Где по закону должен устанавливаться водяной счетчик

Где по закону должен устанавливаться водяной счетчик

В последнее время ко мне в приемную поступило десяток обращений граждан по поводу требований водоканала устанавливать водомеры в колодцах — за пределами границ собственных домовладений.

В основном, это люди, у кого приборы учета стояли в домах, и по окончании срока поверки, ресурсоснабжающая организация потребовала смонтировать их на границе балансовой принадлежности, то есть за двор, в уличном колодце – на месте врезки в центральный водопровод.
В случае «неповиновения», водоканал грозился произвести начисления за водопотребление и водоотведение по тарифами действующих нормативов, или вовсе не опломбировать вновь смонтированные приборы учета после их очередной поверки.

Я думаю, настоящая тема будет полезна и интересна многим жителям нашего города и района, так как в основном население проживает в частном секторе.

И все-таки:
— имеет ли право водоснабжающая организация требовать у абонента перенести водомер в колодец, расположенный за десятки метров от границы его собственного земельного участка?
— имеет ли право водоснабжающая организация отказать в опломбировании водомера из-за невыполнении абонентом вышеназванных требований?
— имеет ли право водоснабжающая организация навязывать действующим абонентам новые Технические условия на водопровод, проложенный в 80-х годах на совершенно новых условиях?
Попробую вкратце дать ответ на эти и другие вопросы, которые в настоящее время вызывают у населения нашего района глубокий диссонанс.

1. В соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением от 6 мая 2011 г. N 354, (далее – Правила), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Вторая норма закона — ст. 13 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» гласит «абонент обязуется… обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Каким образом, потребитель может обеспечить сохранность, как самого прибора учета, так и пломб на нем, если имущество находится вне зоны контроля собственника. Т. е. на территории чужого субъекта.

Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права пользования и распоряжения своим имуществом. Установленный прибор учета является собственностью истца.
В соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства от 04.09.2013 г. №776 эксплуатация узла учета, а также ремонт и замена приборов учета осуществляются абонентом или транзитной организацией в соответствии с технической документацией.
Приборы учета и (или) узел учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу.
Таким образом, установив счетчик холодной воды в колодце, расположенном на уличной сети, у собственника отсутствует возможность постоянно контролировать сохранность самого водомера, сохранность установленных пломб.

Более того, Постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 № 18*9 утверждены строительные нормы и правила «Внутренний водопровод и канализация зданий» СНиП 02.04.01-85, согласно которому счетчики холодной и горячей воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживании эксплуатационным персоналом месте, в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой внутреннего воздуха не ниже 5 0 С.

2. В случае, когда водоснабжающая организация составила акт или направила в адрес абонента письмо, в котором указала, что абонент должен заменить прибор учета воды, то она обязана же принять этот водомер в эксплуатацию после замены по заявке абонента, в не зависимости от места его установки — подвал жилого дома, цокольный этаж, дом и т.д.
При отказе в принятии прибора учета, исполнитель должен дать мотивированное возражение.
В соответствии с п 81(2) Правил, в случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки.

Читайте также:  Ик порт для счетчика энергомера

3. Навязывание услуги в виде получения технических условий также считаю противозаконным.
В соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83, Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — технические условия).
Ведь тeхничecкиe ycлoвия – этo cпиcoк oбязaтeльcтв, кoтopыe cлeдyeт ocyщecтвить пpи пpиcoeдинeнии ceти к цeнтpaльнoй cиcтeмe, peгyлиpyющeй хoлoднoe вoдocнaбжeниe и вoдooтвeдeниe, а именно:
— диaмeтp вoдoпpoвoдных тpyб;
— тoчкa в мaгиcтpaли, гдe пpoизoйдeт пoдключeниe;
— тpeбoвaния к пoдcoeдинeнию;
— peглaмeнтиpyющиe нopмaтивы нa пpoвeдeниe paбoт;
— тeхничecкиe хapaктepиcтики нeкoтopых нeoбхoдиmых дeтaлeй.

Пpoпиcaнныe в тeхнических ycлoвиях oбязaтeльcтвa дeйcтвyют в тeчeниe сpoкa, указанного в них.

Таким образом, получить технические условия для действующих абонентов, на мой взгляд, нет необходимости, так как действующему водопроводу в домовладениях не одно десятилетие.

В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Таким образом, если требование энергоснабжающей организации нарушает или затрагивает Ваши права потребителя и гражданина в сфере ЖКХ, в том числе незаконно требует установить прибор учета на границе раздела балансовой принадлежности сетей, тем самым делая невозможным обеспечение надлежащей технической эксплуатации, сохранности Вашего прибора учета, можете обратиться в мою приемную для получения квалифицированной юридической помощи и поддержки.
Запись на прием и «он-лайн консультация» ведется в круглосуточном режиме.
Уважаемые граждане, в юридической практике шаблонные действия в решении проблемы не допустимы.
В каждом конкретном случае следует разбираться индивидуально.

Ваш надежный защитник, Карен Мурадович Геворкян

Телефон для записи 8-918-504-64-15

Источник

Все законы о водосчетчиках, действующие в 2020 году

Устанавливать приборы учета на трубопроводы в большинстве случаев выгодно. Действующие законы о счётчиках на воду регламентируют порядок расчета при отсутствии водомеров и при их наличии. Сумма к оплате в первом случае может быть значительно выше, чем при расчете по счетчикам. В этой статье разберемся в действующих в 2020 году нормативных актах, нововведениях, обязательствах хозяина квартиры, санкциях и штрафах.

Законодательство

Нормативная база, касающаяся установки счётчиков на воду, а также их использования, поверки постоянно пополняется и изменяется.

Местные органы власти могут вносить изменения в существующие положения, издавать новые акты, которые дополняют или расширяют вопросы эксплуатации приборов учета воды.

Общий список основных актов выглядит следующим образом:

  1. Федеральный закон № 102-ФЗ от 26.06.2008 (-далее ФЗ № 102-ФЗ), в котором установлено единство всех средств измерений, защита прав и интересов граждан от неточных измерений.
  2. Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 (- далее ФЗ № 261-ФЗ), регулирующий порядок учёта потребляемого ресурса при помощи приборов учёта. Помимо этого,он регулирует порядок установки и ввода в эксплуатацию счётчиков, в том числе по учёту воды.
  3. Федеральный закон№ 416-ФЗ от 07.12.2011, в котором прописаны все виды правоотношений, касающиеся системы водоснабжении в целом.
  4. Постановление Правительства РФ № 776 от 04.09.2013, в котором описаны вопросы, относящиеся к регулированию порядка учёта водного ресурса, а также сточных вод с использованием водомеров.
  5. Постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006. В этом нормативном акте закреплён порядок расчёта оплаты за потреблённую услугу при отсутствии измерительного устройства.Акт закрепляетнормативы потребления.
  6. Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 (-далее ПП РФ № 354).В этом документе подробно расписано, как осуществляется расчет платы по прибору учета, а также описаны все иные ситуации, которые могут возникнуть в сфере потребления коммунальных ресурсов.
  7. Постановление Правительства РФ № 603 от 29.06.2016. Этим документом вносятся изменения в некоторые акты, регулирующие вопросы предоставления коммунальных услуг.
Читайте также:  Внести показания счетчика ivc

Кроме этих документов следует назвать ещё Приказ Минэнерго РФ № 178 от 16.04.2010, согласно которому всем потребителям предлагалось установить счетчики.

А вот уже Постановление Правительства РФ № 344 от 16.04.2013 определило введение повышенных коэффициентов с 01.01.2015 для потребителей, у которых есть возможность установки измерительного устройства, но приборов нет.

Полный текст Постановления можно сказать здесь.

Отменена ли поверка в 2020 году

В 2020 году из-за пандемии в ряд законов внесли изменения. Это коснулось и приборов учёта. Во время карантина в 2020 году, вплоть до 1 января 2021 года поверка приборов учета (в частности, водосчетчиков) перестала быть обязательной процедурой для физических лиц. Проводить процедуру можно, свидетельство о поверке действительно. Но если вы не сделаете очередную поверку в 2020 году, то применять к вам никаких санкций не имеют права.

Читайте подробности про поверку 2020 в отдельной статье.

Обязательно ли ставить счетчики

Обязательность установки счётчиков закреплена в ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009. Одновременно со вступлением этого акта в силу были внесены изменения в КоАП РФ. В ст. 9.16 были добавлены штрафы для лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов в части несоблюдения требований об установке измерительных приборов используемых энергоресурсов. Имеются в виду не рядовые хозяева жилья, а управляющие компании.

Пункт 1 ст. 13 в ФЗ № 261-ФЗ устанавливает, что все энергетические ресурсы, в том числе и вода, должны быть учтены с использованием специальных измерительных средств.

Пункт 2 этого же закона говорит о том, что оплату за энергоресурс следует производить, исходя из данных, полученных такими измерительными средствами.

Эти же самые заключения содержатся в главе VII Правил, утверждённых ПП РФ № 354. При этом нормами этого документа закреплён обязательный ввод приборов учёта в эксплуатацию и сделать это необходимо не позднее одного месяца с даты установки прибора учёта. Данные требования относятся также и к водомерам, устанавливаемые на центральные сети водоснабжения.

Общие правила установки водомеров и их ввод в эксплуатацию выглядят следующим образом:

  1. Водомер, как и другой счётчик, необходимо ввести в эксплуатацию. Сделать это нужно не позднее одного месяца с даты его монтажа при помощи подачи заявки и следующих документов:
  • заявка должна содержать:
    • данные заявителя;
    • тип и место монтажа водомера;
    • данные организации, которая его установила;
    • фактические показания на дату монтажа;
    • дату следующей поверки счётчика;
  • паспорт водомера;
  • сведения о прохождении поверки. Это правило не относится к установке и вводу новых счётчиков.
  1. После ввода водомера в эксплуатацию расчет за потраченную воду, начиная со следующего месяца, будет осуществлять по его показаниям.

Факт невозможности установки приборов учёта должен быть зафиксирован соответствующим актом. Форма этого документа, а также порядок действий определяются Министерством строительства и ЖКХ РФ.

Читайте также:  Плюсы счетчиков с автоматическими выключателями

При этом если хозяин квартиры не поставит счетчик, штрафов не будет. Но платить за воду придется по нормативам (которые изначально завышены) с повышающим коэффициентом. То есть потребитель будет сильно переплачивать.

Что говорит закон о поверке и замене счётчиков

В соответствии со ст. 13 ФЗ № 102-ФЗ, все измерительные средства в процессе их использования должны периодически поверяться. Для этого на каждый прибор устанавливается свой срок поверки (межповерочный интервал). По его окончании счётчик на воду необходимо либо поверить, либо заменить его на такой же с аналогичными характеристиками.

То есть дальнейшее пользование такого счётчика, а также учёт использованной воды по нему возможно до истечения у него межповерочного интервала либо его утраты.

Дату поверки, её периодичность для каждого прибора устанавливает завод изготовитель при проведении определённых испытаний. Эти сведения указываются в паспорте к прибору.

Покупая водомер, важно обращать внимание на дату первичной поверки. То есть, если купить прибор учёта с истекающей датой и установить его, в скором времени все равно придется его перепроверять либо заменять.

Межповерочный интервал счетчиков воды следующий:

  1. Для холодной воды – 6 лет.
  2. Для горячей воды этот срок 4 года или 6 лет (зависит от конкретной модели).

Это обусловлено разным химическим составом воды, который влияет на износ оборудования.

Решать, надо ли менять счетчик или проводить его поверку, потребитель должен самостоятельно. По статистике только небольшое количество водомеров проходят обязательные испытания и по истечении срока межповерочного интервала соответствуют заявленным требованиям.

При этом сама процедура замены прибора учета в квартире проходит в более короткие сроки и сопровождается меньшими тратами.

Поэтому решить,нужно менять счётчики либо проводить их исследование, необходимо исходя из совокупности всех факторов.

Установка умных счётчиков c 2020 года

С июля 2019 года в РФ вводится практика установки интеллектуальных систем снятия и контроля показаний (законопроект №139989–7 Министерства строительства и ЖКХ). В качестве эксперимента уже несколько регионов РФ производят установку таких систем, контролирующих расход потреблённой электроэнергии. Все необходимые поправки в законы об электроэнергетике внесены.

Вопрос по разработке и установке аналогичных систем в сфере водоснабжения продолжается.

Мероприятия по установке умных приборов учёта проводятся силами коммунальной (ресурсоснабжающей) компании. То есть потребителю оплачивать и приобретать такой прибор учёта не нужно.

Счётчик указанного типа передаёт информацию в центр сбора данных по закрытым протоколам связи. История показаний хранится в архиве счетчика и в базе данных центра сбора данных. Внесение изменений в показания по указанному прибору, хранящиеся в центре учета, исключено.

Многие регионы уже утвердили нормативные акты, согласно которым умные приборы учета надлежит устанавливать:

  1. В новых многоквартирных домах, вводимых в эксплуатацию.
  2. В домах после проведения капитального ремонта.

Кроме этого, при проектировании и строительстве домов такие системы следует вносить в состав обязательного оборудования.

Штрафы и санкции за нарушения

Никакой ответственности за отсутствие прибора учёта воды в квартире действующее законодательство не содержит. То есть потребитель может не опасаться наложения на него каких-то штрафов.

Расчёт за потреблённую воду будет осуществляться по нормативам, установленным в регионе, с учётом повышающего коэффициента.

А вот если счетчик уже стоит, нельзя вмешиваться в его работу.

В этом случае будет составлен акта о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта. При этом размер платы за потреблённую воду в период неучтённого потребления будет большим по причине расчёта по формуле.

Установка счётчиков позволяет значительно сократить размер платы за потреблённую воду. Эта сфера регламентирована действующим законодательством.

Источник

Поделиться с друзьями
Блог электрика
Adblock
detector