Меню

Физика 9 класс перышкин конспект параграфа 49 направление индукционного тока правило ленца



§ 49. Направление индукционного тока. Правило Ленца. —

Вопросы.

1. Для чего проводился опыт, изображенный на рисунках 130 и 133?


Опыт проводился с целью определения направления индукционного тока.

2. Почему кольцо с разрезом не реагирует на приближение магнита?

В кольце с разрезом не может возникнуть электрический ток.

3. Объясните явления, происходящие при приближении магнита к сплошному кольцу (см. рис. 132); при удалении магнита (см. рис. 134).

При приближении магнита в замкнутом контуре создается индукционный ток, который в свою очередь создает магнитное поле. Судя по тому, что контур начинает отталкиваться, — кольцо и магнит обращены друг к другу одноименными полюсами, а векторы магнитной индукции их направлены в противоположные стороны. При удалении магнита от рамки (после того; как он был принудительно помещен внутрь) рамка начинает притягиваться, значит рамка с магнитом обращены друг к другу одноименными полюсами, а векторы индукции у них направлены в одну сторону.

4. Как мы определяли направление индукционного тока в кольце?

По правилу правой руки.

5. Сформулируйте правило Ленца.

Возникающий в замкнутом контуре индукционный ток своим магнитным полем противодействует тому изменению магнитного потока, которое вызвало этот ток.

Упражнения.

1. Как вы думаете, почему прибор, изображенный на рисунке 130. изготовлен из алюминия? Как проходил бы опыт, если бы прибор был железным? медным?

2. В данном ниже перечне логических операций, которые мы выполняли для определения направления индукционного тока, нарушена последовательность их проведения. Запишите в тетради буквы, обозначающие эти операции, расположив их в правильной последовательности. а) Определили направление индукционного тока в кольце (пользуясь правилом правой руки — см. §44). б) Определили направление индукции Вк магнитного поля тока в кольце по отношению к направлению магнитной индукции Вм поля магнита, исходя из того, что кольцо отталкивается от магнита при его приближении (значит, они обращены друг к другу одноименными полюсами, и Вк ↑↓ Вм) и притягивается при удалении (значит, кольцо и магнит обращены друг к другу разноименными полюсами, и Bк ↑↑ Bм) в) Определили направление магнитной индукции Вм поля магнита (по расположению его полюсов).

Источник

Урок по физике «Направление индукционного тока»
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Винокурова Наталья Михайловна

Скачать:

Вложение Размер
napravlenie_induktsionnogo_toka._pravilo_lentsa.docx 56.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики в 9 классе

ТЕМА: Направление индукционного тока. Правило Ленца

Урок «открытия» нового знания;

1.Проверка домашнего задания. Активизация мыслительной деятельности.

Вопросы к рисункам на доске:

Какая неточность на рисунках?

Зачем нужен реостат на втором рисунке?

1.Анализ лабораторной работы

2. Согласен — не согласен

  • Электрический ток возникает только в замкнутой цепи. Да
  • Переменное магнитное поле нельзя получить с помощью постоянного магнита. Нет
  • Индукционный ток можно получить в замкнутой цепи без источника питания. Да
  • Явление электромагнитной индукции открыл Фарадей. Да

3.Заполнить Листок самоконтроля.

4.Нарисовать схему 1 опыта Фарадея.(в тетради)

Активное изображение

5.Нарисовать схему 2 опыта Фарадея. (в тетради)

«Генератор переменного тока»

Приготовьтесь задать вопросы после просмотра видео.

Ответить на вопросы:

Что общего в работе устройств?

  • Возникновение электрического тока без подключения к источнику питания
  • Изменение магнитного потока является причиной возникновения электрического тока.

Как называется этот ток? (индукционный)

  • Что мы не знаем об этом токе? (Как он направлен)

Как бы вы сформулировали цель сегодняшнего урока?

На доске и в тетради «Направление индукционного тока. Правило Ленца.»

3. На столе приборы для изучения правила Ленца

Историческая справка (рассказ ученика)

Как организована замкнутая цепь? (замкнутое кольцо)

Как получили переменное магнитное поле? (перемещением постоянного магнита)

Выводы. Формулировка закона Ленца.

Видео-картинка – зарисовка в тетради.

Рефлексия (прием пять шляп)

Листок самоконтроля. Что изменилось?

Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтая шляпа – позитивные суждения.

Черная – отражает проблемы и трудности.

Красная – эмоциональные суждения без объяснений.

Зеленая – творческие суждения, предложения.

Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.

По вопросам к п. 49 составить рассказ

Придумать опыт, который ответит на вопрос:

Как Деду Морозу зажечь огоньки на елке в отсутствии электричества?

Листок самоконтроля по теме

«Явление самоиндукции» 9 класс _____________________________________ФИ

Источник

Физика 9 класс перышкин конспект параграфа 49 направление индукционного тока правило ленца

1. Для чего проводился опыт магнита с кольцом?

Чтобы определить, как направлен индукционный ток в кольце.

а) При приближении к сплошному кольцу любого полюса магнита свободно вращающееся на игле кольцо отталкивается от него.
Почему?
При приближении к кольцу любого полюса магнита, поле которого является неоднородным, проходящий сквозь кольцо магнитный поток меняется (здесь увеличивается, т.е. увеличивается густота магнитных линий).

В сплошном кольце возникает индукционный ток, который создает вокруг собственное магнитное поле.
Кольцо становится магнитом.
Взаимодействуя с приближающимся полосовым магнитом, кольцо отталкивается от него.

б) При удалении магнита от сплошного кольца оно, притягиваясь, следует за магнитом.
Почему?
При удалении от кольца любого полюса магнита, поле которого является неоднородным, проходящий сквозь кольцо магнитный поток меняется (здесь уменьшается).
Возникающий в сплошном кольце индукционный ток создает вокруг собственное магнитное поле.
Кольцо становится магнитом.
Взаимодействуя с удаляющимся полосовым магнитом, кольцо притягивается к нему.

В обоих случаях мы наблюдаем взаимодействия двух магнитов: полосового магнита и магнита-кольца.
Очевидно, у кольца-магнита в этих опытах меняются магнитные полюсы.

2. Почему кольцо с разрезом не реагирует на приближение магнита?

Индукционный ток в кольце с разрезом возникнуть не может, так как эта электрическая цепь разомкнута.

3. Как объяснить явления, происходящие при приближении магнита к сплошному кольцу; при удалении магнита?

а) При приближении магнита к кольцу они отталкиваются.
Значит кольцо и магнит обращены друг к другу одноименными полюсами.
А векторы магнитной индукции их полей направлены противоположно друг другу.
Магнитное поле индукционного тока кольца будет противодействовать увеличению магнитного потока полосового магнита, проходящего сквозь кольцо.
Кольцо будет отталкиваться от магнита.

б) При удалении магнита от кольца они притягиваются.
Значит кольцо и магнит обращены друг к другу разноименными полюсами.
Это возможно, когда вектора магнитной индукции их полей направлены одинаково.
Магнитное поле индукционного тока кольца будет противодействовать уменьшению внешнего магнитного потока полосового магнита.
Кольцо будет притягиваться к магниту.

4. Как определить направление индукционного тока в кольце?

Для определения направления индукционного тока прежде всего необходимо знать, как направлен вектор магнитной индукции (направление магнитных линий) созданного этим током магнитного поля (в центре кольца).

Направление индукционного тока в кольце можно определить с помощью правила правой руки:

Если обхватить соленоид ладонью правой руки, направив четыре пальца по направлению тока в витках, то отставленный большой палец покажет направление линий магнитного поля внутри соленоида.

. Правило правой руки можно применять не только для катушки (соленоида), но и для определения направления линий магнитного поля в центре одиночного витка с током.
Можно использовать и обратную задачу, т.е. зная направление линий магнитного поля, можно опредилить направление тока в этом витке с током.

Если отставленный большой палец направить по известному уже направлению линий магнитного поля внутри витка (кольца), то четыре пальца, обхватывающие виток (кольцо), укажут направление индукционного тока в витке (кольце).

Правило правой руки применяем дважды:
— для случая приближения магнита к кольцу,
— для случая удаления магнита от кольца.

5. Как сформулировать правило Ленца?

Возникающий в замкнутом контуре индукционный ток своим магнитным полем противодействует изменению внешнего магнитного потока, которое вызвало этот ток.

Источник

Направление индукционного тока. Правило Ленца

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физика 9 класс — методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина — 2016 год

Направление индукционного тока. Правило Ленца — ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ

Цель урока. Закрепить знания учащихся о явлении электромагнитной индукции; изучить правило Ленца, с помощью которого можно определить направление индукционного тока; дать алгоритм решения качественных задач на применение правила Ленца.

Демонстрации. Взаимодействие алюминиевых колец (сплошного и с прорезью) с постоянным полосовым магнитом (по рис. 123—127 учебника).

Содержание опроса. 1. В чем заключается явление электромагнитной индукции? 2. Возникнет ли индукционный ток в замкнутом проводнике (проволочном витке) во время движения постоянного магнита относительно витка; во время его остановки? Почему? 3. Почему при приближении магнита к проволочному витку магнитный поток, пронизывающий его, изменяется? 4. Почему при удалении магнита от проволочного витка магнитный поток, пронизывающий его, изменяется? 5. Изменяется ли направление индукционного тока в проволочном витке в зависимости от полюсов постоянного магнита; в зависимости от направления скорости движения постоянного магнита относительно витка?

Содержание нового материала. Возникновение индукционного тока в алюминиевом кольце при изменении проходящего сквозь кольцо магнитного потока. Определение направления индукционного тока. Правило Ленца.

Закрепление материала. Вопросы после § 40. Решение задачи 1912 из Сборника.

Домашнее задание. § 40. Упражнение 37.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть регулятивными УУД при решении качественных задач на правило Ленца, при выдвижении гипотез о возникновении индукционного тока в замкнутом алюминиевом кольце; развивать навыки монологической и диалогической речи; учиться выражать свои мысли при ответах на вопросы после параграфа.

Личностные: сформировать познавательный интерес к изучению направления индукционного тока; самостоятельность в приобретении новых знаний о правиле Ленца, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; развивать творческую инициативу.

Общие предметные: изучить правило Ленца, пользуясь методами научного познания, планировать и выполнять эксперимент по возникновению индукционного тока в замкнутом алюминиевом кольце; применять полученные знания при решении качественных задач; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа.

Частные предметные: наблюдать взаимодействие алюминиевых колец с постоянным магнитом; объяснять физическую суть правила Ленца и формулировать его; применять правило Ленца и правило правой руки для определения направления индукционного тока в проволочном витке и катушке.

Начать урок следует с анализа ошибок, допущенных при выполнении лабораторной работы. Еще раз проговорить правильные выводы, записанные учащимися в тетрадях для лабораторных работ. После рассмотрения причин возникновения индукционного тока обратить внимание учащихся на экспериментальное исследование зависимости направления индукционного тока от полюсов магнита и скорости движения магнита относительно катушки. Повторить выводы, к которым учащиеся пришли в ходе выполнения лабораторной работы.

Затем продемонстрировать опыт по рисунку 123 учебника и обсудить его с учащимися. Прийти к выводу, что в алюминиевом кольце с прорезью индукционный ток не возникает, а в сплошном кольце — возникает, поэтому ток в сплошном кольце создает в пространстве магнитное поле, благодаря чему кольцо приобретает свойства магнита и взаимодействует с приближающимся к нему (или удаляющимся от него) постоянным магнитом. Сформулировать правило, установленное в 1834 г. российским ученым Эмилием Христиановичем Ленцем, записать его. Дать алгоритм решения качественных задач по определению направления индукционного тока с помощью правила Ленца и привести примеры по рисункам 125—127 учебника.

Алгоритм решения задач на правило Ленца.

1. Сделать схематичный рисунок к задаче. Обозначить магнитные полюса постоянного магнита. Изобразить несколько линий магнитной индукции магнитного поля, созданного постоянным магнитом.

2. Указать направление вектора скорости движения постоянного магнита и выяснить по нему, увеличивается или уменьшается магнитный поток, пронизывающий катушку.

3. Используя правило Ленца, изобразить несколько линий магнитной индукции магнитного поля, созданного индукционным током в катушке. Эти линии должны быть направлены противоположно линиям индукции магнитного поля постоянного магнита, если магнитный поток увеличивается, и иметь одинаковое с ними направление, если магнитный поток уменьшается.

4. Зная направление линий магнитной индукции магнитного поля, созданного индукционным током, по правилу правой руки определить направление индукционного тока в катушке.

Источник

Читайте также:  Поражение электрическим током в оао ржд
Adblock
detector