Меню

Что такое сопротивление тока физика 8 класс



Что такое сопротивление

Что такое сопротивление?

Сопротивление (электрическое сопротивление) – это свойство какого-либо проводника оказывать сопротивление электрическому току, проходящему через него. Вот так все просто!

Давайте проведем аналогию с гидравликой. В нашем случае получается, что проводник электрического тока – это шланг или труба. Теперь давайте подумаем, какой из предметов будет оказывать бОльшее сопротивление потоку воды: садовый шланг или нефтяная труба?

нефтяная магистраль

Понятное дело, что садовый шланг, так как его диаметр в разы меньше, чем диаметр нефтяной трубы.

Тогда другой вопрос. Какой шланг будет обладать бОльшим сопротивлением потоку воды с учетом того, что их длины и диаметры равны?

Разумеется, гофрированный. Вода будет “цепляться” за его стенки, что приведет к тому, что они будут мешать потоку воды.

Тогда еще вот такая задачка. Есть два абсолютно одинаковых шланга, но один длиннее, а другой короче. Какой из шлангов будет оказывать бОльшее сопротивление потоку воды?

Что такое сопротивление Что такое сопротивление

Думаю тот, который длиннее. Ответ очевиден.

Сопротивление проводника

Так почему бы все эти свойства не применить также к проводнику? Чем тоньше и длиннее проводник, тем больше его сопротивление электрическому току. Большую роль играет также материал, из которого он изготовлен.

Поэтому, окончательная формула будет принимать вид

В технике до сих пор применяется устаревшая единица измерения удельного сопротивления Ом × мм 2 /м. Чтобы перевести в Ом × м, достаточно умножить на 10 -6 , так как 1 мм 2 =10 -6 м 2 .

удельное сопротивление веществ

Как вы видите из таблицы выше, самым маленьким удельным сопротивлением обладает серебро, поэтому провод из серебра будет наилучшим проводником. Ну а самым распространенными и дешевыми проводниками являются медь и алюминий. Именно эти два металла в основном используются во всей электронной и электротехнической промышленности.

Вещества, которые оказывают наименьшее сопротивление электрическому току и обладают очень малым сопротивлением называются проводниками, а вещества, которые обладают ну очень большим сопротивлением электрическому току и почти его не пропускают через себя, называются диэлектриками. Между ними стоит класс полупроводников.

Что такое сопротивление 1 Ом?

Проводник обладает сопротивлением 1 Ом, если на его концах напряжение составляет 1 Вольт при силе тока, проходящей через него в 1 Ампер.

сопротивление 1 Ом

сопротивление 1 Ом

Это самое простое объяснение, что такое 1 Ом. В электротехнике и электронике сопротивление обозначается буквой R .

Как найти сопротивление в цепи?

Его можно узнать из закона Ома, который связывает силу тока, напряжение и сопротивление. В этом случае, оно рассчитывается по формуле

формула сопротивления через закон Ома формула сопротивления через закон Ома

R – сопротивление, Ом

U – напряжение на концах проводника, Вольты

I – сила тока, текущая через проводник, Амперы

То есть нам достаточно замерить напряжение на концах какого-либо проводника и измерить силу тока, проходящую через него. После применить формулу и рассчитать сопротивление проводника. Давайте для закрепления решим простую задачу.

Задача

Рассчитать сопротивление проводника, если известно, что на него подают напряжение 5 Вольт и сила тока, проходящая через него 0,1 Ампер.

Решение

формула сопротивления через закон Ома

решение задачи на сопротивление

В электронике и электротехнике используют специальные радиоэлементы, которые обладают сопротивлением электрическому току – резисторы. Более подробно про них можно прочитать в этой статье.

постоянные резисторы

постоянные резисторы

Также вот вам видео, где очень умный преподаватель объясняет, что такое сопротивление

Близкие темы к этой статье

Источник

Физика 8 класс. Сопротивление. Единицы сопротивления. Закон Ома.

Физика 8 класс. Конспект. Сопротивление

Физика 8 класс. Сопротивление. Единицы сопротивления.
Закон Ома.

Читайте также:  Когда используется постоянный ток а когда переменный

Сила тока в цепи зависит не только от напряжения, но и от свойств проводников, включённых в цепь. Зависимость силы тока от свойств проводника объясняется тем, что разные проводники обладают различным электрическим сопротивлением.

Электрическое сопротивление это физическая величина. Обозначается буквой R. За единицу сопротивления принимают 1 Ом – сопротивление такого проводника, в котором при напряжении 1 В сила тока равна 1 А.

1 Ом = 1В/1А

Применяют также другие единицы сопротивления: миллиом (мОм), килоом (кОм), мегаом (Мом).

1 мОм = 0,001 Ом

1 кОм = 1000 Ом

1 МОм = 1 000 000 Ом

Причиной сопротивления является взаимодействие движущихся электронов с ионами кристаллической решеткой. Разные проводники обладают различным сопротивлением из-за различия в строении их кристаллической решетки, из-за разной длины и площади поперечного сечения.

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.

где I – сила тока в участке цепи, U – напряжение этого участка, R – сопротивление участка.

Сопротивление R – величина постоянная для данного проводника и не зависит ни от напряжения, ни от силы тока. Если напряжение на данном проводнике увеличится в несколько раз, то во столько же раз увеличится сила тока в нем, а отношение напряжения к силе тока не изменится.

Сопротивление прямо пропорционально длине проводника, обратно пропорционально площади его поперечного сечения и зависит от вещества проводника.

Удельное сопротивление – это физическая величина, которая определяет сопротивление проводника из данного вещества длиной 1 м, площадью поперечного сечения 1 м 2 .

где ρ – удельное сопротивление проводника, l – длина проводника, S – площадь поперечного сечения.

Единицы удельного сопротивления:

1 Ом · м или (1 Ом · мм 2 ) / м

Удельное сопротивление изменяется с изменением температуры.

Пример:

у металлов с повышением температуры удельное сопротивление увеличивается

Из всех металлов наименьшим удельным сопротивлением обладают медь и серебро – они лучшие проводники электричества.

Большим удельным сопротивлением обладают фарфор и эбонит, их используют в качестве изоляторов.

Для регулирования силы тока в цепи используют специальный прибор – реостат.

Конспект составлен на основании теоретического материала учебника «Физика 8 класс» А.В. Перышкин

Источник

Физика. 8 класс

Тип урока – урок открытия нового знания.

— сформировать у учащихся умения реализации новых способов действия;
— ввести понятие электрического сопротивления;
— выяснить причину сопротивления проводника электрическому току;
— описать единицы сопротивления;
— рассмотреть простейшие электрические цепи;
— рассмотреть зависимость силы тока от напряжения, зависимость силы тока от сопротивления, закон Ома, зависимость силы тока от вида проводника, включённого в цепь;
— развивать логическое мышление, воспитывать интерес к физике.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

Познавательные УУД:

— поиск и выделение новой информации по теме;
— нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— построение логической цепи рассуждений;
— умение переносить и применять знания по данной теме в новых условиях;

Регулятивные УУД:

— умение ориентироваться в своей системе знаний;
— оценивать правильность выполнения действия;
— умение корректировать действие после его завершения;
— высказывать свое предположение;
— развитие контроля и самоконтроля;

Коммуникативные УУД:

— умение оформлять свои мысли в письменной форме;

Личностные УУД:

— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
— развитие логического мышления;
— развитие памяти, наблюдательности, внимания;
— расширение кругозора учащихся.

Планируемые результаты:

— формирование умения получать представления о физических величинах и их единицах, используемых для описания электрического тока
— научиться наблюдать и описывать физические явления, связанные с исследованием зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах;
— формирование навыков по сборке электрической цепи и измерению электрического сопротивления;

Читайте также:  Как взвесить силу тока

— формирование целостной картины мира;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; в том числе в информационной деятельности;

метапредметные

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Организационный этап

Мотивационный модуль

Выполняется упражнение на соответствие картинки и надписей и формулируется тема урока.

— Объяснение нового материала

Объясняющий модуль

— Закрепление нового материала.

Тренировочный модуль

Выполнение упражнений для закрепления нового материала.

Контрольный модуль

Выполнение упражнений для контроля понимания нового материала.

Источник

Конспект урока физики в 8 классе»Электрическое сопротивление»

Урок физики в 8б классе на тему:

«Электрическое сопротивление»

Скажи — и я забуду,

Покажи — и я запомню,

Дай действовать-и я научусь.

китайская народная мудрость

образовательные:

познакомить учащихся с электрическим сопротивлением проводников как физической величиной, дать объяснение природе электрического сопротивления на основании электронной теории,

обеспечить усвоение учащимися зависимости сопротивления проводника от его геометрических параметров на количественном и качественном уровнях;

развивающие:

развитие синтезирующего и абстрактного мышления;

развитие познавательных умений: составлять план, наблюдать, делать опыты;

развитие политехнических умений, развитие умений работать в парах;

воспитательные:

воспитывать бережное отношение к школьному физическому оборудованию, уважительное отношение друг к другу, воспитывать инициативность, уверенность в своих силах.

Используемые методы обучения:

практический, проблемный, исследовательский, аналитический, сравнительный.

Оборудование: демонстрационный амперметр и вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода, демонстрационный магазин сопротивлений,

портреты ученых, компьютер, мультимедиапроектор, экран, тесты, карточки, презентация к уроку.

Для учащихся: выпрямители, соединительные провода, ключи, лампочки на подставке, резисторы или реохорды (из разных материалов, разной длины, разного сечения), амперметры.

Актуализация знаний учащихся. Постановка целей и задач урока.

Изучение нового материала. Проектно-исследовательская работа.

Закрепление знаний, умений и навыков (решение задач, тестирование)

Подведение итогов. Рефлексия

1. Организационный момент

Учитель: По словам русского поэта ХIХ века Якова Петровича Полонского,

Царство науки не знает предела –
Всюду следы ее вечных побед,
Разума слово и дело,
Сила и свет.

Эти слова по праву можно отнести к теме, которую мы сейчас изучаем — электрические явления. Они подарили нам много открытий, осветивших нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще непознанного вокруг!

Электрическая энергия необходима в быту. Без нее не работали бы электрические лампочки, электрочайники, утюги, фены, холодильники, пылесосы, микроволновые и электрические печи, компьютеры, телевизоры. На улицах вечером было бы темно. Не ходили бы трамваи, троллейбусы и поезда. Не печатались бы газеты и журналы, не работали бы заводы и фабрики.

Вспомним, что изучая тему «Электрические явления», вы узнали основные величины, характеризующие электрические цепи.

2. Актуализация знаний учащихся

Опрос по пройденному материалу в виде решения кроссворда.

1. Чертеж на котором изображен способ соединения приборов

Читайте также:  Нет друзей у меня тока знакомые

2.Упорядоченное движение заряженных частиц

3. Единица измерения силы тока. Названа в честь ученого Ампера

4. Прибор для измерения силы тока. Как он подключается?

5. Единица измерения напряжения? Итальянский ученый, построивший первый источник тока ( портрет)

6.Прибор для измерения напряжения в цепи. Как он подключается?

7. Физическая величина, характеризует электрический ток в проводнике.

8. В каждом доме, и квартире,

И в любимой вами школе

Хорошо известно вам

Ток течет по (проводам).

9. Он замкнет любую цепь,

Невелик он, но могуч!

Остановит вмиг конвейер,

Даже открывает двери!

Что это такое? (ключ)

10. Частица, имеющая наименьший отрицательный заряд

11. Физическая величина, которая характеризует электрическое поле

12. Атом, потерявший электроны

13. В калькуляторе, в часах

Ей везде найдется дело.

Плохо, если вдруг она

Почему-то сразу села.

Ты ответа не жалей-ка что же это? (батарейка)

Учитель: А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по следующему плану:

Что характеризует данная величина?

По какой формуле находится?

В каких единицах измеряется?

Каким прибором измеряется или изменяется?

Ученики:
Сила тока – характеризует электрический ток в проводнике.
hello_html_32696879.png – формула для нахождения силы тока, где q-заряд, проходящий через поперечное сечение проводника, t-время прохождения заряда. Единица измерения – ампер. Измеряется сила тока – амперметром.
Напряжение -величина, которая характеризует электрическое поле.
hello_html_7e78d637.png– формула для нахождения напряжения, где А- работа по переносу заряда через поперечное сечение проводника, q-заряд. Единица измерения – вольт. Напряжение измеряется вольтметром.

Учитель: Ребята, а что вы знаете об ученых, открывших силу тока, напряжение?

(Ученики приготовили сообщения об ученых физиках)

Ученики: Единицы измерения физических величин силы тока и напряжения, названы в честь ученых Ампера и Вольта

Андре-Мари Ампер – на его памятнике высечена надпись: «Он был также добр и также прост, как и велик». Славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке.

Алессандро Вольта – был рыцарем почетного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Изобрел электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов».

Мы разгадали кроссворд, в нем выделены слова, которые будут ключевыми на нашем уроке — Проводник и Сопротивление.

Запишите тему урока: электрическое сопротивление.

3. Изучение нового материала.

1)Выясним, как зависит сила тока от сопротивления, если напряжение остается постоянным.
Обратимся к опыту. Соберем цепь, состоящую из источника тока, амперметра, вольтметра, проводников сопротивлением 1 Ом, 2 Ом, 3 Ом.

В цепь по очереди включаем проводники, обладающие различным сопротивлением. Напряжение на концах проводника во время опыта поддерживается постоянным. Силу тока в цепи измеряем амперметром. Вывод: сила тока зависит не только от напряжения, но и от свойств проводников .

Это означает, что разные проводники оказывают разное противодействие току, т.е. оказывают сопротивление . Сопротивление характеризует сам проводник, обозначается – R, единица измерения (СИ)-1Ом.

Георг Ом – немецкий учёный, который впервые ввёл это понятие в физику.

За единицу сопротивления принимают сопротивление такого проводника, в котором при напряжении 1 В сила тока равна 1 А

На практике используются и другие единицы сопротивления:

1 МОм = 1000000 Ом

Результаты измерений поместим в таблицу :

№ опыта

Напряжение на концах проводника, В

Сопротивление проводника, Ом

Источник