Меню

Автомат счетчик старения масла



Датчик (счетчик) старения масла в вариаторе. Что это такое и нужно ли его обнулять

В статье про вариатор (также известный как – «CVT»), я не упомянул про так называемый счетчик (многие называют датчик) старения масла. Сделал я это преднамеренно, потому как это тема для отдельной статьи и видео. Очень много мифов ходит вокруг этой «штуковины», во-первых — где она находится, во-вторых — для чего она нужна, в-третьих — стоит ли ее сбрасывать (или как многие называют обнулять) при замене смазки и фильтров. Если почитать форумы, задать вопрос официальному дилеру, а также почитать инструкции к эксплуатации – мнения у всех расходятся. Есть и правильное, на мой взгляд, про это пойдет разговор ниже (будет и видео версия). НУ что же давайте закроем эту тему раз и навсегда …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Как я уже говорил я сталкивался с вариаторной трансмиссией, причем сталкивался и с надобностью обнуления датчика. Однако в старых CVT скажем 2000 годов, такого понятия вообще не существовало, а первых раз оно начинает появляться только в 2006 – 2008 годах. Так что же это такое и зачем нужно

Определение

Счетчик (датчик) старения масла – это специальный алгоритм, который учитывает нагрузки на трансмиссию и служит для считывания с нее эксплуатационных данных, нужных при замене смазки и расходных материалов, а также для диагностики. Как правило, никаких действий по повышению или понижению давления внутри он не принимает.

Простыми словами нужен он только для того чтобы знать в каких режимах эксплуатации работал ваш вариатор. Если они были жесткими, тогда жидкость внутри стоит менять намного чаще.

Миф первый – где находится?

Зачастую многие и не знают — где находится этот чудо-прибор! Нет, я сейчас не говорю про все машины сразу (возможно у кого-то его все же поставили), также не говорю про китайские чудо-аппараты, которые можно купить на «АЛИ» и подключить к ЭБУ или разъему OBD2. Я сейчас про массовый сегмент.

Так вот зачастую вы просто не найдете этот счетчик, потому как его просто НЕТ! Подсчет ведется средствами ЭБУ и по информации многих датчиков

То есть простыми словами, физически его нет и вы не найдете его установленным в какую-либо часть коробки. Информация накапливается внутри электронного блока управления, записывается опираясь на многие параметры — такие как реальное время работы, вращения валов, температура, пробег, скорость и т.д. Работает специальный алгоритм, который присваивает баллы, считав которые вы можете сделать определенный вывод в эксплуатации этой трансмиссии.

Миф второй – регулирует давление при большом пробеге

Высказывалось и такое мнение, что при определенном большом пробеге, когда смазка внутри уже начинает терять свои свойства, этот датчик начинает регулировать давление (повышая или понижая) для лучшей работы всей трансмиссии в целом.

Скорее всего, это также миф! Почему? Да все очень просто, есть два моих возражения разбивают эту теорию:

  • Потеря вязкости масла от старения. Я сейчас не буду перебирать все смазки, которые нужно лить в CVT, но постараюсь провести аналогию с моторным маслом. Вспоминается такой показатель как — Сантистокс (cCт или cSt) это и есть текучесть масла сквозь калиброванное отверстие в воронке (куб.см. в секунду). Для примера возьмем моторное 5-30, при рабочей температуре в нормальных значениях (не экстремальных) он равен 11-14 сСт. Как видите, по SAE указан именно диапазон (а не точное число), то есть при рабочих нагрузках он не должен превышать 14 единиц. К чему я это веду — параметры должны сохраняться во весь срок эксплуатации (от замены до замены) и не нуждаются в дополнительной корректировке. В свою очередь производитель учитывает «деградацию» масел и в парах трения закладывает зазоры, которые работают в допустимых диапазонах! И это в двигателе! Если провести аналогию с вариатором все тоже самое, вам просто нужно заменить в определенный пробег жидкость и характеристики восстановятся! ТО ЕСТЬ ПО ПРОБЕГУ, А НЕ ПО ДАВЛЕНИЮ!
Читайте также:  2 тарифный счетчик электроэнергии что это такое

  • В качестве бреда допускаем, что вариатор очень точная коробка передач. И что он требует очень высокой точности в параметрах рабочей жидкости и действительно регулирует давление по счетчику старения. ТОГДА – такое устройство стояло бы просто как самолет (а у нас обычный серийный авто). Хорошо давайте прикинем, опять же берем пример с двигателя. Его синтетическая смазка при «нуле» градусов и при «ста» отличается в разы 0 – 6452 сСт, а при 100 – 12,1 сСт, то есть разница около 530 раз! Если допустить теорию с регулировкой давления по датчику (по руководству ЭБУ), то насос будет ловить 3 – 4 сСт! А от нашего огромного значения это просто сотые или даже тысячные доли процента от номинала. Таким заниматься никто не будет, да и расширение металлов позволяет.

В итоге миф про давление – разбивается о скалы реальности. Как вы понимаете, эти данные нужны только для общей информации о вариаторе, о его нагрузках (как и где он эксплуатировался), необходимости замены жидкости внутри.

В каких единицах считает датчик?

Многие пишут что — в километрах, другие говорят — что в часах, третьих – в баллах! Где правда? Я склоняюсь верить что в баллах, причем такая информация проскальзывает во многих мануалах по эксплуатации и ремонту.

Идея очень простая и гениальная в тоже время. «Баллы» они же «условные единицы» работы. Например вам производитель рекомендует менять при 60 000 баллов или у.е

Баллы накапливаются от времени работы (каждая минута – 1балл или 1у.е.), но они корректируются от температуры внутри.

  • До 90 градусов – 1 балл
  • От 100 до 109 – 2балла
  • От 110 до 119 — 4б.
  • От 120 до 129 — 6б.
  • От 130 до 139 — 8б.

Таким образом — при буксовании в грязи или снегу, при больших пробках летом, таскании машин и прицепов сзади, резких стартов с перегревами, и прочих насильственных действиях вы быстрее набираете — «условные единицы» и ваше масло нужно быстрее менять.

ТО ЕСТЬ 60000у.е – не всегда может быть 60 000км особенно в условиях больших городов с огромными пробками

Думаю никому не нужно объяснять в необходимости замены жидкости внутри вариатора? Чем чаще будет замена (производитель рекомендует в 60000 – меняем в 50000) чем дольше будет ходить ваша трансмиссия

Нужно но ли обнулять счетчик?

КОНЕЧНО НУЖНО, причем при каждой замене. Например, для НИССАНОВ в электронном сервисном мануале так и написано — Delete CVT fluid deterioration date with CONSULT-III after changing CVT fluid.

То есть – «Удаляем значения о деградации CVT жидкости при каждой ее замене»

Как я считаю нужно это по нескольким пунктам:

  • Вы будете видеть, в каких условиях работает ваша коробка
  • Полный контроль над интервалами замены
  • Если будете руководствоваться этими цифрами – ОДНОЗНАЧНО продлит срок службы вариатора
  • При продаже можете показать новому хозяину — что и где делалось и сколько уже «натикало»! Такое углубленное погружение в проблему однозначно найдет отклик

Сейчас видео версия смотрим

НА этом заканчиваю. Если подвести итог – счетчик старения (деградации) масла устройство нужное, особенно с ростом больших городов и пробок в них. ОН НЕ РЕГУЛИРУЕТ ДАВЛЕНИЕ ВНТУРИ, но носит нужную и очень ценную информацию, используя которую ваш CVT прослужит намного дольше. ИСКРЕННЕ ВАШ АВТОБЛОГГЕР.

Читайте также:  Бытовые счетчики газа с минимальным расходом

(8 голосов, средний: 4,50 из 5)

Похожие новости

Режим паркинг АКПП. Принцип работы, как это устроено в «автомате.

Нужно ли менять масло в механической коробке передач. НА таких а.

Дополнительный радиатор АКПП. Улучшаем охлаждение. Как продлить .

Источник

Что такое датчик старения масла в CVT, где он находится и как выполняется сброс

Вариаторные коробки передач (CVT) лишь сравнительно недавно начали активно появляться на новых автомобилях. Даже эксперты признают, что такие КПП оптимально подходят только для городских условий и для эксплуатации без повышенной нагрузки.

Но поскольку спрос на городские модели стремительно растёт, то и предложениям оснастить их коробками CVT никто не удивляется. При определённых условиях это весьма практичные и удобные варианты КПП.

Как и во всех коробках, здесь применяется масло. У него есть определённый ресурс. Хотя в мануале многих производителей указано, что смазка в вариатор заливается на весь срок эксплуатации. В действительности это не совсем так. В России условия достаточно тяжёлые, из-за чего масло начинает быстрее состариваться. За старением масла следит так называемый датчик или счётчик старения. Вокруг него ходит много разговоров, но не все до конца понимают, о чём идёт речь.

Что это такое

Для начала нужно вникнуть в суть счётчика старения масла в вариаторе и понять его функциональное назначение.

Счётчиком или датчиком старения называют специальный алгоритм, который требуется для диагностики состояния автомобиля и определения режима эксплуатации вариаторной коробки передач. Этот алгоритм записывает в память электроники коробки информацию. Далее специалисты СТО могут её считать и понять, нужно ли менять в CVT масло или нет.

Физическим датчиком этот счётчик не является. Это просто программный алгоритм, завязанный на множество контроллеров, соединённых с ЭБУ.

По мере увеличения жёсткости условий эксплуатации автомобиля и самой коробки передач, снижается интервал для замены расходной жидкости в CVT.

Где находится счётчик

Пытаясь провести диагностические или ремонтные работы, связанные с вариатором, автомобилист пытается отыскать этот контроллер. Он считает, что устройство может выйти из строя, либо для считывания информации к нему следует подключиться напрямую.

В действительности счётчик он только условно может считаться датчиком. Он анализирует масло и его состояние, то есть старение, опираясь на различную информацию со стороны ЭБУ. Физически вы никак не сможете отыскать в коробке вариатор или где-либо ещё это устройство. Его просто не существует.

Хотя его называют датчиком или счётчиком, в действительности это запрограммированный алгоритм.

Как считывается информация

Достаточно интересный вопрос, на который нужно обязательно ответить.

Есть несколько мнений касательно того, как и в каких единицах ведётся подсчёт. Существуют варианты, согласно которым считывание идёт по минутам, километрам или часам. Но все эти версии ошибочные.

Подсчёт старения масла ведётся в условных единицах.

Это своего рода баллы, которые многие ассоциируют с километрами, по аналогии с пробегом. Но неправильно утверждать, что 1 балл равен 1 пройденному километру.

Алгоритм запрограммирован считать эти баллы, отталкиваясь от срока эксплуатации коробки и прочих дополнительных факторов. Главных из них выступает температура.

Для этого нужно взять простой пример. Автомобиль оснащён коробкой CVT, и эксплуатируется в штатных городских условиях, никакой дополнительной чрезмерной нагрузки в виде прицепа или плохого дорожного покрытия нет. Это позволяет поддерживать температуру внутри вариатора в пределах нормы, то есть в диапазоне 85-95 градусов Цельсия. Для каждой коробки CVT есть свои нормы по температуре.

Если условия такие, тогда за один километр или 1 минуту поездки счётчик насчитает только 1 балл или 1 условную единицу измерения.

Но как только температура начинает повышаться, то пропорционально растёт количество баллов за 1 минуту или 1 км.

Читайте также:  Сертификат соответствия для счетчика meter

Когда температура в вариаторе достигает примерно 120 градусов Цельсия, что уже далеко от нормы, тогда в электронный блок управления будет записано примерно 5-8 баллов за 1 минуту. Если температура окажется ещё выше, тогда и количество баллов возрастёт.

Чем тяжелее условия эксплуатации авто с CVT, тем больше баллов начисляется счётчиком старения, и от этого быстрее приближается срок для замены масла в коробке.

К тяжёлым условиям для вариаторных коробок относят:

  • пробуксовки в болоте и лужах;
  • езда по снегу;
  • поездки с прицепом;
  • длительный простой в пробках и пр.

Всё это способствует повышению температуры и нагрузки на CVT. Потому счётчик мотает быстрее.

Некоторые автопроизводители в руководстве по эксплуатации прописывают интервал, при котором проводится замена масла в вариаторе. При этом учитывается не пробег, а именно количество баллов на счётчике. Чаще всего встречаются цифры в районе 50-60 тысяч условных единиц.

Только ошибочно считать, что 50 000-60 000 баллов это аналог 50-60 тысяч км. Баллы обычно насчитываются намного быстрее.

Требуется ли обнулять счётчик

Автомобилистов, которые эксплуатируют машины с установленными на них вариаторными коробками передач, закономерно интересует один вопрос. Он касается того, требуется ли обнуление счётчика.

Тут ответ однозначный. На автомобилях с CVT обнуление является обязательной процедурой. Если вы обслуживаетесь у официального дилера, специалисты сами сумеют обнулить датчик и начать новый отсчёт старения. Выполнить сброс самостоятельно сложнее.

Во многих сервисных книжках прописано, что нужно обнулять показатели датчика старения масла в коробке. Есть 2 основные причины, для чего это делается:

  • Эта информация даёт понять, в каком режиме эксплуатируется автомобиль и сам вариатор. То есть специалисты и просто автомобилисты могут узнать, есть ли проблемы на CVT после его последнего обнуления.
  • Если скинуть на вариаторе датчик старения масла после его замены, это упрощает определение в дальнейшем даты следующей замены.
  • На некоторых автомобилях, если не сбросить параметры, счётчик будет провоцировать появление ошибки при подключении специализированного диагностического оборудования.

С позиции автовладельца такая информация ему не сильно требуется. Зато это хороший способ узнать подробности эксплуатации автомобиля с вариатором при покупке машины на вторичном рынке.

Наличие ошибок при подключении диагностического устройства или большое количество баллов за короткий промежуток эксплуатации позволяют закономерно предположить, что вариатор эксплуатировался в очень тяжёлых условиях, а потому с ним могут в ближайшее время возникнуть достаточно серьёзные проблемы. От покупки такой машины покупатель скорее откажется.

Увы, вариаторы далеки пока от совершенства. Это наиболее уязвимые и нежные коробки передач, очень восприимчивые к нагрузкам. Деликатность CVT заставляет покупателей на вторичном рынке крайне внимательно подходить к вопросу покупки подержанных машин с вариатором.

Только убедившись в том, что вариатор не нагружали и эксплуатировали его в штатном режиме, можно соглашаться на сделку. Не последнюю помощь в этом деле окажет счётчик старения масла.

Как выполняется сброс

В настоящее время автопроизводителями не предусмотрена специальная последовательность действий, которая бы позволяла автовладельцу самостоятельно без постороннего оборудования сбросить счётчик старения, как это делается в случае со сбросом того же межсервисного интервала.

Чтобы скинуть показатели датчика старения масла в CVT, требуется подключиться внешним адаптером в ЭБУ.

Оптимально это делать через официальные сервисные центры. В дилерских СТО присутствует специализированное оборудование, подходящее для конкретной марки автомобиля.

Их аналоги можно приобрести через Интернет, но эффективность и работоспособность таких адаптеров находится под сомнением. Не все их них подходят и отображают нужную информацию.

Просто следить за счётчиком можно через программное обеспечение, устанавливаемое на смартфоны. Телефон соединяется с ЭБУ через эту программу, и на дисплее просматриваются все параметры.

Источник

Adblock
detector