Меню

Физика 8 класс тепловые явления тока



Физика 8 класс. Электрический ток. Сила тока

Физика 8 класс. Конспект. Сила тока

Физика 8 класс. Электрический ток. Сила тока. Единицы силы тока. Измерение силы тока

Электрическим током называют упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц.

Чтобы получить электрический ток в проводнике, надо создать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического поля.

Источники тока бывают различные, но во всяком из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Разделенные частицы накапливаются на полюсах источника тока. Так называют места, к которым с помощью клемм или зажимов подсоединяются проводники.

Один полюс источника тока заряжается положительно, а другой – отрицательно. Если полюсы источника соединить проводником, то под действием электрического поля свободные заряженные частицы в проводнике начнут двигаться в определенном направлении, возникнет электрический ток.

В источниках тока в процессе работы происходит превращение механической, внутренней или какой-либо другой энергии в электрическую.

Примеры источников тока:

гальванический элемент, аккумулятор

Электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника в 1 секунду, определяет силу тока в цепи.

Сила тока равна отношению электрического заряда q, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения t:

где I – сила тока.

За единицу силы тока принимают силу тока, при которой отрезки параллельных проводников длиной 1 м взаимодействуют с силой 2 · 10 -7 Н. Эту единицу силы тока называют ампером (А) .

Применяют также единицы миллиампер (мА), микроампер (мкА) и килоампер (кА).

1 мА = 0,001 А 1мкА = 0,000001 А 1 кА = 1 000 А

Силу тока в цепи измеряют прибором, называемым амперметром.

При измерении силы тока амперметр включают в цепь последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют.

Конспект составлен на основании теоретического материала учебника «Физика 8 класс» А.В. Перышкин

Источник

Урок физики по теме «Тепловые явления». 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8

Цели урока:

  • Образовательные:
    • закрепить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренняя энергия, способы её изменения. Тепловые процессы. Основные формулы для расчёта количества теплоты»;
    • научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, научить учащихся применять знания в новой ситуации, развивать умения объяснять окружающие явления, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор учащихся;
    • продолжить формировать умение учащихся работать с физическими приборами и с их помощью определять количество теплоты необходимое для нагревания вещества;
    • учить логически рассуждать при решении качественных задач;
    • учить практически и теоретически вычислять количество теплоты;
    • закрепить умения пользоваться справочным материалом;
    • повторить алгоритм решения расчетных задач;
  • Развивающие: продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту и технике изучаемое понятие, а также развитие интеллектуальных способностей и любознательности учащихся;
  • Воспитательные: продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке; учить работать коллективно, прислушиваться к мнению товарищей.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: измерительный цилиндр, весы, набор гирь, калориметр, спиртовка, термометр, вода.

1. Организационный момент

Без света мы не могли б видеть окружающий нас мир, без звука – слышать, а без тепловых солнечных лучей ни мы сами, ни растения, ни животные не смогли бы существовать, следователь без тепла нет жизни. Но сильный холод и жара разрушают все живое. Все тела излучают энергию. Сейчас мы поговорим с вами о теплоте, о тепловых явлениях.

О теплоте начнём рассказ,
Всё вспомним, обобщим сейчас.
Энергия! Работа до кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испаренье!
Мозги не доведём мы до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!
В учении проявим мы старание,
Идей научных видя обаяние!
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовётся: “ТЕПЛОТА”!

2. Повторение ранее изученного материала.

  • Что такое внутренняя энергия?
  • Как внутренняя энергия связана с температурой?
  • Существуют ли в природе тела, в которых отсутствует внутренняя энергия?
  • Какие существуют способы изменения внутренней энергии?
  • Что такое теплопроводность? Примеры.
  • Что такое конвекция? Примеры.
  • Что такое излучение? Примеры.
  • Что такое количество теплоты?
  • В каких единицах измеряется?
  • Как подсчитать количество теплоты?
  • Что такое удельная теплоемкость?
  • Как рассчитать количество теплоты?

В ходе ответов на доске заполняются таблицы.

Вид теплопередачи Определение В какой среде происходит
Теплопроводность Теплопроводностью называют процесс переноса энергии от более нагретых частей тела к менее нагретым, приводящий к выравниванию температуры. В твердых телах, жидкостях и газах.
Конвекция Конвекция — процесс переноса теплоты в жидкостях и газах потоками вещества. В жидкостях и газах.
Излучение Перенос энергии в виде электромагнитных волн. В газах и вакууме.

3. Решение качественных задач

1. Каков основной способ изменения внутренней энергии, если:

– точат нож;
– тает лед, принесенный в комнату;
– ломают проволоку;
– чайник греется на плитке;
– отмерзают уши зимой;
– лопается воздушный шарик.

2. Какой вид теплопередачи проявляется когда:

– кошка греется на Солнышке;
– из печной трубы идет дым;
– остывает жидкий металл;
– начинает жечь руку проволока, которой мешают угли в костре.

3. Почему нагретые детали охлаждаются в воде быстрее, чем на воздухе?

4. Почему ствол винтовки покрывают деревянной накладкой?

5. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?

6. Почему чайники лучше делать блестящими?

7. Одинакова ли внутренняя энергия одной и той же массы холодной и горячей воды? Почему?

8. Вода и водяной пар, имея равную температуру, например 100 °С, отличаются расположением молекул. Одинакова ли внутренняя энергия пара и воды? Почему?

9. Если в сугроб вылить в одном месте ведро теплой воды, а в другом — стакан кипятка, то в каком случае растает больше снега и почему?

10. Из баллона откачивают воздух. Как будет меняться при этом внутренняя энергия оставшейся в баллоне части воздуха? Почему?

11. Как можно отогреть озябшие руки, не используя нагретых предметов или теплых перчаток?

12. Почему после сильного шторма вода в море становится теплее?

4. Решение экспериментальной задачи

Рассчитать количество теплоты, необходимое для нагревания воды в алюминиевом стакане.

1. С помощью весов определить массу алюминиевого стакана.
2. С измерительного цилиндра определить объем воды.
3. Вычислить массу воды.
4. С помощью термометра определить начальную температуру воды.
5. На спиртовке нагреть воду.
6. С помощью термометра определить конечную температуру воды.
7. Вычислить по формуле количество теплоты, необходимое для нагревания воды.
8. Вычислить по формуле количество теплоты, необходимое для нагревания алюминиевого стакана.
9. Вычислить общее количество теплоты.

5. Выполнение самостоятельной работы

1. Беспорядочное движение частиц, из которых состоят все тела, зависимое от температуры, называется.

а) механическим движением;
б) тепловым движением;
в) криволинейным движением;
г) равномерным движением.

2. От каких физических величин зависит внутренняя энергия?

а) от температуры тела и его массы;
б) от скорости тела и его массы;
в) от положения одного тела относительно другого;
г) от температуры тела и его скорости.

3. В один стакан налили холодную воду, а в другой горячую в том же количестве. При этом …

а) внутренняя энергия воды в обоих стаканах одинакова;
б) внутренняя энергия воды в первом стакане больше;
в) внутренняя энергия воды во втором стакане больше;
г) определить невозможно.

4. Конвекцией называется процесс

а) переноса энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым участкам тела в результате теплового движения и взаимодействия частиц этого тела;
б) переноса энергии струями жидкости или газа;
в) переноса энергии от одного тела к другому при взаимодействии;
г) переноса энергии от одних тел к другим с помощью электромагнитного излучения.

5. Какое количество теплоты надо передать 300г воды, чтобы повысить ее температуру от 15°С до 100°С? (Удельная теплоемкость воды составляет 4200 Дж/кг·°С)

1. В каком из приведенных примеров внутренняя энергия увеличивается путем совершения механической работы над телом?

а) нагревание гвоздя при забивании его в доску;
б) нагревание металлической ложки в горячей воде;
в) выбивание пробки из бутылки с газированным напитком;
г) таяние льда.

2. Перенос энергии от более нагретых тел к менее нагретым в результате теплового движения и взаимодействия частиц, называется

а) теплопередачей;
б) излучением;
в) конвекцией;
г) теплопроводностью.

3. В алюминиевый, стеклянный и пластмассовый стаканы одинаковой вместимостью налили горячую воду. Какой из стаканов нагреется быстрее?

а) алюминиевый;
б) стеклянный;
в) пластмассовый;
г) все стаканы нагреются одновременно.

4. В каком месте жилого помещения устанавливаются обогревательные и охладительные установки?

а) обогревательные вверху, охладительные — внизу;
б) обогревательные — внизу, охладительные вверху;
в) в любом месте;
г) только внизу;
д) только вверху.

5. Какую массу воды можно нагреть на 10°С, если, израсходовано 1 кДж теплоты? (Удельная теплоемкость воды составляет 4200 Дж/кг•°С.)

Читайте также:  Магнитное взаимодействие токов задачи

1. Каким способом осуществляется передача энергии от Солнца к Земле?

а) теплопроводностью;
б) излучением;
в) конвекцией;
г) совершением механической работы над телом;
д) теплопроводностью, конвекцией и излучением в равной мере.

2. В каком из приведенных примеров энергия передаются конвекцией?

а) нагревание металлической детали в печи;
б) человек, скользящий по канату, обжигает руки;
в) нагревание воздуха в помещении от батарей;
г) человек, обогревающийся у костра.

3. Количеством теплоты называют ту часть внутренней энергии, которую тело

а) только получает от других тел при теплопередаче;
б) имело первоначально;
в) получает или теряет при теплопередаче;
г) получает при совершении над ним работы.

4. Металлический прут, внесенный одним концом в пламя свечи, вскоре нагревается весь. Каким способом осуществляется передача энергии в этом случае?

а) теплопроводностью;
б) излучением;
в) конвекцией;
г) совершением механической работы.

5. Определите удельную теплоемкость металла, если для изменения температуры от 20°С до 24°С у бруска массой 100 г внутренняя энергия увеличилась на 152 Дж.

6 Итоги урока

– Что понравилось на уроке?
– Какую тему мы повторили?
– Что понравилось на уроке?
– Какие есть вопросы?

Источник

План-конспект урока «Тепловое действие тока» (8класс)

Тема урока: Тепловое действие тока.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: 1. Ознакомить учащихся с законом Джоуля-Ленца.

2. Воспитывать дисциплинированность на уроке, самостоятельность учащихся.

3. Формировать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, практические навыки работы с оборудованием, умения и навыки решения задач.

4. Развивать познавательный интерес учащихся.

Оборудование: источник питания, соединительные провода, амперметр, вольтметр, ключ, резистор, лампа накаливания мощностью 500 Вт, стеклянная колба, микроманометр.

Оргмомент. (Задача: создание психологического настроя учащихся на урок)

2. Актуализация знаний.

Что называется электрическим током?

Какие условия необходимы для существования тока?

Назовите частицы являющиеся носителями тока в металлах?

Какие действия электрического тока вы знаете?

3. Изучение нового материала.

Итак, каждый в своей жизни наблюдал явления, которые указывают на существование теплового действия тока. Посмотрим еще раз.

Опыт 1. Над столом натягиваем железную или никелиновую проволоку и включаем в цепь источника тока. В цепь проводника, нагреваемого электрическим током, включаем амперметр и параллельно проводнику – вольтметр. Плавно изменяем, напряжение питания и наблюдаем за степенью нагрева проводника.

Электрический ток оказывает тепловое действие. Степень нагрева проводника зависит от напряжения на концах проводника и от силы тока в нем.

Опыт 2. Часть проводника, нагреваемого током, заменяем медным проводником такого же сечения. При включении источника питания нагревается до свечения только проводник большого сопротивления. Медный проводник видимым образом не нагревается.

Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени прохождения по нему тока.

Этот закон называют законом Джоуля-Ленца в честь английского физика Джоуля и российского ученого Ленца.

Вопрос: Всегда ли проводники нагреваются электрическим током?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы проделаем следующий опыт.

Опыт 3. Мощный потребитель электрической энергии соединяем с источником тока длинными соединительными проводами. При включении электрического тока соединительные провода видимым образом не нагреваются. Затем соединительные провода помещаем в герметически закрытую колбу. Нагрев проводников обнаруживается по увеличению давления нагретого воздуха с помощью микроманометра.

Электрический ток всегда нагревает соединительные провода.

При очень большом токе металлический проводник может раскалиться и перегореть. На этом основано действие плавких предохранителей. Их назначение- автоматическое отключение электрической цепи.

Читайте также:  Между полюсами постоянного магнита помещен проводник с током направление рис 82 а какая из стрелок

Электрическая проводка в жилых зданиях рассчитана на 6 А или 10 А. Для ее защиты используют квартирные предохранители (пробки).

Закрепление знаний учащихся.

Вместе с учащимися решить задачу у доски.

Если бы вам предложили один из видов деятельности на уроке, какой бы вы выбрали.

Класс разбивается на три группы.

Учащиеся первой группы работают с тестами на компьютере.

Тепловое действие тока.

?Укажите среди приведенных ниже формулировок закон Джоуля-Ленца?

Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению силы тока, напряжения и времени;

+Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени прохождения по нему;

Количество теплоты равно произведению удельной теплоемкости, массы тела на изменение температуры;

?Назовите основную единицу измерения количества теплоты?

?Во сколько раз увеличится количество теплоты, выделяемое в электрической плитке, если ток через ее спираль увеличить вдвое?

+Увеличится в 4 раза;

Увеличится в 2 раза;

?Спираль электроплитки перегорела и после ремонта укорочена. Как изменится количество теплоты, отдаваемое ею за 1 с ?

?Какое количество теплоты выделяет за 5 с константановый проводник сопротивлением 25 Ом, если сила тока в цепи 2 А?

=0-2 баллов. Очень плохо. Вы весь урок пролетали в облаках.

=3 балла. Неплохо, но нужно быть внимательнее, по активнее работать.

=4 баллов. Хорошо.Есть возможности на уроках физики получать пятёрки.

=5 баллов. Молодец! Так держать! Сегодня на уроке вы прекрасно потрудились.

Учащиеся второй группы занимаются решением задач.

№1 Сопротивление электрического утюга, работающего от осветительной сети напряжением 200В, равно 40 Ом. Какое количество теплоты выделяется в утюге в 1 с?

Изменится ли количество теплоты, если спираль утюга немного укоротить?

№2 Рассчитайте сопротивление электрической плитки, если она при силе тока 5 А за 10 мин потребляет 90 кДж энергии.

Изменится ли количество теплоты, выделяемое плиткой, если ее сопротивление увеличить?

Учащиеся третьей группы работают экспериментально.

№1. Определить количество теплоты, выделяемое электрической лампочкой за 5 с.

Начертить схему электрической цепи.

№2. Какое количество теплоты выделяет резистор сопротивлением 2 Ом за 3 с?

Начертить схему электрической цепи.

Доп-но: 1.Реостат сопротивлением 100 Ом полностью введен в цепь, сила тока в которой 3 А. Вычислите количество теплоты, выделяемое реостатом в течение 15 мин.

2. Почему в плавких предохранителях не применяют проволоку из тугоплавких металлов?

5. Подведение итогов урока.

7. Д/з. п. 53 (теоретически получите формулу расчета количества теплоты, выделяемого проводником с током)

Задача Проводник сопротивлением 10 Ом при прохождении тока, за 10 с, выделяет 0,4 кДж теплоты. Определите силу тока в проводнике?

Определите мощность этого проводника.

Источник

ФИЗИКА 8 КЛАСС. КОРМАКОВ Н.А. ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ. ТЕСТЫ. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Материалы по физике для 8 класса. Автор Кормаков Н.А.

Тесты для самоконтроля к опорным конспектам

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии — смотреть

Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Энергия топлива — смотреть

Расчёт количества теплоты. Закон сохранения энергии — смотреть

Плавление и отвердевание — смотреть

Испарение. Кипение. Удельная теплота парообразования — смотреть

Работа пара и газа. Тепловые двигатели — смотреть

Электризация тел. Электроскоп. Электрическое поле — смотреть

Делимость заряда. Электрон. Строение атома — смотреть

Объяснение электрических явлений. Проводники и непроводники — смотреть

Электрический ток. Электрическая цепь — смотреть

Электрический ток в металлах. Действия тока — смотреть

Закон Ома для участка цепи — смотреть

Работа и мощность тока. Закон Джоуля- Ленца — смотреть

Лампа накаливания. Электронагревательные приборы — смотреть

Магнитное поле катушки. Электромагниты — смотреть

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли — смотреть

Действие магнитно поля на проводник с током. Электродвигатель — смотреть

Источники света. Распространение света — смотреть

Линзы. Изображения, даваемые линзой — смотреть

ОТВЕТЫ к тестам для самоконтроля — смотреть

Итоговые тематические тесты

ОТВЕТЫ к итоговым тестам — смотреть

Изменение агрегатных состояний вещества — смотреть

Работа и мощность тока — смотреть

ОТВЕТЫ к контрольным работам — смотреть

 Класс!ная физика - YouTube

Азбука физики
Азбука физики. Класс!ная физика
Научные игрушки
Научные игрушки. Класс!ная физика
Простые опыты
Простые опыты. Класс!ная физика
Этюды об ученых
Этюды об ученых. Класс!ная физика
Решение задач
Решение задач
Презентации
Учебные презентации

Источник

Adblock
detector