикатор ИКЗ Навигатор

Основная головная боль при аварийных отключениях на разветвленных и протяженных воздушных линиях эл.передач — это отыскание места повреждения.

Зачастую именно поиск места КЗ занимает гораздо больше времени, чем само его устранение.

время ликвидации аварии без ИКЗ

Вот так примерно выглядит временная шкала аварийного отключения в сети среднего напряжения.

отыскание и устранение повреждения на ВЛ-10-6кв

Чаще всего замыкания происходят при неблагоприятных погодных условиях. Зимой, вышеприведенные квадратики: “поездка до места аварии” и “осмотр”, могут занять 90% всей временной шкалы.

схема установки икз на ВЛ

Индикаторы короткого замыкания или сокращенно ИКЗ, как раз и служат для быстрой локализации аварии и максимального сокращения времени простоя эл.оборудования.

С помощью ИКЗ вся линия делится на отдельные участки. При этом нужно четко разделять сети с питанием от одного источника эл.снабжения и запараллеленные ВЛ от двух.

схема установки икз на ВЛ

В первом случае ток КЗ будет идти только в одном направлении и ориентироваться нужно по последнему сработавшему ИКЗ. Во-втором случае потребуются специальные ИКЗ с функцией определения направления тока КЗ (загораются лампочки разного цвета).

Иначе на всем участке ВЛ от двух источников, сработавшими будут все датчики, а вы по ним так и не поймете, в какой точке искать замыкание.

принцип расстановки ИКЗ на схеме ВЛ

Общий принцип расстановки ИКЗ представлен на следующем рисунке.

установка ИКЗ на отпайках ВЛ-6-10кв

У нас есть главная питающая подстанция, магистральная линия 6-10кв от нее и отпайки к отдельным КТП.

Согласно этой схемы в зонах балансового разграничения или в контрольных точках магистрального фидера монтируются умные индикаторы с функцией передачи данных.

Они более дорогие и соответственно вешать их по всей ВЛ вовсе не обязательно. Зная конечную точку сработки, диспетчер отправляет бригаду не по всей линии с самого начала, а именно к этому месту.

умные индикаторы тока короткого замыкания для ВЛ
умные индикаторы тока короткого замыкания для ВЛ

Далее, ориентируясь по простым ИКЗ (не “умным”), монтеры определяют в какую сторону им ехать и какую отпайку осматривать.

Если у вас простая ВЛ без отпаек, то выставляете индикаторы в ряд с определенной частотой. Все зависит от протяженности.

Как часто нужно вешать индикаторы короткого замыкания и на каком расстоянии друг от друга? Жестких правил и ограничений тут нет.

ввод СИП в дом подключение электричества как правильно

Есть еще одна особенность для магистральных ВЛ, которую нужно учитывать.

схема установки индикаторов короткого замыкания на ВЛ

Очень часто линия сначала идет вдоль накатанной дороги, а затем резко уходит в сторону от нее. Так вот, чтобы при осмотре не объезжать данный “закуток” и не терять драгоценное время, устанавливаете один ИКЗ до поворота ВЛ, а другой на выходе ЛЭП опять к дороге.

При отыскании КЗ и сработке обоих индикаторов вы будете точно знать, что осматривать этот “хвост” не нужно.

То же самое касается и мест перехода ВЛ в кабельную линию (при пересечение с железной дорогой, другой ВЛ или проезжей частью).

места установки индикаторов короткого замыкания на опорах ВЛ

Один ИКЗ ставится на входе КЛ, другой на выходе.

Если сработал первый и не сработал второй, то повреждение произошло в самом кабеле. Вызывайте лабораторию, прожигайте и ищите именно в нем, воздушная линия не виновата.

монтаж индикаторов короткого замыкания на опорах ЛЭП

По поводу отпаек. На каждой отпайке монтируется как правило три комплекта. На магистральной ВЛ 2шт (перед и после отпайки) и один комплект в первом отпаечном пролете.

Вы должны четко понимать куда ушел ток короткого замыкания.

Типы индикаторов ИКЗ для ВЛ-6-10-35-110кв рассмотрим на примере ведущего производителя Horstmann (Германия).

У них очень хорошо представлена вся линейка от простейших моделей только с визуальной индикацией (подошел ножками – посмотрел), до умных экземпляров с передачей данных и записью в память самых важных параметров.

виды индикаторов короткого замыкания и характеристики

Сводная таблица по всем разновидностям представлена ниже.

смарт индикатор Navigator LM

Самым простым является индикатор Navigator-LM (до 46кВ).

технические характеристики ИКЗ Navigator LM

на какое напряжение рассчитаны ИКЗ для ВЛ

Такое “странное” напряжение (46кВ) обусловлено необходимостью обеспечить универсальность датчиков для систем эл.снабжения в разных странах.

Датчик обладает только локальной индикацией (без возможности удаленной передачи данных). Что называется, подошел – посмотрел.

Внутри корпуса находятся светодиоды, которые при протекании через прибор тока КЗ и его сработке, начинают моргать с заданной периодичностью.

Одиночное мигание – одно КЗ. При неуспешном АПВ – двойное мигание. Светодиоды хорошо видно даже в яркий солнечный день.

Заявленная видимость – до 50м (ночью до 150м). Такое свечение можно легко увидеть даже не выходя из машины.

Сравните это с двумя еле различимыми лампочками в американских Fault Indicators.

Сброс сработавшего состояния может происходить:

    через заданный промежуток времени после КЗ
    при восстановлении тока нагрузки
    при восстановлении напряжения (подали U на ЛЭП без подключения самих потребителей)

что такое электронная маркировка кабеля под землей

Для высокого напряжения 110кв есть разновидность HV (рассчитаны до 161кВ).

из чего состоит индикатор

Корпус ИКЗ выполнен из полиамида устойчивого к ультрафиолету. Все металлические детали из нержавейки.

методы испытания и проверки ИКЗ для ВЛ

Механизм крепления к проводу у всех моделей очень надежный и проверяется производителем в аэродинамической трубе на скорости воздуха 200км/ч.

То есть, индикатор не сползет в середину пролета при большом уклоне и вибрации проводов.

установка индикатор короткого замыкания на ВЛ

Минимальный диаметр провода на который можно “насадить” ИКЗ начинается от 4-8мм (в зависимости от модели). То есть, на проводе АС-35 (d-8,4мм), не говоря уже про АС-50 (d-9,6мм) и выше, индикатор будет сидеть как влитой.

Класс защиты IP68. Температура эксплуатации от -40С до +85С. Ограничение температуры вызвано наличием батарейки внутри корпуса.

Сам полиамид выдерживает конечно и большие температуры, а вот батарейка нет. По поводу замены аккумулятора не переживайте, срок его службы – около 20лет.

контроль заряда батареи в индикаторе короткого замыкания

Замена АКБ элементарная. Сбоку откручивается крышечка, достается аккумулятор и ставится новый. Состояние заряда постоянно контролируется.

ИКЗ китайские роторного типа

Вообще световая индикация гораздо надежнее всяких ИКЗ с роторно-поворотным механизмом.

Никогда точно не знаешь, в рабочем они состоянии или что-то у них заклинило или примерзло в наших суровых зимних условиях.

Светодиоды запрятаны в прозрачную полусферу из поликарбоната, также устойчивого к УФ. С годами он не потускнеет.

тока сработки индикаторов короткого замыкания для ВЛ

Данный индикатор срабатывает по токовой характеристике. Есть три варианта настройки:

Источник