Меню

Генератор постоянного тока волга



Генератор ГАЗ 3110

Автомобили семейства Волга ГАЗ 31105 (ЗМЗ 406) оснащены генераторами типа 9422.3701, 3212.3771, 2502.3771. Источники питания переменного тока, трехфазные, с предустановленным выпрямителем и регулятором напряжения, правая сторона вращения.

Источник питания (далее — ИП) приводится в движение клиновидным, поликлиновым ремнем от шкива коленвала.

В случае выхода из строя ИП его можно заменить новым. Процесс самостоятельной профилактики вовсе не сложный, но требует наличия опыта в обслуживании транспортного средства. Проведение диагностики непрофессиональным способом не гарантирует функциональность оборудования.

Генератор 9422.3701

Какой генератор установлен на ГАЗ 3110

В отличие от других модификаций генераторных установок, в ГАЗ 3110 статор стянут четырьмя винтами по периметру. Вал ротора вращается на подшипниках, в которые заложена смазка.

Передний и задний подшипники запрессованы на вал, при выходе из строя их можно заменить новыми, предварительно демонтировав агрегат со штатного места.

На валу ротора установлена обмотка возбуждения, выпрямительные диоды. Питание подведено посредством двух угольных щеток. С целью предотвращения образования помех между силовыми выходами «+» и «-» установлен конденсатор.

Статор и ротор охлаждаются посредством потока воздуха в ходе движения транспортного средства.

Технические характеристики 9422.3701 3212.3771 2502.3771
Граничная сила тока при напряжении в 13,5 В и оборотах свыше 5500 об / мин 57 77 82
Регулируемый диапазон напряжения 13,5-14,4 13,5-14,4 13,3-14,6
Передаточное соотношение 01.01.1970 01.01.1970 01.01.1970
Емкость конденсаторов 2,3±15% 2,3±15% 2,1±15%

Чтобы снизить потребление тока при работающем силовом агрегате необходимо отключить максимальное количество потребителей тока: радио, магнитолу, освещение, кулер, печной отопитель.

Внутри генераторной установки вмонтированы катушки в количестве 6 штук, материал медь, соединение звездообразно. Статор – неподвижная конструкция, а ротор – вращается внутри статора. С тыльной стороны оси ротора впрессованы магнитные щетки, намотана и запаяна обмотка возбуждения.

Генератор 3212.3771

После того, как провернут ключ в замке зажигания, ток от АКБ создает магнитное поле, проходя сквозь графитовые щетки, медную обмотку. Переменный ток преобразуется в постоянный.

С фронтальной стороны ИП имеются два силовых выхода с полярностью «+» и «-». Клеммы с соответствующей полярностью подключаются к аккумулятору.

Для проворота генераторной установки потребуется АКБ. После того, как батарея накопит в себе потраченное количество энергии, генератор раздает излишки другим источникам питания. Таким образом, величина бортовой сети поддерживается в допустимом диапазоне.

Генератор 9422.3701

Характерные причины выхода из строя ИП на ГАЗ 3110

  • ослабленная фиксация ремня привода;
  • загрязнение контактов;
  • повреждение выпрямителей;
  • износ щеток;
  • зависание щеток;
  • короткое замыкание;
  • обрыв цепи питания;
  • не работает регулятор;
  • износ подшипника;
  • клин шкива;
  • поврежден вентилятор.

Генератор

Признаки неисправности ИП на ГАЗ 3110

  • мигает лампа заряда АКБ;
  • перезарядка АКБ, ИП не дает зарядку на АКБ;
  • недостаточно яркий свет;
  • тихий звук клаксона;
  • сторонние шумы при работающем ИП.

Разобранный генератор

Схема подключения электрической цепи ГАЗ 3110 (402 двигатель)

Схема представлена на таблице ниже:

Схема подключения

Аналоги, оригиналы, цена, артикулы

Каталожный артикул Серийный номер Цена
A2110-80A (оригинальный) БОШ (9501.3801) (оригинальный) От 3000 — 3200
9501.3801 FINWHALE 687-04 62022 / 180545 От 3000 — 3200
9568.3749 922.3801 SKL622RS От 3000 — 3200
3701010 (HORT) 3701024 Contitech От 3000 — 3200
3701971 3701953 Электро 3701747 От 3000 — 3200
*цены указаны состоянием на август 2019 года

Замена, ремонт и профилактика генератора на ГАЗ 3110

Расположение источника питания: моторный отсек, справа по направлению движения транспортного средства.

Необходимые материалы, инструменты:

  • рожковые, накидные ключи;
  • вороток, головки;
  • динамометрический ключ для точности силы зажима;
  • новый ремень приводных механизмов по мере необходимости;
  • пластиковая лопатка для съема ремня;
  • отвертки с набором бит, чтобы поменять щетки.

Пошаговая инструкция по замене:

  1. Глушим двигатель автомобиля.
  2. Открываем капот.
  3. Ослабляем крепление клемм, снимаем их с АКБ.
  4. Отпускаем болт – фиксатор кронштейна.
  5. Выводим генераторную установку вниз.
  6. Снять ремень приводных механизмов.
  7. Извлекаем ИП из моторного отсека для дальнейшего проведения профилактики.
  8. По завершении диагностических работ устанавливаем детали в обратной очередности.

После демонтажа ИП мастер проводит его очистку, первичный осмотр, определяет вероятные поломки. Комплектующие заменяют новыми, зачищают клеммы на роторе.

Деталь не подлежит установке, если в корпусе обнаружены трещины. Последующая эксплуатация технического средства небезопасна.

Установленный генератор

Целостность обмотки ротора проверяем мультиметром. Профилактике также подлежит диодный мост. Не забывайте проверить целостность предохранителя, замените новым по мере необходимости, соблюдайте ампераж.

При условии соблюдения рекомендаций специалистов последующая профилактика источника питания через 30 – 40 тыс. км.

Чтобы продлить срок эксплуатации электрического оборудования соблюдайте график проведения технических осмотров. Приобретайте детали с оригинальными каталожными артикулами, полный перечень серийных номеров указан в табличных данных.

Источник

Генератор постоянного тока волга

Генератор

Генератор крепится с правой стороны двигателя на специальном кронштейне. Якорь генератора приводится во вращение с помощью клинового ремня от шкива коленчатого вала.

Генератор работает на принципе электромагнитной индукции, т.е. при пересечении проводником силовых линий магнитного поля в нем индуцируется электродвижущая сила.

В первоначальный момент магнитное поле получается за счет остаточного магнетизма, а затем — с помощью электромагнитов.

При вращении якоря проводники, находящиеся в его пазах, пересекают силовые линии магнитного поля и в них индуктируется переменный электрический ток. Переменный ток поступает на механический выпрямитель (коллектор), который подключает к внешней цепи только те проводники, в которых индуктируется ток нужного направления. Так с помощью коллектора переменный электрический ток превращается в постоянный ток.

В корпусе генератора установлены два полюса 9 с обмотками возбуждения 7, которые создают магнитное поле. Якорь представляет собой пакет 11, набранный из листовой электротехнической стали. В пазах пакета уложены обмотки 10, концы которых присоединены к коллектору 12.

Коллектор 12 представляет собой цилиндр, набранный из изолированных между собой медных пластин (ламелей). Служит для выпрямления электрического тока, индуктируемого в обмотках якоря, и передачи его через щетки 18 к потребителям и в обмотки возбуждения. Щетки установлены в щеткодержателях 15 и прижимаются к коллектору пружинами.

Вал якоря установлен в двух шариковых подшипниках, которые закреплены в крышках 3 и 19. На валу установлен шкив 2, с центробежным вентилятором для охлаждения внутренних частей генератора. Воздух входит в окна крышки 19 со стороны коллектора, охлаждает генератор, проходит через окна в крышке 3 со стороны шкива и центробежной крыльчаткой выбрасывается наружу.

На корпусе генератора установлены три клеммы для присоединения проводов. Для облегчения обслуживания в корпусе имеется четыре окна, которые закрыты защитной лентой 13.

Техническое обслуживание генератора

Ежедневно проверять наличие зарядного тока по амперметру. При каждом первом техническом обслуживании (ТО-1) очистить генератор от пыли и грязи; проверить крепление генератора к кронштейну.

При каждом втором техническом обслуживании (ТО-2) снять защитную ленту, проверить состояние щеток и коллектора, при необходимости протереть тряпочкой, смоченной в чистом бензине.

При проверке состояния щеток особое внимание следует обратить на то, чтобы они не заедали в щеткодержателях 15, и на их рабочей поверхности не было сколов. Щетки, имеющие высоту менее 14 мм, надо заменить. Новые щетки необходимо притереть по диаметру коллектора. Для этого на коллектор накладывают полоску стеклянной шкурки абразивной стороной к щетке. Поворачивая якорь за шкив по часовой стрелке, производят притирку. После притирки щеток генератор продувают сжатым воздухом. Усилие щеточных пружин должно быть в пределах 800–1300 г. Проверку усилия щеточных пружин следует делать через одно ТО—2.

Если при осмотре обнаружено, что коллектор имеет подгорание, его следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 80. При небольшом подгорании зачистку коллектора можно сделать, не снимая генератора с двигателя, через окна в крышке 19. Если коллектор имеет сильный износ и биение, его следует проточить на токарном или специальном станке, а затем произвести подрезку изоляции на глубину 0,8 мм. После подрезки изоляции коллектор шлифуют стеклянной шкуркой зернистостью 100. Суммарное биение коллектора не должно превышать 0,05.

При ТО-2 следует также продуть генератор сжатым воздухом и поднять стяжные винты корпуса. Через каждые 75 000 км производить смазку Л3158 в шариковых подшипниках.

Аккумуляторная батарея

На автомобиле применяется свинцовая аккумуляторная батарея 6-СТ-54-ЭМ с номинальным напряжением 12 В и номинальной ёмкостью при 10-часовом разряде 54 А·ч. Она установлена в специальном гнезде под капотом и служит для питания потребителей при неработающем двигателе.

Аккумуляторная батарея является химическим источником электрического тока. Если клеммы аккумуляторной батареи соединить с источником постоянного тока, например с генератором, то в ней будет протекать химическая реакция, в которой участвует электрический ток, свинцовые пластины и электролит. Батарея будет заряжаться. При соединении клемм батареи с потребителем в ней будет протекать обратная химическая реакция. Батарея будет разряжаться. Количество электричества, которое может отдать полностью заряженная батарея при разрядке током 5,4 А до напряжения 1,7 В на каждый элемент, называется ёмкостью. Измеряется ёмкость в А·ч.

Аккумуляторная батарея 6-СТ-54-ЭМ состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (элементов). Все элементы помещены в эбонитовый бак 29, имеющий шесть отсеков. Каждый элемент состоит из четырех положительных пластин 38 и пяти отрицательных пластин 32. Пластины имеют основу в виде свинцовой решетки. Ячейки решетки заполнены активной массой, состоящей из свинцовых окислов — свинцового порошка. При изготовлении пластины формируются электрохимическим путем в положительные (перекись свинца) и отрицательные (губчатый свинец). Положительные и отрицательные пластины каждого элемента соединены баретками в полублоки. Баретки имеют полюсные штыри. Между пластинами установлены изоляционные прокладки — сепараторы. Сверху пластин установлена предохранительная решетка 28.

Каждый элемент батареи закрыт крышкой 27. В крышке имеются наливное и вентиляционное отверстия. Наливное отверстие закрыто пробкой 23. Через крышку проходят полюсные штыри от бареток. Пластины погружены в электролит. Он представляет собой раствор химически чистой серной кислоты в дистиллированной воде. При зарядке плотность электролита повышается, а при разрядке понижается.

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи

При каждом втором техническом обслуживании, но не реже чем через 10–15 дней, необходимо:

очистить батарею от пыли и грязи; электролит, попавший на поверхность батареи, вытереть ветошью, смоченной в 10%-ном растворе кальцинированной соды;
очистить окислившиеся клеммы и наконечники проводов;
проверить надежность крепления;
проверить и при необходимости очистить вентиляционные отверстия;
проверить состояние бака;
проверить степень разряженности батареи по плотности электролита, и если она разряжена более чем на 25% зимой и на 50% летом, её необходимо снять с автомобиля и отправить на подзарядку.

Степень заряженности батареи определяется по плотности электролита.
Данные для определения степени разряженности аккумулятора по плотности электролита (при температуре +15°С)
Батарея заряжена полностью Допустимая степень разряженности батареи
зимой на 25% ёмкости летом на 50% ёмкости
1,31 1,27 1,23
1,29 1,25 1,21
1,27 1,23 1,19
1,25 1,21 1,17

Плотность электролита измеряется специальным кислотомером (ареометром). Если температура электролита отличается от +15°С, то к показаниям ареометра следует прибавить или вычесть поправку. При повышении температуры на каждые 15°С плотность уменьшается на 0,01 единицы, а при понижении температуры на каждые 15°С плотность увеличивается на 0,01 единицы.

При втором ТО-2 требуется также проверить уровень электролита в каждом элементе и при необходимости долить дистиллированной водой до уровня.

Уровень электролита должен быть на 10–15 мм выше предохранительной решетки, установленной над пластинами. Уровень электролита измеряется стеклянной трубкой с внутренним диаметром 3–5 мм, имеющей соответствующую отметку.

Чтобы измерить уровень электролита, надо опустить трубку в вертикальном положении в наливное отверстие крышки до упора в предохранительную решетку, закрыть трубку сверху пальцем, затем вынуть. Высота столбика электролита в трубке соответствует высоте уровня. При необходимости уровень поднимают доливкой дистиллированной воды.

При сезонном обслуживании необходимо провести работы, предусмотренные при ТО-2; поставить аккумуляторную батарею на подзарядку и довести плотность электролита до значений, предусмотренных для климатических условий, в которых эксплуатируется автомобиль.

Данные плотности электролита для различных климатических районов

Климатический район Плотность электролита заряженных батарей при +15°С
при первой зарядке в конце зарядки
Район с резкоконтинентальным климатом с температурой зимой ниже −40°С
летом 1,25 1,27
зимой 1,29 1,31
Северные районы с температурой зимой до −40°С
круглый год 1,27 1,29
Центральные районы с температурой зимой до −30°С
круглый год 1,25 1,27
Южные районы с температурой зимой до −20°С
круглый год 1,23 1,25
Допустимое отклонение плотности электролита не более 0,01

Красочный альбом по ремонту автомобиля «Волга» ГАЗ-21, Машиностроение, 1972
Техническая реставрация иллюстраций Сергей Дергаченко и Евгений Филатов, сверстал и переиздал Дмитрий Скляров.

Источник

Генераторы тока ГАЗ -21, -24, -2410

Генераторы тока ГАЗ -21, -24, -2410Рассмотрим «прогресс» данного типа оборудования и причины перехода с постоянного на переменный ток.

Причины перехода на альтернатор

Автомобильный генератор постоянного тока имеет свои достоинства. К ним относится: полное равнодушие генератора к переполюсовке (если случайно включить батарею аккумулятора наоборот, генератор постоянного тока просто перемагничивается и продолжает свою работу). Кроме того, система не требует обязательного наличия аккумулятора (альтернатору он нужен для отдачи тока). Наконец, если снять генератор с машины и раскрутить о поддомкраченный передний диск, прижимая шкив к покрышке – он действительно начнет заряжать. То есть, стартовать можно с полностью разряженной батареей.

В автомобиле ГАЗ-21 (ГАЗ-22) устанавливался генератор постоянного тока, имеющий мощность до 250 Ватт. Обозначение его: Г-12.

Что касается автомобильных генераторов, в 1970-е, на момент появления новой модели «Волг», у динамо-машин переменного тока было много преимуществ. Прежде всего — большая мощность. Генератор ГАЗ-24 типа Г254 выдает наибольший ток 40 А, то есть, мощнее вдвое, чем Г12. Ну а штатная динамо-машина, устанавливаемая на ГАЗ-2410, развивает в три раза большую мощность.

Хотя, есть подозрения, что такой переход обусловлен мощностью не в первую очередь… Просто, альтернатор (генератор переменного тока) выдаст зарядный ток с 600 об/мин. Ну а штатный генератор ГАЗ-21 – только с в 1,5 раза большего значения (на холостых оборотах, зарядка аккумулятора идти не могла). Похоже, что и явилось основным критерием в выборе системы генерации (постоянного или переменного) тока, в том числе для всех дальнейших моделей, начиная с 24-й. Генератор 1601.3701 на 65-ампер используется в ГАЗ-2410, ГАЗ-3102 (также, других, с двигателем ЗМЗ-402х).

Заметим, что, согласно отзывам, с использованием штатного динамо в ГАЗ-24-м, ГАЗ-2410-м, аккумулятор служит от 3-х лет и больше (обычно — пять).

Надеемся, информация, приведенная выше, будет полезна на практике.

Источник

Генераторы

На автомобилях применяют генераторы постоянного и переменного тока.

Генератор постоянного тока установлен на автомобиле ГАЗ-51А (мощность генератора 250 вт); аналогичные генераторы мощностью 350 вт устанавливались ранее и на автомобилях ГАЗ-53А и ЗИЛ-130.

Генератор постоянного тока

Генератор постоянного тока

Генератор постоянного тока

Генератор постоянного тока:

1 — шкив; 2 и 11 — крышки корпуса; 3 и 12 — подшипники; 4 — корпус; 5 — коллектор; 6 — защитная лента; 7 — стяжной винт; 8 — рычаг пружины; 9 — пружина щетки; 10 — держатель щетки; 13 — крышка заднего подшипника; 14 — щетка; 15 — якорь; 16 — полюсный сердечник; 17 — катушки обмотки возбуждения.

Генератор состоит из стального корпуса 4, якоря 15 и шкива 1 привода. В корпусе укреплены два стальных полюсных сердечника 16, на каждом из которых установлена катушка 17 обмотки возбуждения. Крышки 2 и 11 корпуса с шариковыми подшипниками 3 и 12 вала якоря 15 прикреплены к корпусу винтами 7. В продольные пазы сердечника якоря, изготовленного из пластин трансформаторной стали, уложена состоящая из нескольких секций обмотка якоря.

Концы секций припаяны к изолированным друг от друга медным пластинам (ламелям) коллектора 5, к которому постоянно прижаты пружинами щетки 14, помещенные в держателях 10. Отрицательная щетка соединена проводом с крышкой 11 корпуса (массой), положительная — с изолированным зажимом на корпусе генератора, обозначенным буквой Я (якорь).

Катушки полюсных сердечников соединены между собой последовательно и образуют обмотку возбуждения генератора.

Свободные концы этой обмотки присоединены: первый — к зажиму М корпуса генератора (массе), второй — к изолированному зажиму Ш (шунт) на корпусе генератора.

Генератор при помощи кронштейна и распорной планки укреплен на передней части двигателя. Якорь генератора приводится во вращение трапециевидным ремнем либо непосредственно от шкива коленчатого вала вместе с вентилятором (ГАЗ-51А, ЗИЛ-130), либо от шкива вентилятора (ГАЗ-53А). В обоих случаях натяжение ремня привода генератора регулируют поворотом корпуса генератора на кронштейне.

Генератор работает совместно с реле-регулятором. Электрическая схема генератора Г-130 и реле-регулятора РР-130, установленных на автомобиле ГАЗ-53А, показана на рисунке.

Схема генератора постоянного тока и реле-регулятора

Схема генератора постоянного тока и реле-регулятора

Схема генератора постоянного тока и реле-регулятора:

РОТ — реле обратного тока; ОТ — ограничитель тока; РН — регулятор напряжения;

1, 15 и 17 — ярмо РОТ, ОТ и РН; 2 — кронштейн пружины; 3 — пружина якоря; 4, 13 и 22 — сердечники; 5, 12 и 18 — якори; 6, 14 и 20 — контакты; 7 и в — параллельная и последовательна обмотки РОТ; 9 и 10 — выравнивающее сопротивление и обмотка ОТ; 11, 16 и 24 — сопротивления; 19 — магнитный шунт; 21 и 23 — основная и ускоряющая обмотки РН; 25 — контрольная лампа заряда батареи; 26 — провод к катушке зажигания; 27 — выключатель (замок) зажигания; 28 — стартер; 29 — аккумуляторная батарея; 30 — якорь генератора; 31 — обмотка возбуждения генератора.

Сразу после пуска двигателя в обмотке якоря 30, который вращается в слабом магнитном поле, поддерживаемом между полюсными сердечниками за счет остаточного магнетизма корпуса генератора, индуцируется э.д.с., изменяющаяся по величине и направлению.

Поскольку секции обмотки якоря поочередно соединены через коллектор, положительную щетку и реле-регулятор с одним концом обмотки 31 возбуждения, а через отрицательную щетку и массу с другим ее концом, то под действием индуцированной в обмотке якоря э.д.с. через обмотку возбуждения начинает проходить слабый постоянный ток.

Вследствие этого магнитное поле генератора усиливается, что вызывает увеличение э.д.с. и силы тока в якоре и обмотке возбуждения. Когда напряжение на щетках генератора достигает 12 — 13 в, реле-регулятор соединяет генератор с внешней цепью (батареей и потребителями), после чего ток из обмотки якоря поступает и во внешнюю цепь.

«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова

Источник

Читайте также:  Индукция в центре квадрата с током